Доклад Особенности трудовой подготовки обучающихся специальной коррекционной школы по столярному делу


Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат»









ДОКЛАД
на тему:
«Особенности трудовой подготовки обучающихся специальной коррекционной школы по столярному делу»
















Выполнила:
учитель технологии
Дурина Майя Борисовна
г. Нижний Ломов
2016г.



В коррекционной школе так же, учебный процесс предполагает единство содержания, методов и организационных форм обучения.
Различие трудового обучения в коррекционных школах от массовых заключается не настолько в самих методах, насколько в особенностях их применения, что определяется сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня их учебной подготовки, а также необходимость в связи с этим коррекционно-направленной работы.
Умение планировать предстоящую работу на уроках технологии формируется у детей с ОВЗ медленно. Для развития этого умения используются такие приемы работы с технологическими картами, когда планирование будущих трудовых действий и операций превращается во внешний зрительно контролированный процесс. При этом появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимися. Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на производственных  предприятиях. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками технического развития, которые свойственны детям с ОВЗ. Однако опыт работы многих коррекционных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком  уровне организации педагогического процесса можно достичь  значительных результатов не только в отношении общего развития учащихся, но и в деле формирования у них готовности к производительному труду. На развитие трудовых возможностей учащихся влияет вся система учебно-воспитательной работы, непосредственная подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских.
В настоящее время осуществляю свою работу  в рамках происходящих изменений и модернизации системы российского образования. Работаю над методической темой «Создание оптимальных условий для коррекции и развития учащихся на уроках трудового обучения как способ  дальнейшей социализации их в обществе». Основная цель моей деятельности в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы в условиях рынка. Организация обучения столярному делу детей с интеллектуальным недоразвитием предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приемов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.
На уроках трудового обучения пользуюсь такими методами обучения:
1. Словесными методами: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с книгой.
2. Наглядными методами: демонстрация изучаемых объектов, приемов работ, таблицы, дидактический материал.
3. Практические методы: практическое выполнение трудовых заданий.
При  этом особое внимание уделяю практическим и наглядным методам, сочетая со словесными, которые позволяют решать задачи формирования знаний и умений при получении определенных результатов в исправлении недостатков психики учащихся.
В процессе обучения труду учащиеся приобретают технологические  знания, умения, навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Своей основной задачей трудового обучения ставлю формирование устойчивого, положительного отношения к труду, стремления достичь хороших результатов, устойчивой привычки к т руду.
Успешность выполняемой работы во многом зависит  от силы тех мотивов, которые побуждают человека к активному труду, поэтому перед выполнением какого-либо изделия всегда ставлю цель:  для чего изготавливаем изделие и куда оно пойдет.
Большое влияние на воспитание положительных качеств личности и полезных привычек имеет личный пример учителя, хорошая оснащенность учебных мастерских различными станками и электроинструментами. От того, что умеет сам учитель делать и как он сделает то или иное изделие во многом зависит интерес учащихся  к этому виду работ.  Учащиеся стараются повторить это выполненное задание. И, прежде чем дать задание или выполнение какого-либо изделия, это изделие выполняю сама в присутствии детей, чтобы ребята смогли представить весь технологический процесс изготовления, как оно будет выглядеть и для чего необходимо это изделие.
Ученик 8-го класса Чебалкин Дмитрий выполнив задание «Соединение двух брусков» и сравнив  с образцом учителя, с гордостью сказал, что его изделие лучше.
Учащиеся должны осознать, что всегда радуют глаз и греют душу всевозможные изделия и поделки из дерева и древесных материалов: будь то кухонная полочка, декоративное панно или стенка, кухонный набор или шкатулка, обыкновенный табурет или разделочная доска. А если еще эти вещи созданы своими руками, тогда они просто бесценны. Он несут в дом тепло и уют. Изделия, выполненные в столярной мастерской своими руками, учащиеся часто просят его взять домой.
Трудовое обучение во всех классах веду с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Даю задания отдельным ученикам изготовить изделие проще, а другим сложнее, по конструкции. Так, при изготовлении разделочной доски более сильные учащиеся выполняют изделие с элементами декоративной обработки  поверхности отдельных деталей. Вместе с тем широко практикую метод, когда остальные учащиеся оказывают помощь более слабому, при затруднении выполнения каких-либо операций. Использую метод примера в трудовом воспитании, постоянно стараюсь организовать поведение тех учащихся, которые оказывают влияние на своих товарищей по группе. Обычно это учащиеся, для  которых характерны общительность, самостоятельность, уравновешенный характер, физическая сила, аккуратность, хорошие трудовые умения и навыки. Такими, например, являются: в 8классе Воробьев Александр, Чебалкин Дмитрий; в 7 «А» классе Сенжапов Руслан; в 6 «А» классе Денисов Илья; в 5 классе Машенцев Алексей и Афонюшкин Кирилл. Эти ребята постоянно  совершенствуют свои трудовые навыки, умения, знания.
Оптимально дозируя умственную и физическую нагрузку учащихся, необходимо иметь  в запасе на каждый урок несколько вариантов  трудовых операций. Применяя различные способы контроля и самоконтроля учащиеся обучаются рациональным приемам выполнения работы, поэтому провожу тесты  по пройденной общей теме. В конце пройденной темы учащиеся выполняют самостоятельные работы, которые показывают усвояемость пройденного материала.
На уроках столярного труда необходимо приучить учащихся к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетический вид изделия (на примере рамки для фотографий, лопатки, полочки).
Прививая навыки трудолюбия и усердия, мы формируем востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни. Так, Рябов Иван, Буртасов Иван, Мартынов Максим, после обучения в школе поступили учиться в 40 училище, где более углубленно ведется обучение по специальности столяр и другим. Большое внимание уделяется ремонту школьной мебели. Вся мебель пригодная ремонту ремонтируется учащимися с заменой сломанных деталей.
Большую роль в достижении учащимися конечного результата играет применение ими ручных электроинструментов. Поэтому большое внимание уделяю механизации столярных  работ. Учащиеся старших классов умеют пользоваться шуруповертом, эл.дрелью, эл.лобзиком. Так, например, при изготовлении шиповых соединений (табуретка, скамейка, рама), где требуется выполнение однообразных операций как долбление сквозных проушин и несквозных гнезд, пиление шипа, учащиеся работают под контролем учителя.
Учебные программы в коррекционных школах построены на основе требований и принципов систематичности обучения и связи теории с практикой. Содержание учебного материала профессионального трудового обучения изложено в программе таким образом, что, ранее усвоенные знания, служили базой для приобретения новых технологических знаний и трудовых умений.
В коррекционных школах значительная часть учебного материала на уроках технологии изучается концентрически (по спирали): одни и те же разделы сначала даются в элементарном виде, а через некоторый промежуток времени (обычно в следующем классе) эти же разделы рассматриваются значительно шире, с приведением новых сведений и понятий о предметах и материалах.


