Конспект урока по учебной дисциплине Психология Роль эмоций и чувств в формировании личности
Конспект урока
по учебной дисциплине «Психология»
преподавателя филиала Областного государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове
Абрамовой Галины Ивановны
Тема урока: Роль эмоций и чувств в формировании личности.
Цели и задачи урока: 1. Определить роль эмоций и чувств в изобразительном творчестве художника. Показать значимость таких профессионально-личностных качества педагога как эмоциональность и саморегуляция эмоциональной сферы и поведения. Подвести к пониманию важности развития эмоциональной сферы школьников.
2. Развивать умение определять эмоциональное состояние человека и формировать навыки саморегуляции. Вырабатывать умение обучать, воспитывать.
3. Содействовать воспитанию профессионально-значимых качеств педагога: эмоциональности, эмпатии, гуманизма, педагогического оптимизма, наблюдательности, любви к детям, интереса к художественному творчеству.
Оборудование: 1. Компьютер, видеопроектор, экран.
2. Видеозаписи фильмов.
3. Аудиозаписи музыки.
4. Видеопрезентация.
5. Раздаточный материал
5. Выставка методической литературы:
Борисов В.Н. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Майорова Н.П. и др. Обучение жизненно важным навыкам в школе. – СПб: Издательский центр «Образование – Культура», 2002.
Столяренко Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Ход урока:
I. Организация студентов в начале занятий. Знакомство с темой (записать на доске), целями урока.
II. Повторение и проверка знаний студентов, выявление глубины понимания и степени прочности материала, актуализация необходимых знаний.
Вопросы студентам и предполагаемые ответы:
1. Что такое эмоции и чувства?
– Эмоции – это особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями, мотивами поведения. Эмоции – это временное переживание какого-либо постоянного чувства, это переживание в данный момент. Примитивные формы смогут переживать животные.
– Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к социальным и природным явлениям действительности. Чувства – это черта личности. Высшие чувства присущи только человеку.
2. Какие функции выполняют эмоции и чувства в жизни человека?
– Коммуникативную, оценивающую, побуждающую, стимулирующую, регулятивную.
3. По каким внешним признакам можно определить эмоциональное состояние человека?
– Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике, пантомимике, в интонациях голоса, а также в физиологических изменениях: парализуются действия мышц или движения становятся резкими, бледнеет или краснеет кожа, дыхание становится тяжелым или возникает ощущение недостатка воздуха, учащается или замедляется сердцебиение.
4. Какие существуют особенности эмоций?
– Субъективность, полярность, противоречивость личной и общественной оценки, амбивалентность, т.е. совмещение и одновременное переживание противоположных эмоций. Эмоции также могут быть стеническими и астеническими.
5. Известно, что эмоции и чувства проявляются в психических состояниях. Какие существуют виды психических состояний? По каким признакам они классифицируются?
– Виды психических состояний: настроение, аффект, страсть, стресс и дистресс, фрустрация. Признаки: сила, длительность, устойчивость.
6. Какие виды чувств возникают у человека в результате удовлетворения или неудовлетворения его духовных потребностей?
– Моральные, интеллектуальные, практические, эстетические.
(Предполагается, что на вопросы студенты дают развернутые ответы, с комментариями и примерами, на основании чего в конце урока выставляются отметки).
III. Введение преподавателем нового материала и организация учащихся по его осмыслению и усвоению.
План к теме урока (записать).
1. Роль эмоций и чувств в изобразительном творчестве художника.
2. Эмоциональность и саморегуляция педагога.
3. Особенности эмоциональной сферы школьников.
Сегодня мы рассмотрим вопрос о роли эмоций и чувств в формировании личности, где личность будет представлена в 3-х аспектах: личность художника, личность педагога и личность ребенка.
Эпиграфом к изучаемой теме служат слова Франсуа-Мари Вольтера: «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать».
1. Эмоции и чувства проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в искусстве. Именно искусство служит для выражения эмоций и чувств. Чувства мастера отражаются в его произведении, а произведение вызывает у людей ответную эмоциональную реакцию.
Остановимся подробнее на роли чувств и эмоций в изобразительном искусстве. Задачей художника является точная передача в произведениях внешнего выражения чувств. Наибольшая ценность художественных произведений заключается в том, что в них посредством реалистического изображения выразительных движений (мимики и пантомимики) раскрывается внутренний мир человека, его душевное состояние, дается яркая психологическая характеристика.
Кроме того, художник не может равнодушно относится к изображаемым им объектам. Важным компонентом, определяющим успех изобразительного процесса, является эмоциональное переживание от самого процесса изображения. Эдуард Мане говорил, что художнику мало знать свое ремесло, нужно быть также взволнованным темой.
Важно, чтобы художник, сам испытав волнующее переживание, донес это чувство и до зрителя. Только в этом случае возможно «действие» художественного произведения на «душу и мысли».
На прошлом уроке вы получили задание: выписать из учебной литературы высказывания художников о роли эмоций в творчестве. Что же говорят мастера? Мы послушаем их ожившие мысли с установкой: выбрать наиболее глубокие высказывания.
