Контрольно-оценочные средства по дисциплине Психология личности и профессиональное самоопределение
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
2331720196215
Комплект контрольно-оценочных средств
по ПРОГРАММе ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 14 Психология личности и профессиональное самоопределение
название дисциплины
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)по специальности СПО
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
код название
Лиски 2016
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплины ОП.14 Психология личности и профессиональное самоопределение разработан на основе программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Разработчики:
Попова Юлия Анатольевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Содержание
1. Общие положения
2. Формы промежуточной аттестации по дисциплине
3. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
4. Типовые задания для оценки освоения дисциплины
5. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Общие положенияРезультатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области профессионального самоопределения, развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, психической регуляции поведения человека, современного состояния рынка труда, поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей специальности, а также овладение общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
2. Формы промежуточной аттестации по дисциплине
Таблица 1
Наименование
дисциплины Форма контроля и оценивания
Промежуточная аттестация
Психология личности и профессиональное самоопределение 8 семестр – дифференцированный зачет
3. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Таблица №2
Требования к результатам
освоения
(должен уметь, знать) Функциональная принадлежность оценочного средства
Уметь
– применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими Практическое занятие «Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности»
Практическое занятие
«Заполнение матрицы выбора специальности»
– использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения Практическое занятие
«Профессиональный отбор»
– на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения Практическое занятие «Человеческие возможности»
– планировать и составлять временную перспективу своего будущего Практическое занятие «Определение изменений состава профессий и специальностей на одном из предприятий за последние пять лет»
– успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде Практическое занятие «Составление резюме»
Практическое занятие «Составление плана профессиональной карьеры»
Знать
– необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения Контрольная работа №1 «Становление личности»
Дифференцированный зачет
– простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека Контрольная работа №2 «Психические особенности личности»
Дифференцированный зачет
– современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью Контрольная работа №3 «Человеческие возможности»
Дифференцированный зачет
– основные принципы и технологии выбора профессии Дифференцированный зачет
– методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности Дифференцированный зачет
Таблица №3
Требования к результатам
освоения
(общие компетенции) Формы и методысформированности компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках специальности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Наблюдение за соблюдением технологии изготовления программного продукта.
ОК 3Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Наблюдение за поведением в нестандартных и нештатных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения постановки профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач, практического задания.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания Наблюдение за проявлением лидерских качеств, за самостоятельной организацией работы и качеством его выполнения.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Наблюдение преподавателем за процессом самообразования (использование дополнительных информационных источников), за планированием студентом повышения квалификации (выполнение работы повышенной сложности).
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Наблюдение за соблюдением действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий, обновлением программного обеспечения.
4. Типовые задания для оценки освоения дисциплины
Текущий контроль 7 семестр
Практическое занятие
форма текущего контроля
по теме:
«Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального
развития личности »
Цель: Практически применять на практике полученные знания и навыки на производстве
По завершению практического занятия студент должен уметь: применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 минут)
Необходимые принадлежности
1. Раздаточный материал в виде таблиц
Задание
1. Ответьте на поставленные вопросы и приведите свой пример
Самоопределение это - __________________________________________________________.
Профессиональное самоопределение зависит от _____________________________________, а личностное – _________________________________________________________________.
2. Заполнить таблицу, перечисляя знания, полученные в процессе изучения дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла и привести примеры применения на практике (Эксплуатационное локомотивное депо) в различных условиях профессиональной деятельности.
Дисциплина, междисциплинарный курс Знания получение в процессе обучения Место прохождение практики Применение знаний в различных условиях профессиональной деятельности
Оформление отчета
1. Ответ переписать в тетрадь для лабораторных и практических занятий по очереди отвечая на вопросы. Например: 1. профессиональное самоопределение зависит от .... и с новой строки привести пример профессионального и личностного самоопределения, потом с красной строки написать второй вопрос и заполнить таблицу, вклеив ее в тетрадь после заполнения.
Контрольные вопросы
1. Значение профессионального самоопределении.
2. Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором специальности.
3. Значение творческого потенциала человека, карьеры
Литература
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
2. [7] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание).
3. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание).
4. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание).
Практическое занятие
форма текущего контроля
7 семестр
по теме:
«Заполнение матрицы выбора специальности»
Цель: Выявление психофизиологических и психологических ресурсов личности в связи с выбором специальности
По завершению практического занятия студент должен уметь: применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 минут)
Необходимые принадлежности
1. Раздаточный материал в виде таблиц
Задание
1.Разделить представленный список на профессии, специальности, должности
Профессия Специальность Должность
Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-механик, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, экономист, депутат, прачка
и дополнить своими профессиями, специальностями и должностями во все три столбца не менее 5 штук.
2.Определить, к какому типу относятся профессии, специальности:
Природа Техника Человек Знак. система Художественный образ
Эколог, экскурсовод, токарь, программист, режиссёр, агроном, стюардесса, вышивальщица, повар, корректор издательства, менеджер по персоналу, дрессировщик, механик, воспитатель, реставратор, контролёр, пианист, экономист, швея, фотограф, ветеринар, наладчик оборудования, почтальон, пчеловод, следователь,
и добавить свои варианты во все три столбца не менее 5 штук.
3. Заполнить таблицы в соответствии с выбранной Вами специальностью.
Специальность_____________________________________________________________
Распространенность выбранной специальности________________________________
Отрасль экономики_____________________________________________
Подготовка кадров
Типы
учебных
заведений,
формы
подготовки Продол-
житель-
ность
обучения Условия
поступления
(образование.
