Рабочая программа по обществознанию 10 класс профильный уровень
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по истории составлена на основе
-федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне, примерной программы по истории за курс среднего (полного) образования (профильный уровень).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, поли тологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Резерв учебного времени в объеме 26 учебных часов (или 12 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Класс Кол-во часов в год Кол-во часов в неделю резерв
10 105 3 13
11 105 3 13
Итого 210 3 26
Резерв учебного времени распределяется следующим образом:
№ п/п Раздел Тема Кол-во часов 10 класс 11 класс Распределение
Резерва
10
класс
1 Специфика социально-гуманитарногознания 6 6 2 Введение в философию
46 46 10
а Введение 3 3 б Философия человека. 10
10 в Знание, сознание, познание 15 15 г Социальная философия 18 18 3 Введение в социологию 53 53 8
а Введение 3 3 б Общество и общественные отношения 17 17 в Личность и общество 10 10 г Виды социальных отношений 12 12 д Этнические и конфессиональные отношения 11 11 11
Класс
4 Введение в политологию 54 54 4
А Введение 2 2 Б Политика и власть 7 7 В Государство в политической системе 12 12 Г Гражданское общество и его институты 14 14 Д Личность в политической жизни 10 14 Е Политический процесс 9 9 5 Введение в социальную психологию 51 51 4
а Введение 2 2 б Социальная психология личности 14 14 в Мир общения 22 22 г Психология социальных групп 11 11 Итоовое обобщение 2 2 Из таблицы видно,что увеличние часов за счет резерва произошло по следующим темам:
Философия человека
Знание, сознание, познание задание А4(58%)
Социальная философия
Общество и общественные отношения
Личность и общество
Виды социальных отношений
Задание А14, 58%
А17, 46%
Этнические и конфессиональные отношения
Политика и власть
Государство в политической системе
Гражданское общество и его институты
Политический процесс
Мир общения
Психология социальных групп
Данные темы являются ключевыми для подготовки к ