Рабочая программа по обществознанию 11 класс профильный уровень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
села Шурмы Уржумского района Кировской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на методическом совете школы
Зам. директора по УВР
Директор школы
Протокол №
/Буторина Л.И./
/Бабунь Р.Э./
от « » 2015 г.
от « » 2015 г.
от « » 2015 г.
Рабочая программа
по обществознанию для 11 класса
на 2015 -2016 учебный год
профильный уровень
количество часов в неделю – 3
Составитель Рабочей программы:
учитель истории
Манина Наталья Геннадьевна,
I категория
Шурма
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы Обществознание, 10-11 классы. Профильный уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) М.Просвещение, 2009.
Изучение курса «Обществознание» в 11 классе проводится в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта в рамках второго концентра, Примерной программы по обществознанию (Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., Дрофа, 2008.)
Уровень изучения профильный
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществоведения требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Изучение обществознания на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 210 часов для изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования, но 34 часа выделяется на курс «Экономика» и 34 часа на курс «Право» за 2 года обучения. В 11 классе профильный курс рассчитан на 102 часа в год, то есть 3 часа в неделю.
Учащиеся, выбравшие профильный курс, имеют различный уровень подготовки и различные мотивации при выборе профиля: часть учащихся стремятся подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, другие проявляют повышенный интерес к предмету. Главная задача учителя – заинтересовать всех учащихся в усвоении курса, вовлекая их в активную творческую деятельность на уроках «Обществознания».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Социальное развитие современного общества (30 часов).
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
В результате изучения раздела на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем общества;
уметь
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять знания по социальной структуре, социальных институтах в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Раздел 2. Политическая жизнь современного общества (30 часов)
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции. Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства.
Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. Гражданское общество.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование). Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение. Политический процесс, его формы.
Особенности политического процесса в современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития России.
В результате изучения раздела на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
политическую систему, её место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные политические институты и процессы;
различные подходы к исследованию политических проблем общества;
уметь
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию политической информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать политическую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать политические объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками политических явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в политической информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных политических объектов.;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным политическим проблемам;
формулировать на основе приобретенных политологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о политических объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по политической проблематике;
применять знания по политической системе, политических институтах в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Раздел 3. Духовная культура (18 часов).
Духовная жизнь людей. Духовный мир личности. Место искусства в духовной культуре. Массовая культура. Мораль и нравственность. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
В результате изучения раздела на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
место духовной стороны жизни общества в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные процессы в духовной сфере;
различные подходы к исследованию проблем духовной сферы жизни общества;
уметь
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать информацию по теме, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать объекты духовной жизни, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками явлений духовной жизни и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в информации по теме факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных объектов духовной сферы;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам духовной сферы;
формулировать на основе приобретенных культурологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения об объектах духовной сферы с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по культурологической проблематике;
применять знания по духовной сфере в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Раздел 4. Современный этап мирового развития (12 часов).
Глобализация и её последствия. Целостность и противоречивость современного общества. Многообразие современного мира.
В результате изучения раздела на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
место глобализации в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные процессы современного этапа мирового развития;
различные подходы к исследованию проблем современного мира;
уметь
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать информацию по теме, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать объекты современной жизни в различных странах мира, выявляя их общие черты и различия;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных объектов современного мира;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам современного этапа мирового развития;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения об объектах современного мира с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по глобальным проблемам современности;
применять знания по теме в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Итоговое повторение (12 часов)
ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Учебный план
№
Название раздела
Количество часов
1
Социальное развитие современного общества
30
2
Политическая жизнь современного общества
30
3
Духовная культура
18
4
Современный этап мирового развития
12
5
Итоговое повторение
12
Итого:
102
Календарно-тематическое планирование.
№
Название
раздела
Тема урока
Кол-во
часов
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО
Тип урока
Формы урока
Информационное сопровождение
Дата
план
факт
1-2
Социальное развитие современного общества
(30 час)
Инструктаж по ТБ
Социальная структура и социальные отношения
2
Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Социальные группы, их классификация.
Маргинальные группы.
Социальные отношения.
Социальная стратификация и мобильность.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Урок – практикум
(работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации)
Кравченко А.И. «Введение в социологию»: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. М., 2008.
3-4
Социальные институты.
2
Типы и функции социальных институтов.
Социальная инфраструктура.
Социальные институты.
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления знаний
Работа с документами
Урок – практикум
Таблица «Типы и функции социальных институтов»
5-6
Роль экономики в жизни общества
2
Экономические институты.
Влияние экономики на социальную структуру.
Экономика и политика.
Экономика и культура.
Качество и уровень жизни.
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Лекция
Урок – практикум
Решение проблемных заданий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учебные и научные центры по экономике широко представлены на образовательном портале «Экономика, социология, менеджмент»
7-8
Социальные статусы и роли
2
Социальный статус.
Ролевой набор.
Социальные роли в юношеском возрасте.
Социализация индивида.
Социальное поведение.
Социальная роль.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Ролевая игра
9-10
Социальные ценности и нормы
2
Мораль.
Право.
Социализация индивида.
Социальный контроль.
Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум, составление конспекта-схемы
Дидактические материалы, 10-11 кл. Тема «Социальная норма» (В.Н. Кудрявцева)
11-12
Отклоняющееся поведение и социальный контроль
2
Социальный контроль.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.
Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Комбинированные уроки
Урок решения проблемных задач.
Урок-практикум, работа с документами.
13-14
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
2
Социальные интересы.
Социальное сотрудничество.
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум, составление конспекта-схемы
Ролевая игра
Школьный словарь: статья «Конфликтология»
15-16
Этнос и нация
2
Этническое многообразие современного мира.
Этнокультурные традиции и ценности.
Ментальные особенности этноса.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-исследование
Групповая работа
Садохин А.П. Этнология: Учеб. для вузов. М., 2000.
17-18
Межэтнические отношения и национальная политика
2
Проблемы регулирования межнациональных отношений.
Межнациональное сотрудничество и конфликты.
Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лабораторная работа
Дискуссия
19-20
Демография современной России
2
Демографическая ситуация в России и мире.
Демографическая политика в России.
Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Работа в группах
Никитин А.Ф. Обществознание: Справочное пособие. М., 2004
21-22
Институт семьи и брака
2
Семья и брак как социальные институты.
Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей.
Государственная политика поддержки семьи.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Мини-проект «Семья в современном мире»
23-24
Быт и бытовые отношения
2
Социально-бытовые интересы.
Материально-вещественная среда обитания человека.
Культура бытовых отношений.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Социологический опрос
Обществознание: Учебник для учащихся 10 кл.: Базовый уровень/ Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2005.
25-26
Молодежь в современном обществе
2
Молодежь как социальная группа.
Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы молодежи в современной России.
Комбинированный урок.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-проблема
Круглый стол
«Способы решения проблем молодежи»
Кравченко А.И. «Введение в социологию»: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. М., 2008.
27-28
Социальная структура российского общества
2
Социальные проблемы современной России.
Конституционные основы социальной политики РФ.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Работа в группах
Практикум
29-30
Социальное развитие современного общества
2
Закрепление и углубление знаний
Участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
Уроки контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ
Кравченко А.И. «Введение в социологию»: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. М., 2008.
Политическая жизнь современного общества
(30 часов)
31-32
Политическая система и политический режим
2
Политология как наука.
Власть и политика.
Типология властных отношений.
Легитимация власти.
Политика как общественное явление.
Политическая система, ее структура и функции.
Политический режим.
Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Практикум
(участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам)
Гаджиев К.С. Введение в политологию: Учеб. пособие для 10-11 кл. М., 1998.
33-34
Демократия
2
Демократия, её основные ценности и признаки.
Проблемы современной демократии.
Парламентаризм.
Делегирование властных полномочий.
Развитие традиций парламентской демократии в России.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Групповая работа с источниками.
Практикум
35-36
Государство в политической системе
2
Государство в политической системе.
Понятие бюрократии.
Современная государственная служба, её задачи.
Основные направления политики государства.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Практикум
Работа с источниками
37-38
Правовое государство и гражданское общество
2
Сущность правового государства. Гражданское общество.