возраст, пол) Уровень
получаемой
квали-
фикации
Перспективы
профессио-
нально ква-
лификацион-
ного и долж-
ностного
роста Отсев из
учебных
заведении
'
Типовые производственные показатели работы
Сфера
деятель-
ности
и виды
труда Пред-
мет и
цель
труда Типы
основных
орудии
труда Важнейшие
производ-
ственные
операции,
обязан-
ности Виды
профессио-нальных
труд-
ностей
и ошибок Преобла-
дающие
типы
деятель-
ности Формы
организации труда
и характер
социальных
связей
Санитарно-гигиенические условия труда
Микроклиматические условия Режим и ритм труда Основные виды проф. вредности Травматизм Профзаболевания Мероприятия по охране труда
Медицинские противопоказания_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Квалификационный профиль
Обще-
образо-ватель
ная
подго-
товка Профес-
сиональ-
ная
подго-
товка Общий
уровень
интел-
лекта Владе-
ние
словом Владе-
ние
числом Простран
ственная
ориента
ция Вос-
прия-
тие
фор-
мы Мо-
торная
коор-
дина-
ция Склон-
ность к
научно-
техни-
ческой
деятель-
ности Специ-
фиче-
ские способ
ности
Оформление отчета
1. Заполнить таблицы и вклеить в тетрадь для лабораторных и практических занятий
Контрольные вопросы
1. Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором специальности.
1. Значение творческого потенциала человека, карьеры
Литература
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
2. [7] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание).
3. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание).
4. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание).
5. [11] Атлас новых профессий. Москва. 2015. - 288 с. (электронное издание).
Практическое занятие
форма текущего контроля
7 семестр
по теме:
«Профессиональный отбор»
Цель: Подготовить студента к профессиональной деятельности, выявив у него отклонения применив психологическую диагностику.
По завершению практического занятия студент должен уметь: использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения
Продолжительность: 4 аудиторных часа (180 минут)
Необходимые принадлежности
1. Раздаточный материал в виде таблиц
Задание
1. Пройти профессиональный отбор в кабинете «Психологической диагностики Локомотивных бригад»
№ П/П Ф.И.О.
студента Дата
диагностики Время
диагностики Методы диагностики
Бдительность в условиях монотонии.
Переключение внимания.
Помехоустойчивость.
Стрессоустойчивость.
Сложная двигательная реакция.
Объем внимания.
Реакция на движущийся объект.
Оформление отчета
1. Вклеить в тетрадь для лабораторных и практических занятий результат прохождения профессионального отбора
Контрольные вопросы
1. Методы диагностики профессионального отбора: бдительность в условиях монотонии, переключение внимания, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, сложная двигательная реакция, объем внимания, реакция на движущийся объект.
Литература
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
2. [2] Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека М.: Прометей, 2011. – 170 с.
3. [4] Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. – СПб.: Питер. 2012. – 320 с. (электронное издание).
4. [5] Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб.. Питер, 2006. — 607 с. (электронное издание).
5. [6]. Психология труда : конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. - 160 с. (электронное издание).
6. [7] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание).
7. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание).
8. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание).
Практическое занятие
форма текущего контроля
8 семестр
по теме:
«Человеческие возможности»
Цель: Выявить человеческие возможности
По завершению практического занятия студент должен уметь: на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 минут)
Необходимые принадлежности
1. Поиск информации с сети Интернет.
Задание
1. Выбрать правильный ответ и привести пример, из своего собственного опыта описав свои возможности и способности или знакомого человека.
А). Человеческие возможности и способности
1) зависят только от личных усилий человека
2) всецело обусловлены биологически
3) определяются как наследственными признаками, соц. седой, так и волей человека
4) полностью обусловлены социальной средой
2. Выбрать правильный ответ.
Б). Деятельность человека это-
1) форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование
2) процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности
3) система поступков и действий человека по обеспечиванию им своего существования, по взаимодействию с другими людьми
4) форма активности человека, основное содержание которой - отражение объективной реальности в его сознании, а результат- получение нового знания о себе
3. Вставить пропущенные показатели, потом человека поставившего рекорд и привести примеры других чудес силы и выносливости. А какими чудесами силы и выносливости обладаете Вы.
Человек может без отдыха пробежать _____ километров за _____ часов (____________), плавать в воде при температуре воздуха ______ градуса (____________), обходиться без пищи _____ суток (____________), задерживать дыхание на ____ минут (____________) и показывать другие чудеса силы и выносливости.
4. Написать десять всемирно известных людей с ограниченными возможностями.
Оформление отчета
1. Ответ переписать в тетрадь для лабораторных и практических занятий по очереди отвечая на вопросы. Например: 1. Человеческие возможности и способности зависят от .... и с новой строки привести пример, из своего собственного опыта описав свои возможности и способности или знакомого человека, потом с красной строки ответить на второй вопрос 2. ..., на третий вопрос с красной строки 3. ...., и на четвертый вопрос 4.....
Контрольные вопросы
1. Дать определение понятию о способностях и охарактеризовать уровни развития способностей.
2. Дать определение взаимосвязи «способность» и «личность»
3. Охарактеризуйте структуру способностей.
4. Укажите на проблемы происхождения и механизмов развития способностей.
5. Опишите факторы формирования способностей.
Литература
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
2. [2] Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека М.: Прометей, 2011. – 170 с. (электронное издание).
3. [3] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. 2016. – 583 с. (электронное издание).
4. [4] Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. – СПб.: Питер. 2012. – 320 с. (электронное издание).
5. [5] Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб.. Питер, 2006. — 607 с. (электронное издание).
6. [6]. Психология труда: конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. - 160 с. (электронное издание).
7. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание).
Практическое занятие
форма текущего контроля
8 семестр
по теме:
«Определение изменений состава профессий и специальностей на одном из
предприятий за последние пять лет»
Цель: Определить потребность в кадрах конкретного интересующего предприятия
По завершению практического занятия студент должен уметь: планировать и составлять временную перспективу своего будущего
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 минут)
Необходимые принадлежности
1. Раздаточный материал в виде таблиц
Задание
1.На примере любого предприятия произвести расчет движения кадров по формуле.
