Программа занятий для учащихся ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Развитие психических функций личности в социокультурном сообществе
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 1909
Им. Героя Советского Союза А.К.Новикова___________________________________
Нагорнова Л.В.
Программа занятий для учащихся
« ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Развитие психических функций личности в социокультурном сообществе»
Автор программы
педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1909
Пилипенко М.И.
2014-2015 учебный год
« ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Развитие психических функций личности в социокультурном сообществе»
Пилипенко М.И. , педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1909,Москва
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса «Психология личности» адресована учащимся старших классов. Программа нацелена на развитие социальной компетенции учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе, а также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации.
Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа; пониманию чувств и мотивов поведения других людей; конструктивному повседневному и деловому общению; обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению разрешать конфликты. Освоение материала даст выпускникам школы возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми.
Старшеклассники смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправным гражданином общества.
Особенностью данной программы является проблемность обучения, которая достигается в процессе привлечения учащихся к обсуждению и решению неоднозначных вопросов, а также его ориентация на изучение и позитивное преобразование учащимися собственной личности. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, содержит материал, вызывающий познавательный интерес, а также опыт практической деятельности человека. Программный материал составлен с учетом возрастных и учебных возможностей учащихся. Основными формами занятий являются мини-лекции, беседы, психологические тренинги и игры. Курс изучается во второй половине дня, по два учебных часа. Общий объем – 34 чача.
ЦЕЛЬ и задачи ПРОГРАММЫ – развитие психологической культуры, социальной зрелости и компетентности учащихся:
- развитие навыков, необходимых для эффективного общения и взаимодействия;
- развитие стремления к самопознанию, восприятию себя как личности;
- развитие умения анализировать и прогнозировать свои поступки, понимать
поступки других;
- развитие готовности делать самостоятельный выбор и нести за него
ответственность;
- развитие гражданской активности.
N\N по порядку
Название раздела и темы занятия количество часов
теория практика
I Понятие Личности 1ч 1 Понятие личности, ее свойства. Отличие личности от индивида, индивидуальности 1ч. II Индивидуально-типологические особенности личности 6 ч. 1 Свойства нервной системы и свойства темперамента. Биоэнергетика личности 1 ч. 1ч.
2 Характер и личность. Типология характеров по Леонгарду1ч.
1ч.
3 Чувства личности. Их представленность в структуре 1ч. 1ч.
III Личность и ее самосознание 6 ч. 1 Личность и общество. Принципы, идеалы, мораль и ценности личности. 1 ч. 2 Сознательное и бессознательное в личности, их представленность в поведении 1ч.
3 Самооценка личности. Идеальное и реальное «Я» 1 ч. 1ч.
4 Личность и ее воля. Способность к саморегуляции. 1ч. 1ч.
IV Личность и другие 15ч. 1 Межличностное общение, его проблемы. Культура общения. Развитие коммуникативных умений 1 ч. 1ч.
2 Личность и ее роли. Ролевые трансакции и взаимодействие 1ч. 1ч.
3 Навыки конструктивного общения:
- « Я- слушания», развитие эмпатического слушания
- навыки оказания поддержки
- « Я-высказывания», развитие навыков формулирования их
2ч.
2ч.
2ч.
4 Конфликтное общение. Виды конфликтов. Проблема выхода из конфликтов 1ч.
4ч.
V Личность и семья 6ч.
1 Супружество – как форма развития отношений между полами 1ч. 1ч.
2 Особенности молодой семьи. Ролевые ожидания супругов 1ч.
1ч.
3 Психологический климат семьи. Вопросы совместимости. 1ч. 1ч.
Разработка занятия на тему : « Я – высказывание»
Цель : понять психологическое различие между « Я- высказыванием» и «Ты –высказыванием». Освоить навык « Я – высказывания»
Форма проведения: психологический тренинг, работа в круге
Ход занятия:
Приветствие участников занятия, вхождение в режим работы.
Упражнение «Скажи комплимент». Задача упражнения – расположить участников к открытому, эффективному взаимодействию. Работа по кругу -5-7 мин.