Местное самоуправление.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Практикум
(осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов)
Обществознание Практикум.11 класс: пособие для общеобраз. учреждений: профил. уровень под ред. Л.Н. Боголюбова, М., Просвещение, 2008.
39-40
Роль СМИ в политической жизни
2
Место и роль СМИ в политическом процессе.
Типы информации, распространяемой СМИ.
Влияние СМИ на избирателя.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Групповая работа
Дебаты «Роль СМИ в политике»
41-42
Инструктаж по ТБ
Политическое сознание и политическое поведение
2
Политическая психология и политическое поведение.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Практикум
43-44
Политическая идеология
2
Политическая идеология.
Современные политические идеологии.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Групповая работа
Практикум по составлению таблицы «Виды политической идеологии»
45-46
Политические партии и движения
2
Политические партии и движения.
Становление многопартийности в России.
Типология политических партий. Сетевые структуры в политике.
Комбинированный урок.
Урок обобщения и закрепления знаний
Самостоятельная работа с источником.
Практикум по составлению схемы «Классификация политических партий»
Гаджиев К.С. Введение в политологию: Учеб. Пособие для 10-11 кл. М., 1998.
47-48
Лидеры и элиты в политической жизни
2
Политическая элита.
Типология элит, особенности их формирования в современной России.
Понятие политического лидерства.
Типология лидерства.
Группы давления (лоббирование). Имидж политического лидера.
Особенности формирования элит в современной России.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Урок-практикум
(подготовка рефератов и выступление)
49-50
Выборы в демократическом обществе
2
Избирательная система, избирательная кампания.
Избирательные технологии.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Ролевая игра «Выборы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Активно развивается российско-канадский проект «Дух демократии»
51-52
Человек в политической жизни
2
Политическое участие.
Понятие политической культуры.
Человек в политической жизни.
Политическая психология и политическое поведение.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Самостоятельная работа с источником.
Практикум по составлению таблицы «Типы политических культуры».
53-54
Политический конфликт.
2
Причины политических конфликтов.
Политический конфликт, пути его урегулирования.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Групповая работа
55-56
Политический терроризм
2
Политический экстремизм. Политический терроризм.
Истоки и опасность политического терроризма.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Презентации учащихся «Истоки политического терроризма»
57-58
Политический процесс
2
Политический процесс, его формы.
Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России.
Комбинированный урок.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок- исследование
59-60
Политическая жизнь современного общества
2
Закрепление знаний
Современный этап политического развития России.
Уроки контроля знаний
Семинар
(решение проблемных, логических, творческих задач)
61-62
Духовная культура
(18 часов)
Духовное развитие общества
2
Духовная жизнь людей.
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур.
Урок изучения нового
Комбинированный урок.
Лекция
Практикум
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Библиотека по культурологии»
63-64
Инструктаж по ТБ
Духовный мир личности
2
Мировоззрение, его виды и формы.
Высшие духовные ценности.
Патриотизм.
Гражданственность.
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Лекция
Практикум, составление таблицы «Классификация типов мировоззрения»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Библиотека по культурологии»
65-66
Мораль и нравственность
2
Мораль.
Нравственные ориентиры.
Нравственная культура.
Комбинированный урок.
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-проблема
Практикум
67-68
Наука
2
Наука.
Функции современной науки.
Этика науки.
Урок изучения нового материала. Урок обобщения и закрепления знаний
Лабораторная работа с текстом параграфа 31.
Практикум
69-70
Образование в современном обществе
2
Социальная и личная значимость образования.
Тенденции развития образования в современном мире.
Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Лекция
Практикум
(презентации)
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. // Вестник образования. 2002. № 6.
71-72
Роль религии в жизни общества
2
Религия как одна из форм культуры.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии.
Религиозные объединения и организации в России.
Церковь как общественный институт.
Принцип свободы совести.
Религия в современном мире.
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Урок-исследование
Практикум составление таблицы «Мировые религии»
73-74
Место искусства в духовной культуре.
2
Что такое искусство.
Споры о сущности искусства. Функции искусства.
Структура искусства.
Урок изучения нового материала. Урок обобщения и закрепления знаний
Лабораторная работа с текстом параграфа 34.