При планировании дополнительной потребности в работниках обязательно нужно учитывать уход персонала с предприятия, и число вновь поступивших работников. Поэтому для проведения расчетов и определения дополнительной потребности в кадрах используются следующие формулы:
Xп = (X1 + X2) / 2 или Хдоп = Х2 - Х1,
где
Xп - плановая численность рабочих, Х1 - численность рабочих соответственно на начало,
Х2 - численность рабочих соответственно конец расчетного периода, Хдоп - дополнительная потребность в рабочих.
2. Заполнить таблицу по имеющимся показателям.
Предприятие Плановая численность рабочих Численность рабочих соответственно на начало Численность рабочих соответственно конец расчетного периода Причины увольнения Дополнительная потребность в рабочих
3. Сделать вывод причин движения кадров.
Оформление отчета
1. Записать задание, произвести расчет, заполнить таблицу, вклеить в тетрадь для лабораторных и практических занятий и записать вывод
Контрольные вопросы
1. Разнообразные виды предприятий и форм собственности
2. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения
3. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность
4. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики
Литература
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
2. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание).
3. [11] Атлас новых профессий. Москва. 2015. - 288 с. (электронное издание).
4. http://rzd.ru/
Практическое занятие
форма текущего контроля
8 семестр
по теме:
«Составление резюме»
Цель: использование эффективных средств поиска работы.
По завершению практического занятия студент должен уметь: успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 минут)
Необходимые принадлежности
1. Раздаточный материал в виде бланка
Задание
1. Заполнить резюме, по образцу соблюдая пошаговую инструкцию.
Шаг 1. Название резюме- Здесь Вы должны написать само слово «Резюме» и указать, на кого оно составлено.
- Все это пишется в одну строку.
- Например: Резюме Иванова Ивана Ивановича
- Тогда Ваш потенциальный работодатель сразу поймет, кому принадлежит резюме. К примеру, Вы до этого позвонили в интересную Вам компанию с целью узнать, открыта ли еще у них данная вакансия. Вам дали положительный ответ и предложили прислать резюме.
Шаг 2. Цель резюме- Необходимо помнить, что у Вашего резюме обязательно должна быть цель. Правильно формулировать ее следующим образом (фразой):
- Цель резюме — соискание должности ___________________________
- Так как в этот момент Вы так и называетесь — соискатель, то есть человек, ищущий работу, потенциально претендующий на нее.
Шаг 3. Соискатель и его данныеВ этом пункте Вы обязательно должны написать следующее:
дату рождения;
адрес;
контактный телефон, e-mail;
семейное положение.
Шаг 4. ОбразованиеЕсли у Вас несколько образований, то пишите их по порядку.
Например:
1. ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К. Лысенко», 2016—2020 г.г.,
Специальность: Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Квалификация – техник
2.......
Шаг 5. Опыт работыОбратите внимание на то, что графа «опыт работы» пишется в резюме начиная
с самого последнего места Вашей работы, если оно не является единственным,
и начинается с периода, проведенного на данной должности.
Шаг 6. Должностные обязанности- Этот пункт в резюме не всегда обязателен, если вакансия, на которую Вы претендуете, является довольно распространенной, а Вы занимали аналогичную должность на предыдущем месте работы.
- Иногда этот пункт можно включить в предыдущий, написав свои должностные обязанности сразу после должности.
Шаг 7. Достижения на предыдущих местах работыПункт «Достижения» — один из самых главных в резюме! Он гораздо важнее, чем
образование и даже опыт работы.
Ваш потенциальный работодатель хочет знать, за что именно он будет платить Вам
заработную плату. Поэтому, очень важно упомянуть при написании резюме о всех
значимых достижениях на предыдущих местах работы. При этом, обратите
внимание, что правильно писать словами, которые являются так называемыми
«маркерами» для сотрудников кадровых служб, рассматривающих Ваше резюме.
Например, правильно писать:
увеличил объемы продаж на 30 процентов за 6 месяцев;
разработал и внедрил новую технологию в производство;
сократил затраты на содержание оборудования на 40%.
Неправильно писать:
работал над увеличением продаж;
принимал участие в проекте создания новой технологии;
сокращал затраты на оборудование.
Как видите, важно также писать конкретные цифры, так как они очень наглядно
отражают суть Ваших достижений.
Шаг 8. Дополнительная информацияПункт «Достижения» — один из самых главных в резюме! Он гораздо важнее, чем
образование и даже опыт работы.
Ваш потенциальный работодатель хочет знать, за что именно он будет платить Вам
заработную плату. Поэтому, очень важно упомянуть при написании резюме о всех
значимых достижениях на предыдущих местах работы. При этом, обратите
внимание, что правильно писать словами, которые являются так называемыми
«маркерами» для сотрудников кадровых служб, рассматривающих Ваше резюме.
Например, правильно писать:
увеличил объемы продаж на 30 процентов за 6 месяцев;
разработал и внедрил новую технологию в производство;
сократил затраты на содержание оборудования на 40%.
Неправильно писать:
работал над увеличением продаж;
принимал участие в проекте создания новой технологии;
сокращал затраты на оборудование.
Как видите, важно также писать конкретные цифры, так как они очень наглядно
отражают суть Ваших достижений.
Шаг 9. Личные качестваЗдесь нужно описать Ваши сильные стороны, профессиональные знания и навыки,
которые непосредственно помогут лучше и качественнее выполнять поставленные
перед
Вами задачи на новом месте работы.
Обычно здесь пишут следующее:
Владение компьютером и специальными программами. Это актуально для
офисных работников и сотрудников, чья непосредственная работа связана с ПК. Например, для бухгалтеров, программистов, менеджеров.
Владение иностранными языками. Если Ваша будущая работа предполагает
чтение, перевод или общение на иностранном языке и Вы им владеете в определенной степени, обязательно напишите об этом. Например: английский разговорный.
Наличие автомобиля и навыков вождения. Если же Ваша работа предполагает
командировки и Вам часто придется водить автомобиль, например, работая торговым представителем, то стоит указать наличие своего автомобиля, а также категорию водительских прав и стаж.