По программе В.В.Воронковой разработала рабочие программы профессионально-трудового обучения «Столярное дело» для 5-8 классов и рабочие программы специальных общеобразовательных школ для слабослышащих детей 9-12 классов; с учетом возможностей учащихся и оснащением столярной мастерской.
Принцип систематичности требует от учителя строгой последовательности в построении группы занятий, в содержании и проведении каждого отдельного занятия, в изложении и закреплении учебного материала, в проверке полученных школьниками знаний и умений.
У учащихся коррекционных школ должны быть выработаны навыки систематической работы на занятиях. В частности, важно, чтобы учащиеся были приучены на каждом уроке технологии связывать теоретические знания с практическими с практикой. Отсутствие такой связи затрудняет усвоение учебного материала и приводит к быстрому забыванию полученных знаний.
Установленная в школе система правил поведения и работы учащихся способствует воспитанию культуры труда, морально-психологической готовности к производственному или обслуживающему труду, умению соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.
Существенное влияние на развитие положительных качеств личности и полезных привычек учащихся имеют такие факторы как личный пример преподавателя, четкое выполнение правил поведения в мастерской, оценка работы школьников, хорошая техническая оснащенность мастерской, ее эстетическое оформление, поэтому постоянно веду работу над усовершенствованием и обновлением оборудования кабинета.


15