(Студенты зачитывают приготовленные цитаты).
Художника всегда отличает ярко выраженная эмоциональная реакция на объекты и явления действительности, подчас даже незначительные. Он принимает «близко к сердцу» события, легко «загорается» при виде поразившего его предмета. Легкость эмоционального возбуждения художников проявляется часто в их привязанности к другим видам искусства: литературе, музыке.
Давайте посмотрим, как собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в способе разработки избранных тем, обратим также внимание на то, как музыкальное сопровождение усиливает эмоциональное восприятие произведений изобразительного искусства.
(Демонстрация фрагментов видеофильма «Шедевры изобразительного искусства»: В.Г.Перов «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» и М.М. Антокольский «Христос перед судом народа»).
Вопросы студентам после просмотра:
1. Какие эмоциональные состояния изображены художниками?
2. Какие эмоциональные состояния вызывают у вас эти произведения искусства?
Таким образом, в творчестве художника эмоции имеют большое значение, так как именно через воздействие на эмоциональную сферу человека происходит осмысление воспринимаемых явлений, обогащение духовного мира личности.
2. Второй аспект личности, где проявления эмоций и чувств играют не менее важную роль – личность педагога. Известно, что, выражая в той или иной форме свои чувства, человек оказывает эмоциональное воздействие на других людей. Этот факт имеет особо важное значение в педагогической профессии. Преподаватель должен всегда помнить, что его эмоциональное состояние на уроке во многом определяет эмоциональное состояние школьников, темп их работы, направленность внимания, общий настрой на выполнение учебного задания. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный же урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.
В тоже время по общему признанию отечественных (А.К. Маркова, Л.М. Митина) и зарубежных (Э. Эриксон, К. Хорни) специалистов педагогическая деятельность является чрезвычайно психоэмоционально напряженной. В жизни нам часто приходится сталкиваться с дистрессом (перенапряжением или иначе стрессом, оказывающим отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации), испытывать неприятные переживания – гнев, обиду, раздражение, злость, сильное волнение.
Исследования доказали, что показатели степени выраженности дистресса у учителей выше, чем средние показатели популяции. Поэтому педагогу очень важно развивать саморегуляцию, научиться управлять своими чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, уметь справляться со стрессорами и не проявлять в общении с детьми тех чувств, которые отражают его личные переживания.
Сегодня мы поговорим о саморегуляции личности, о том, как важно научиться педагогу овладеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.
Что такое саморегуляция?
Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать, ставить перед собой цели, выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку своих действий.
Для развития саморегуляции могут быть полезны правила установления душевного равновесия.
Обсуждение. Студентам предлагается обсудить эти правила (перед началом урока карточки с правилами раздаются каждому студенту), отдавая предпочтение наиболее эффективным с их точки зрения.
Верьте, что жизнь вас не оставит! «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим» (Низами, персидский поэт).
Поймите, что пережить вашу неприятность можете только вы, не перекладывайте ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Примите случившееся как неизбежное.
Поделитесь с кем-нибудь своими переживаниями. «Если поделиться радостью, ее становиться больше, если поделиться горем, его становиться меньше» (народная мудрость). Не замыкайтесь на своих проблемах и побольше общайтесь с людьми.
Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумайте, как он справлялся с проблемой.
Если вам показалось, что вас хотели обидеть, не делайте ск
·оропалительных выводов. Вы сейчас очень возбуждены и можете все неправильно истолковать.
Сделайте выводы. Примите поражение как ценный урок, подаренный вам жизнью. Теперь вы знаете, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать таких-то обстоятельств) не следует – в другой раз учтите ваше новое знание. «Поражение рождает опыт, а опыт рождает мудрость» (народная мудрость).
Не предавайтесь «генерализации» и «катастрофизации». Если вас предал один человек, это совсем не значит, что «все такие» («генерализация»). Если вас постигла неудача в каком-то деле – это еще не катастрофа.
Не «пережевывайте» бесконечно случившееся. Оставьте его для истории и вспомните, что вокруг множество дел, требующих ваших рук и ума.
Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.
Наряду с названными правилами есть различные методы саморегуляции эмоциональных состояний: аутогенная тренировка, релаксация, внутреннее сосредоточение, ресурсное состояние. Каждый метод имеет много вариантов психотехнических упражнений.
Таким образом, в процессе коллективной учебной деятельности необходимо накапливать опыт саморегуляции, так как умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы, все это – значимые профессионально-личностные качества будущего педагога.
Интересный материал по психологической саморегуляции вы можете найти в учебном пособии Булатовой О.С. «Педагогический артистизм» и в книге Борисова В.Н. «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» (демонстрация книг: Борисов В.Н. «Психологическая подготовка к педагогической деятельности», Булатова О.С. «Педагогический артистизм»).
3. Третий аспект изучения эмоций и чувств, представляющий интерес для будущих педагогов – эмоциональная сфера личности школьника. У школьников сложный комплекс переживаний. Это и радость от удачи, и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех и пр.