Таким образом, в дополнительной информации наряду с владением компьютером и
иностранным языком напишите: есть личный автомобиль, категория B, стаж 5 лет.
Шаг 10. Рекомендации с предыдущего места работыЗдесь не нужно описывать слишком много качеств, особенно, если они не относятся к вашей будущей работе. Вы можете быть добрым и отзывчивым человеком, любящим детей и уважающим своих друзей, но потенциальному работодателю не интересно будет читать про Вашу «сердечность» и богатый внутренний мир.
Например, если Вы претендуете на должность бухгалтера, то хорошо здесь будет написать: собранность, внимательность, пунктуальность, эффективность, математический склад ума, умение анализировать.
Если же Вы претендуете на более творческую профессию, скажем дизайнера или креатора, то здесь следует указать: развитое творческое воображение, чувство стиля, нестандартный взгляд на проблему, здоровый перфекционизм.
РЕЗЮМЕ
1. Ф.И.О. ____________________________________________________________________
2. Год, месяц, дата рождения ___________________________________________________
3. Контактная информация (телефон, адрес электронной почты и т.п.)________________
____________________________________________________________________________
4. Предпочтительный способ связи: _____________________________________________
5. Город: ____________________________________________________________________
6. Пожелания к будущей работе:
6.1. Должность: ______________________________________________________________
6.2. Отрасль: _________________________________________________________________
6.3. Заработная плата (минимум): _______________________________________________
6.4. График работы: ___________________________________________________________
6.5. Сведения об образовании, повышении квалификации, переподготовке
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(когда и какое учебное заведение окончил(а), специальность и квалификация по образованию, документы о повышении квалификации, переподготовке, ученая степень, ученое звание, дата их присвоения)
6.6. Общий трудовой стаж _____________________________________________________
6.7. Сведения о предыдущих местах работы (указать последние ________________ места
работы, начиная с последнего и/или настоящего места работы):
6.7.1. Наименование организации: _______________________________________________
6.7.2. Период работы: с "___"__________________ ____ г. по "___"_____________ ____ г.
6.7.3. Занимаемая должность: __________________________________________________
6.7.4. Должностные обязанности: _______________________________________________
____________________________________________________________________________
6.7.5. Рекомендации с места работы (Ф.И.О., должность, контактный тел.)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6.7.6. Наименование организации: ______________________________________________
6.7.7. Период работы: с "___"______________ ____ г. по "___"________________ ____ г.
6.7.8. Занимаемая должность: __________________________________________________
6.7.9. Должностные обязанности: _______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6.7.10. Рекомендации с места работы (Ф.И.О., должность, контактный тел.)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
И т.д. по другим занимаемым должностям в организациях.
7. Профессиональные навыки __________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Владение иностранными языками: ____________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
9. Уровень владения компьютером и программами: ________________________________
____________________________________________________________________________
10. Дополнительные сведения:
10.1. Семейное положение: ____________________________________________________
10.2. Дети: __________________________________________________________________
10.3. Возможность командировок: ______________________________________________
10.4. Дополнительные сведения о себе: __________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Оформление отчета
1. Заполнить резюме и вклеить в тетрадь для лабораторных и практических занятий
Контрольные вопросы
Назовите основные правила составления резюме.
Охарактеризуйте пункты, входящие в раздел “опыт работы”.
Что способствует установлению позитивного контакта с работодателем?
Охарактеризуйте эффективные паттерны невербальной самопрезентации.
Опишите правила использования, достоинства и недостатки стратегии позиционного торга при ведении переговоров об условиях работы.
Охарактеризуйте общие особенности переговоров о трудоустройстве по телефону, задачи и возможности звонка по объявлению о вакансиях.
Опишите возможности, достоинства и ограничения использования Интернет при трудоустройстве.
Дайте характеристику функциональному резюме (определение, достоинства и недостатки).
Опишите правила использования, достоинства и недостатки стратегии альтернативных переговоров при обсуждении условий работы.
Назовите правила завершения беседы.
Охарактеризуйте задачи и алгоритм поискового телефонного звонка.
Литература
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
2. [6]. Психология труда : конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. - 160 с. (электронное издание).
3. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание).
4. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание).
Практическое занятие
форма текущего контроля
8 семестр
по теме:
«Составление плана профессиональной карьеры»
Цель: успешное построение плана профессиональной карьеры
По завершению практического занятия студент должен уметь: успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 минут)
Необходимые принадлежности
1. Раздаточный материал в виде карточек
Задание
Ответить на вопросы анкеты профессионального личного плана
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3. Ради чего ты собираешься прожить свою жизнь (в чём ты видишь её смысл)?
4. Выбрал ли ты специальность осознанно, если нет, то почему?
5. Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после техникума)?
6. Что ты знаешь о своей специальности?
• предмет, содержание и условия труда___
• профессионально важные качества_____
• востребованность специальности на рынке труда
7. Что повлияло на твой выбор (обведи нужное):
• самостоятельно принял(а) решение;
• посоветовали родители;
• посоветовали друзья;
• влияние оказали занятия;
• что-то другое_________________________
8. Какие твои собственные недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
9. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к работе по специальности?
10. Кто и что могут помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
11. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия?
12. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту?
2. Составить план профессиональной карьеры: специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Карточка № 1 (задание выдается по списку журнала с 1 по 6)
Составить план профессиональной карьеры: профессия «Поездной электромеханик»
Примерный план профессиональной карьеры:
Смысл и цель жизни;
Планируемая специальность (основной и запасной варианты);
Предлагаемое дальнейшее образование (содержание и уровень);
Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
Предполагаемая должность, пост;
Желаемый размер оплаты;
Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Карьера – это…
Карточка № 2 (задание выдается по списку журнала с 7 по 12)
Составить план профессиональной карьеры: профессия «Слесарь по ремонту подвижного состава»
Примерный план профессиональной карьеры:
Смысл и цель жизни;
Планируемая специальность (основной и запасной варианты);
Предлагаемое дальнейшее образование (содержание и уровень);
Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
Предполагаемая должность, пост;
Желаемый размер оплаты;
Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Карьерный рост – это …
Карточка № 3 (задание выдается по списку журнала с 13 по 19)
Составить план профессиональной карьеры: профессия «Помощник машиниста электровоза»
Примерный план профессиональной карьеры:
Смысл и цель жизни;
Планируемая специальность (основной и запасной варианты);
Предлагаемое дальнейшее образование (содержание и уровень);
Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
Предполагаемая должность, пост;
Желаемый размер оплаты;
Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Вертикальная карьера – это …
Карточка № 4 (задание выдается по списку журнала с 20 по 25)
Составить план профессиональной карьеры: профессия «Осмотрщик-ремонтник вагонов»
Примерный план профессиональной карьеры:
Смысл и цель жизни;
Планируемая специальность (основной и запасной варианты);
Предлагаемое дальнейшее образование (содержание и уровень);
Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
Предполагаемая должность, пост;
Желаемый размер оплаты;
Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Горизонтальная карьера – это…
Карточка № 5
Составить план профессиональной карьеры: профессия «Проводник пассажирского вагона»
Примерный план профессиональной карьеры:
Смысл и цель жизни;
Планируемая специальность (основной и запасной варианты);
Предлагаемое дальнейшее образование (содержание и уровень);
Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
Предполагаемая должность, пост;
Желаемый размер оплаты;
Место проживания, жилищные условия.
2. Дописать определение: Карьеризм – это…
Оформление отчета
1. В тетрадь для лабораторных и практических занятий ответить на вопросы анкеты переписав сначала вопрос, а потом дать ответ, затем задания из карточек переписать по одному отвечая на вопросы. Например: Смысл и цель жизни (ответ, с новой строки), Планируемая специальность (ответ, с новой строки) и тд.
Контрольные вопросы
Раскройте значение планирования карьеры для ее успешного построения.
Проведите сопоставительный анализ понятий “адаптация”, “адаптированность”, “адаптивность”.
Перечислите основные признаки полной и неполной профессиональной адаптации.
Опишите основные критерии профессиональной адаптированности личности.
Раскройте понятие синдрома адаптированности личности к профессии
Требования к составлению профессионального личного плана.
Литература
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
2. [6]. Психология труда : конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. - 160 с. (электронное издание).
3. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание).
4. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание).
Текущий контроль 7 семестр
Контрольная работа
форма текущего контроля
по теме:
«Становление личности»
По завершению изучения темы студент должен знать: необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения
Задание
1).Направленность личности - это ?...
а) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций; (+)
б) психический процесс и состояние становления личности;
в) побуждение к деятельности, связанное с развитием человека как личности;
г) стремление субъекта к удовлетворению своих потребностей;
д) все предложенные варианты верны.
2) Что такое "индивидуальность"?
а) это психологические особенности личности; (+)
б) это детерминирующее поведение субъекта;
в) это поведенческая активность человека;
г) это особенности деятельности субъекта;
д) это способность логического мышления личности.
3) Индивид-это?...
а) биологический организм;(+)
б) носитель общих генетических наследственных свойств биологического вида;(+)
в) стремление личности отличаться от других людей;
г) отдельно взятый человек в качестве носителя определенных биологических свойств, присущих человечеству как виду;(+)
д) целостность социальных свойств человека.
4) Перечислите,Что из перечисленного относится к личности в качестве устойчивой целостности психических процессов,Свойств и отношений:
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) мотивация;
д)направленность;
е) все ответы верны.(+)
5) Что относится к основным формам направленности?
а) широта;
б) влечение;(+)
в) желание; (+)
г) стремление; (+)
д) гибкость
е) интересы; (+)
ж) идеалы; (+)
з) убеждения. (+)
6) Какие связанные между собой моменты включает направленность?
а) напряжение; (+)
б) сцепление;
в) абстракция;
г) содержание; (+)
д) мотивация;
е) все ответы верны.
7) Какие бывают потенциалы личности?
а) гносеологический; (+)
б) аксиологический; (+)
в) творческий; (+)
г) смысловой
д) осознанный
е) творческий; (+)
ж) художественный. (+)
8) Как называют этап развития личности с 3 до 5 лет?
а) позднее младенчество;
б) раннее детство; (+)
в) детство;
г) позднее детство;
9) Какие психические процессы охватывает интерес?
а) восприятие; (+)
б) воля;
в) память; (+)
г) мышление; (+)
д) ощущения;
е) внимание.
10) Что такое «творческая компетентность» ?
а) условие проявления креативной способности; (+)
б) синтез воображения;
в) синтез перевоплощения (эмпатии);
г) познание действительности;
д) все ответы верны.