Упражнение «Слепой и поводырь». Задача – минимизировать действие психологических барьеров, настроить на доверительный стиль общения. Работа в парах, где участники меняются ролями -15 мин
Упражнение «Три плана» 10-15 мин
Цель: научиться акцентировать внимание на своих чувствах, отделять их от мыслей и внешнего мира.
Выполняется в парах. Члены пары садятся напротив друг друга и закрывают глаза на 1мин. Задача участников почувствовать внешние воздействия (слуховые, зрительные, обонятельные) как можно полнее. Затем партнеры рассказывают друг другу о своем опыте, начиная со слов: «Во внешнем плане я ощущал…..»
Партнеры опять закрывают глаза и в течение минуты обращают внимание на ощущения, идущие от своего тела, стараясь почувствовать и осознать болевые ощущения, мышечные зажимы, напряжение и т.д. Обмен впечатлениями: « Во внутреннем плане я ощущал…»
После они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали ощущения: «В это время я думал о …..»
Упражнение обсуждается в круге:
- Что было легче формулировать – чувства, мысли?
- Было ли формулирование ощущений высказыванием чувств
или может быть, высказыванием мыслей?
Дискуссия на тему занятия.
Ведущий вводит определения:
«Я- высказывание» -это способ вербального выражения чувств, возникающих в наряженной ситуации
«Я- высказывание» - альтернатива «Ты – высказыванию», которое применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом ответственность перекладывается на этого другого.
«Я- высказывание» - обозначает проблему и при этом позволяет взять ответственность на себя.
Вводится схема «Я- высказывания»:
описание ситуации, вызвавшей напряжение;
точное называние своего чувства в этой ситуации
называние причин этого чувства. Таким образом, оно может выглядеть так:
«Когда я вижу, что ты……
Когда это происходит……
Когда я сталкиваюсь с…..
«Я чувствую…….
Я не знаю как реагировать………
У меня возникает проблема…….
3. « Мне бы хотелось……
потому что……
Дискуссия может протекать в свободной форме и опираться на опыт учащихся. Возможные вопросы: « Может ли «Я –высказывание» обидеть другого?», « Не противоречит ли «Я- высказывание» правилам хорошего тона?», «Почему человеку труднее говорить о своих чувствах, чем об оценках или мыслях? Что эффективнее в общении с подростками?» и др.
Выполнение упражнений на овладение навыком
1.Упражнение «Вербализация чувств» -30 мин.
Цель упражнения:
- дать участникам группы возможность осознать те чувства, которые возникают у человека, когда к нему обращаются с «Я –высказыванием» и «Ты –высказыванием» и сравнить их.
- овладеть навыком формулирования «Я – высказывания».
Инструкция: «Каждый участник группы может выразить свои чувства 3-5 членам группы, сформулировав по отношению к ним сначала «Ты…», затем «Я –высказывания». При этом надо встать и подойти к человеку, к которому обращаешься. Важно, чтобы каждый участник группы выразил хотя бы одно положительное и одно негативное чувство». После выполнения упражнения , обсуждение в кругу по схеме:
- Было ли сформулировано «Ты –высказывание»?
- Было ли сформулировано « Я –высказывание»?
-Какие чувства испытал человек, к которому обращались с «Я и ТЫ –высказываниями?»
2. Упражнение «Конфликты» -30-40 мин.
Цель: помочь научиться выражать свои чувства посредством « Я- высказывания».
Инструкция:
Участники делятся на пары. Первый член пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для школы. Второй член пары реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется (с позиции жертвы);
б) использует «Ты-высказывание» для ответных обвинений; в) использует «Я – высказывание» по схеме. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует, используя критерии соответствия поведения заявленной позиции, правильность использования приема «Я – высказывания».
Завершение занятия.
Ведущий подводит итоги. Участники рефлексируют по
результатам занятия и высказывают пожелания на следующее
занятие.
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология .- М., 1980
Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –М., Прогресс, 1988
Бубер М. Я и ТЫ. – М., 1993
Герни Б. Психотерапия супружеских отношений. – М., 1992
Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988
Козлов Н. Философские сказки . – М., 1993
Кон И.С. В поисках себя .- М., 1984
Смирнов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1983
Коломенский Я. Человек: психология. – М., 1985
Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М., 1982
Пиз А. Язык телодвижений. Разговорный язык. Письменный язык . –Н.Новгород, 1992