Для школьников характерна неустойчивость эмоциональной сферы и, как следствие, неуравновешенность поведения. Условно выделяют 3 группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1) агрессивные дети, для которых характерна сильная степень проявления агрессивной реакции и длительность ее действия;
2) эмоционально расторможенные дети, которые на все реагируют чрезмерно бурно;
3) слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети, тихо переживающие свои проблемы и боящиеся обратить на себя внимание.
Такое деление носит достаточно умозрительный характер: на практике можно встретить школьников, сочетающих в себе как истероидные черты (выделены во второй группе), так и агрессивные тенденции; или детей агрессивных, но в глубине души при этом очень ранимых, робких и беззащитных. Однако общим для всех намеченных групп является то, что неадекватные аффективные реакции носят защитный, компенсаторный характер.
Следует также учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых являются непосильными. В мудрой и доброй сказке Антуана Экзюпери «Маленький принц» король спрашивает у Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа. Кто будет в этом виноват – он или я?
– Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.
– Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать».
Следует учитывать, что подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни он может скрыть под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства. Для школьников средних классов школы характерны резкие перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно. Иногда поведение подростков к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. По словам Зигмунда Фрейда «их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом».
Педагогическую работу по воспитанию эмоций и чувств учащихся следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо развивать высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические. Во-вторых, нужно формировать умение владеть своими эмоциями.
Развитие и воспитание чувств ребенка происходит и в ходе учебно-воспитательного процесса, и в повседневной жизни.
(Примеры из личного опыта «Поездка в автобусе» и «Утреннее прощание»).
Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства – ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться, у него будут развиваться такие интеллектуальные чувства, как радость познания и открытия, удовлетворение от выполненного задания; если же ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе, – проблем в его эмоциональном развитии будет много.
Лев Семёнович Выготский писал: «Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученикаТолько то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».
Огромное место в сознании школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большей степени самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. Сильное воздействие на формирование чувств школьника оказывает похвала или порицание учителя. Вот почему следует всегда с большим тактом относиться к результатам и продуктам деятельности детей, учитывая их старание или объективные причины неудач.
Важно воспитывать у ребенка способность к эмпатии, т.е. сопереживанию, сочувствию и в сострадании, и особенно в сорадости. Известный философ Б.Спиноза писал: «Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого».
Какие же следует строить работу с детьми по воспитанию и развитию эмоциональной сферы?
Можно дать следующие рекомендации:
1. Задача педагога не в подавлении эмоций ребенка, а в том, чтобы научить ребенка правильно направлять, проявлять свои чувства. Здесь могут помочь специально разработанные занятия, упражнения.
Интересные практические задания по развитию эмоциональной сферы ребенка вы найдете в учебном пособии Н.П. Майоровой и др. «Обучение жизненно важным навыкам в школе» и книге Рогова Е.И. «Эмоции и воля» (демонстрация книг).
2. Необходимо помочь ребенку овладеть адекватными формами реагирования на те или иные ситуации. Следует помнить, что неудовлетворенная потребность в признании, может привести к асоциальным формам поведения.
3. Не следует полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний и создавать «тепличные условия». Ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, так как изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку.
4. Чувства ребенка нельзя оценивать, так как невозможно требовать от человека, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные, аффективные реакции ребенка – это результат длительного сдерживания (зажима) эмоций.
Для успешного построения педагогической деятельности учителю необходимо владеть умением по внешним более или менее ярким проявлениям увидеть, распознать эмоциональное состояние ребенка его переживания и отношения к происходящему.
Давайте поупражняемся в определении по фотографиям эмоционального состояния ребенка.
(Демонстрация слайдов).
Студенты оценивают увиденное, записывают и называют эмоциональные состояния детей.
В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, что для полноценного развития личности необходимы переживания разного характера и что взрослый во взаимодействии с ребенком должен способствовать его аффективной регуляции и оптимальным способам социализации.
Таким образом, на основе сказанного можно сделать общий вывод, что роль эмоций и чувств в психической деятельности человека и становлении его личности и как художника, и как школьника, и как педагога, огромна:
- они обогащают психику человека;
- яркость и разнообразие чувств делают человека более интересным и для окружающих, и для самого себя;
- богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства, переживания других людей или события, происходящие в мире;
- эмоции и чувства способствуют более успешному течению учебной деятельности детей;
- они делают профессиональную деятельность педагога более привлекательной и содержательной.
IV. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у обучающихся умений и навыков применения знаний на практике.
Вопросы обучающимся:
1. Какое значение для личности учителя имеют эмоции и чувства?
2. В каких двух направлениях следует строить работу с детьми по развитию эмоциональной сферы?
3. Какие занятия по развитию эмоций и чувств можно провести с детьми во время педагогической практики?
V. Формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
1. Проанализировать тему «Развитие и воспитание эмоций и чувств детей» и подготовить устные выступление.
2. Письменно составить педагогические рекомендации по созданию условий для развития эмоций и чувств у детей.
VI. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT141015
15