Текущий контроль 7 семестр
Контрольная работа
форма текущего контроля
по теме:
«Психические особенности личности»
По завершению изучения темы студент должен знать: простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека
Задание
1. Выберите правильный ответ. Какому методу характерны следующие признаки: активная позиция самого исследователя, создание специальных условий, возможность вызвать интересующий процесс: а) наблюдение; б) беседа; в) эксперимент. 2. Вставьте пропущенное слово: Высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий называется … . 3. Вставьте пропущенные слова и закончите предложение: Активность – это способность живых существ производить образы … и … под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. 4. Определите, какие из положений характеризуют: А) психическое отражение, Б) какие – зеркальное отражение? - - - - - - - - - 1) активно действует на среду; 2) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия; 3) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности; 4) является фотографией окружающей действительности; 5) сигнализирует о жизненноважном для организма. 5. Определите, к какой группе относятся следующие методы: А. Организационные. Б. Эмпирические. В. Методы обработки данных. - - - - - - - - - 1) эксперимент; 2) сравнительный; 3) лонгитюдный; 4) статистический анализ; 5) моделирование; 6) качественный анализ. 6. Какой механизм реакции наблюдается в следующем примере: У ребенка уже в первые два часа после рождения можно наблюдать характерные сосательные движения, если прикоснуться соской к его губам. 7. Выберите правильный ответ. Человеческий индивид в системе межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности обозначается понятием… а) личность; б) индивид; в) человек; г) индивидуальность; д) субъект. 8. Вставьте пропущенное слово: Человек, как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится … . 9. Определите понятия по следующим дефинициям: а) Человек как представитель рода. Телесное бытие человека. б) Человек как субъект и объект общественных отношений. 10. Определите ключевое слово: а) основной источник активности человека и животных называется … . б) совокупность устойчивых мотивов ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий называется … . 11. Вставьте ключевые слова. Психологическая защита – это особая … система, которую использует личность для устранения ….. , ….. , которые угрожают ….., и сохранения его на желаемом уровне. 12. Установите последовательность преодоления противоречия, ведущего к развитию личности: А) активность личности; Б) процесс обучения; В) потребность; Г) деятельность; Д) мотивы. 13. Выберите правильный ответ. Структура сознательной деятельности в себя включает: а) получение и переработку информации; б) постановку задачи и создание ее образа; в) выбор нужного способа решения задачи; г) сличение результатов решения и коррекция ошибок; д) все ответы верны. 14. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения. Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, – это ... 15. Закончите предложение: Игра – вид деятельности, заключающийся в … . 16. Установите соответствие между действиями и понятиями, выражающими их особенности: А. Предметные Б. Коммуникация - - - - - - - - - 1. Отпустить. 2. Переместить. 3. Жесты. 4. Мимика. 5. Взять. 6. Речевые движения. 17. Разведите характеристики: А) вербальная коммуникация; Б) невербальная коммуникация- - - - - - - - - 1) жесты, 2) поза, 3) монолог, 4) жаргон, 5) письменная речь, 6) мимика. 18. Решите задачу. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача. Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Благодаря какому психологическому процессу это возможно? 19. Выберите правильный ответ. Форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это: а) ощущение; б) восприятие; в) внимание; г) правильного ответа нет; д) все ответы верны. 20. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения: Направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других – это … . 21. Вставьте ключевые слова: Память, основанная на запоминание со специальной установкой называется … . 22. Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности: А) мыслительные операции; Б) формы мышления; В) качества мышления. - - - - - - - - - - 1. понятие; 2. умозаключение; 3. синтез; 4. быстрота; 5. суждения; 6. анализ; 7. гибкость; 8. критичность; 9. сравнение. 23. Расставьте в правильной последовательности этапы творческого воображения: а) возникновение творческой идеи; б) реализация замысла; в) «вынашивание» замысла. 24. Какой вид коммуникации здесь описан? Австралийские племена аранта для счета от 1 до 30 использовали жесты. 25. Выберите правильный ответ. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений – это… а) ощущение; б) восприятие; в) внимание; г) память; д) мышление. 26. Вставьте пропущенное слово: Отражение прошлого опыта в виде, чувств, мыслей и образов прежде воспринимаемых предметов и явлений – это … . 27. Закончите предложения. Эмоции и чувства – это особый класс субъективных психических состояний, сущность которых составляют …. . 28. Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности. А) А. Эмоции. Б) Б. Способности. В) В. Воля. Г. Чувства. - - - - - - - - - 1. Амбивалетность. 2. Настойчивость. 3. Моральные. 4. Специальные. 29. Разведите характеристики А) эмоций; Б) чувств; В) воли. - - - - - - - - - 1. Реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. 2. Отражение в сознание человека его переживаний, связанных с отношением к другим людям, к обществу. 3. Переживание усилия. 30. Определите волевое свойство. Юра ученик 7 класса. Он каждый вечер делает пятнадцатиминутную пробежку вокруг небольшого скверика во дворе. Ни дождь, ни мороз, ни снег не останавливают его. Он начал тренировки в конце 6 класса и продолжает их до настоящего времени. На вопрос, не надоело ли каждый день бегать, он ответил, что привык, а если когда и заленится, то вспоминает свое обещание учителю (тренироваться каждый день) и снова выходит на улицу. Никто его никогда не заставляет, да он и не нуждается в этом. 31. Выберите правильный ответ. Индивидуально–типологические свойства личности, обладая которыми человек может успешно овладевать той или иной деятельностью, называются: а) задатки; б) способности; в) одаренность; г) темперамент; д) характер. 32. Подберите ключевое слово. Тип темперамента, характеризующийся нижним уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения называется … . 33. Выберите правильный ответ. Тип темперамента, характеризующийся повышенной психической активностью, доминированием положительных эмоций, общительностью, относительной легкостью в переживании неудач называется: а) флегматик; б) сангвиник; в) экстраверт; г) меланхолик; д) холерик. 34. Установите соответствие между типами акцентуации ( по Личко) и некоторыми их характеристиками: A. Интровертный тип B. Экстравертный тип C. Неврастенический тип D. Сензитивный тип E. Демонтративный тип - - - - - - - - - 1. Жажда общения, говорливость. 2. Застенчивость, замкнутость, пугливость. 3. Дурное самочувствие, утомляемость, раздражительность. 4. Замкнут, трудно идет на контакт. 5. Эгоцентризм, потребность восхищения. 35. Определите, какие это способности? В истории развития человечества накоплено множество примеров проявления способностей к различным видам деятельности в раннем возрасте. Приведем два случая раннего проявления способностей. А. Рисунки Нади Рушевской начали издаваться, когда ей было 11 лет. С 13 лет она уже систематически печаталась как художник-иллюстратор. Продуктивность ее была поразительной. Она оставила свыше 10 000 рисунков. Б. На вопросы отвечает Саша Селезнев (6,5 лет). Что такое горе? – То, чего нельзя поправить. Чем отличается ученик от учителя? – У учителя ум в голове, а у ученика – в учебнике. В чем суть нового? – Новое состоит из своего будущего. Что такое поколения? – Люди из жизни в жизнь. Что такое человек? – Радость другого человека. Что такое книга? – Ум, которым человек пользуется, когда захочет.