Практикум по решению познавательных задач.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Библиотека по культурологии»
75-76
Массовая культура
2
Многообразие культур.
СМИ и культура.
Сущность и особенности массовой культуры.
Урок изучения нового материала.
Урок обобщения и закрепления знаний
Семинар-практикум.
Дискуссия «Роль СМИ в современном обществе – благо или проблема?»
Дебаты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Библиотека по культурологии»
77-78
Духовная культура общества
2
Закрепление, углубление знаний
Контроль знаний.
Итоговый урок
Урок контроля знаний
Повторение
Тестирование в форме ЕГЭ
79-81
Современный этап мирового развития
(12 часов)
Многообразие современного мира.
3
Особенности традиционного общества.
Достижения и противоречия западной цивилизации.
Кризис индустриальной цивилизации.
Урок изучения нового материала.
Уроки обобщения и закрепления знаний.
Лекция
Работа в группах
Подготовка проектов и представление их.
82-83
Глобализация и её последствия.
2
Процессы глобализации и становление единого человечества.
Развитие интеграции на примере ОБСЕ.
Комбинированный урок.
Урок обобщения и закрепления знаний.
Лекция
Практикум по решению проблемных заданий.
Школьный словарь: статья «Глобализация»
84-85
Сетевые структуры в современной мировой политике.
2
Сетевые структуры в современной мировой политике.
Сети политические.
Сетевой терроризм на фоне глобализации.
Урок изучения нового материала.
Уроки обобщения и закрепления знаний.
Лекция
Практикум
86-88
Целостность и противоречивость современного мира.
3
Глобальные проблемы современности.
Связь глобальных проблем.
Уроки обобщения и закрепления знаний
Семинар
Подготовка и выступление учащихся с проектами по теме «Глобальные проблемы современности»
Школьный словарь: статья «Глобальные проблемы человечества»
89-90
Взгляд на будущее
2
Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Урок изучения нового материала.
Уроки обобщения и закрепления знаний.
Лекция
Практикум
91-92
Итоговое повторение
(12 часов)
Итоговое повторение раздела «Общество и человек»
2
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела
Уроки контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ по теме
93-94.
Итоговое повторение раздела «Сознание и познание»
2
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела
Уроки контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ по теме
95-96.
Итоговое повторение раздела «Деятельность как способ существования людей»
2
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела
Уроки контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ по теме
97-98.
Итоговое повторение раздела «Личность. Межличностные отношения»
2
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела
Уроки контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ по теме
99-100.
Итоговое повторение раздела «Социальное развитие современного общества»
2
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела
Уроки контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ по теме
101-102
Итоговое повторение раздела «Политическая жизнь современного общества»
2
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела
Уроки контроля знаний
Тестирование в форме ЕГЭ по теме
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
1. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой «Обществознание», 11 класс, М. «Просвещение», 2008 г.
2. Программа Обществознание, 10-11 классы. Профильный уровень ( Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова).
Программа курса для 11 класса общеобразовательных учреждений, авторы Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2008 г. № 3, 4, 5, 6.
3. Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» 10 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2008 г. № 7, 8, 10.
4. Практикум к учебнику «Обществознание» 11 класс, М. «Просвещение», 2008.
5. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: ч. 1 и 2 / под редакцией Л.Н. Боголюбова. М., 2003.
6. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10 – 11 кл. /Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. М., 2005.
7. Дополнительная литература:
Мухаев Р. Т. Политология, учебник для ВУЗов, 1998 г.
Конституция РФ, 1993 г.
Медиаресурсы:
- Обществознание 8 – 11 класс теория (диск)
- Обществознание 8 – 11 класс практикум (диск)
Информационные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Здесь программа модульного курса «Права человека» для школьников средних классов/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Активно развивается российско-канадский проект «Дух демократии»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Психологические, социальные, философские и правовые вопросы представляет интегрированную систему, собирающую воедино с разных серверов и сайтов сведения о научных публикациях на тему экономики, социологии и других гуманитарных наук
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учебные и научные центры по экономике широко представлены на образовательном портале «Экономика, социология, менеджмент» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Правовая библиотека»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Права и дети в Интернете»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Библиотека по культурологи»
Заголовок 215