Текущий контроль 8 семестр
Контрольная работа
форма текущего контроля
по теме:
«Человеческие возможности»
По завершению изучения темы студент должен знать: современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью
Задание
Вариант 1
1. Должность - это:
а) профессия;
б) специальность;
в) призвание;
г) служебная обязанность.
2. Учитель начальных классов — это:
а) профессия; б)специальность;
в) должность;
г) призвание.
3. Студент, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости, относится к:
а) интеллектуальному типу;
б) практическому типу;
в) социальному типу;
г) предприимчивому типу.
4. Студенту с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:
а) программиста;
б) бухгалтера;
в) коммерсанта;
г) брокера.
5. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:
а) художника;
б) журналиста;
в) парикмахера;
г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).
6. Студенту, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:
а) научной деятельностью;
б) конкретным практическим трудом;
в) воспитательной работой;
г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.
7. Для успешной работы у юриста более всего должны быть выражены:
а) словесные способности;
б) организаторские способности;
в) счетные способности;
г) способности к пространственному мышлению.
8. Пространственное мышление более необходимо в профессии:
а) экскурсовода;
б) музыканта;
в) врача;
г) конструктора.
9. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:
а) сангвиника;
б) холерика;
в) флегматика;
г) меланхолика.
10. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:
а) холерику;
б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
11. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:
а) холерику;
б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
12. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:
а)терапевта;
б) хирурга;
в) окулиста (лечащего болезни глаз);
г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).
13. Для студента, предпочитающего профессию типа «человек — техника», наиболее пригодна работа
а)кассира;
б) оператора ПК;
в) механика;
г) секретаря-машинистки.
14. Профессия «бухгалтер» относится к типу:
а) «человек-человек»;
б) «человек-художественный образ»;
в) «человек-техника»;
г) «человек-знаковая система».
15. К типу «человек-художественный образ» относится профессия:
а) экскурсовода;
б) цветовода;
в) медсестры;
г) дизайнера.
16. Специального профессионального отбора требует профессия:
а) геолога;
б) летчика;
в) следователя;
г) журналиста.
17. Для успешного выбора профессии необходимо:
а) принять решение по совету родственников;
б) получить ту же профессию, что и лучший друг;
в) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;
г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.
18. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:
а) романтичность;
б) высокая зарплата;
в) хорошие условия труда;
г)заинтересованность в деле.
Вариант 2
1. Профессия - это:
а) род трудовой деятельности;
б) вид занятия в рамках трудовой деятельности;
в) служебная обязанность;
г) наивысшая ступень соответствия конкретного человека и его деятельности.
2. Старший лаборант — это:
а) профессия;
б) специальность;
в) должность;
г) общественная деятельность.
3. Студент, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:
а) артистическому типу;
б) практическому типу;
в) социальному типу;
г) предприимчивому типу.
4. Студенту со стандартным профессиональным типом личности более подходит профессия:
а) военного;
б)учителя;
в) геолога;
г) фотографа.
5. Для студента с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного наиболее подходящей будет:
а) артистическая деятельность;
б) административная;
в) организаторская;
г) коммерческая деятельность.
6. Предпочитаемым занятием для студента с социальным типом будет:
а) создание конкретных изделий;
б) обслуживание людей;
в) научные разработки;
г) обработка буквенной и цифровой информации.
7. Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:
а) словесные способности;
б) способности к общению; в)счетные способности;
г) административные способности.
8. Счетные способности меньше необходимы в профессии:
а) экономиста;
б) модельера;
в) столяра;
г) критика.
9. Для холерика наиболее подходящей будет работа:
а) монотонного характера;
б) малоподвижная;
в) в изоляции от людей;
г) циклическая (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).
10. С работой, требующей тонких ручных умений, высокой точности, легче справиться:
а) холерику;
б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
11. Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:
а) коммерсанта;
б) профессионального футболиста;
в) оператора ПК;
г) официанта.
12. Руководить людьми труднее человеку, имеющему темпераменте
а) сангвиника; б)холерика;
в) флегматика;
г) меланхолика.
13. Для студента, предпочитающего профессию типа «человек-природа», наиболее пригодна работа:
а) машиниста;
б) биолога;
в) кондитера;
г) адвоката.
14. Профессия «парикмахер» относится к типу:
а) «человек-человек»;
б) «человек-художественный образ»;
в) «человек-техника»;
г) «человек-знаковая система».
15. К типу «человек-художественный образ» относится профессия:
а) садовода;
б) связиста;
в) цветовода;
г) настройщика пианино.
16. Без профессионального отбора можно получить профессию:
а) гонщика;
б) летчика;
в) коммерсанта;
г) дегустатора.
17. Для успешного выбора профессии более всего необходимо:
а) учесть потребность общества в данной профессии;
б) принять решение по совету родственников;
в) ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнося ее со своими возможностями;
г) связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.
18. Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:
а) умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;
б) наличие соответствующего темперамента;
в) хорошие бытовые условия;
г) внешние данные.
Промежуточная аттестация 8 семестр
Дифференцированный зачет
форма промежуточной аттестации
Вопросы для дифференцированного зачета
Какие виды коммуникативных барьеров вы знаете? Каковы причины их возникновения?
В чем сущность коммуникативной, интерактивной и персептивной сторон общения?
Какую роль играет обратная связь в деловом общении?
Какие общепринятые нравственные требования к общению составляют основу коммуникативной культуры?
Какие личностные качества субъекта общения определяют уровень его коммуникативной культуры?
Развитие каких социально-психологических умений способствуют повышению уровня коммуникативной культуры?
В каких формах осуществляется деловое общение? Их особенности?
Сущность стиля общения. Какие факторы определяют стиль общения?
Какие методы используются в процессе делового общения для воздействия на партнеров?
Что такое управление деловым общением?
Назовите функции делового общения.
Раскройте сущность методов управления общением.
Охарактеризуйте виды делового общения работников в организации.
Раскройте сущность принципов делового общения.
Раскройте содержание деятельности подразделения организации, осуществляющего функции управления деловым общением.
Значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана.
Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором специальности.
Значение творческого потенциала человека, карьеры.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности.
Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения.
Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики.
Дайте характеристику хронологическому резюме (определение, достоинства и недостатки).
Назовите основные правила составления резюме.
Охарактеризуйте пункты, входящие в раздел “опыт работы”.
Что способствует установлению позитивного контакта с работодателем?
Охарактеризуйте эффективные паттерны невербальной самопрезентации.
Опишите правила использования, достоинства и недостатки стратегии позиционного торга при ведении переговоров об условиях работы.
Охарактеризуйте общие особенности переговоров о трудоустройстве по телефону, задачи и возможности звонка по объявлению о вакансиях.
Опишите возможности, достоинства и ограничения использования Интернет при трудоустройстве.
Дайте характеристику функциональному резюме (определение, достоинства и недостатки).
Опишите правила использования, достоинства и недостатки стратегии альтернативных переговоров при обсуждении условий работы.
Назовите правила завершения беседы.
Охарактеризуйте задачи и алгоритм поискового телефонного звонка.
Раскройте смысл понятий “карьера” и “деловая карьера”.
Охарактеризуйте карьеру как область приложения сил профессионала.
Раскройте понимание карьеры как множества профессиональных позиций.
Охарактеризуйте профессиональную карьеру как источник социальных, материальных и профессиональных достижений.
Охарактеризуйте карьеру как условие и средство развития личности.
Раскройте основное содержание этапов оптации, профподготовки, профадаптации и реализации личности в профессии.
Охарактеризуйте до- и постпрофессиональные карьерные этапы.
Охарактеризуйте основные движущие силы профессионального развития личности на различных этапах построения карьеры.
Дайте общую характеристику основным типам карьер.
Проведите сравнительную характеристику особенностей мужской и женской карьеры.
Раскройте значение эталона личности профессионала в контексте построения деловой карьеры.
Раскройте понятие жизненного контекста профессиональной деятельности и карьеры.
Раскройте значение планирования карьеры для ее успешного построения.
Проведите сопоставительный анализ понятий “адаптация”, “адаптированность”, “адаптивность”.
Перечислите основные признаки полной и неполной профессиональной адаптации.
Опишите основные критерии профессиональной адаптированности личности.
Раскройте понятие синдрома адаптированности личности к профессии.
Проанализируйте особенности вторичной профессионализации.
Охарактеризуйте виды показателей успешности профессиональной деятельности и построения карьеры.
Дайте общую характеристику моделям адаптивного профессионального поведения и профессионального развития.
Опишите формы защитного поведения личности в ходе построения профессиональной карьеры.
56. Дайте краткое описание психологических особенностей личности инвалидов..
57. Дать определение адаптации и раскрыть сущность адаптации инвалидов.
58. Проанализировать влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию.
59. Провести исследование психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.
60. Рассмотрите природу возможных стрессоров в профессиональной деятельности
и признаки вызываемых ими стрессовых состояний.
-285115116840 ГБПОУ ВО «ЛИСКИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ
ТЕХНИКУМ ИМЕНИ А.К. ЛЫСЕНКО»
ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ №_______
Учебный год 20___/20___ Курс 4 Семестр 8
Форма обучения очная Специальность 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Группа 916тпс
Форма контроля Зачет
Дисциплина Психология личности и профессиональное самоопределение
Фамилия, имя, отчество преподавателя: ______________.
Дата проведения «___»_________ 20__г.
№ Фамилия, имя, отчество студента Номервопроса,
варианта,
билета Оценка Подписьпреподавателя
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Число обучающихся в группе _________________________
из них получивших «отлично» _________________________
получивших «хорошо» _________________________
получивших «удовлетворительно»_______________________
получивших «неудовлетворительно»_____________________
Число не явившихся обучающихся_____________________
Число не допущенных обучающихся____________________
Преподаватель_____________ / _____________/ Зам.директора по УР___________/Ю.А. Попова/
5. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
Дополнительные источники:
1.[2] Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека М.: Прометей, 2011. – 170 с. (электронное издание)
2. [3] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. 2016. – 583 с. (электронное издание)
3. [4] Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. – СПб.: Питер. 2012. – 320 с. (электронное издание)
4. [5] Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб.. Питер, 2006. — 607 с. (электронное издание)
5. [6]. Психология труда : конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. - 160 с. (электронное издание)
6. [7] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание)
7. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание)
8. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание)
9. [10] Аналитические материалы. Рейтинг лучших вузов России – 2016. – 28 с. (электронное издание)
10. [11] Атлас новых профессий. Москва. 2015. - 288 с. (электронное издание)
Интернет-ресурсы
1. http://www.proftime.edu.ru2. http://www.start4you.ru3. http://www.rabochee-mesto.com4. http://www.uzn.vrn.ru5. http://www.ucheba.ru
6. psychology-online.net - сайт "Научная и популярная психология" Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online ( 6 тестов). Биржа труда и др.
7. flogiston.ru - сайт "Флогистон. Психология из первых рук." Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. (Тематические подборки статей.)
8. ido.rudn.ru (Психология и Педагогика) - электронный учебник по курсу "Психология и Педагогика" (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов, в процесс подготовки которых "Психология и педагогика" войдет как одна из дисциплин общеобразовательного цикла. (Читать на месте, скачать нельзя.)
9. psi.webzone.ru - сайт под названием "Психологический словарь" Содержит: Сам Психологический on-line словарь, Тесты и Ссылки на сайты и каталоги схожей тематики.
10. http://rzd.ru/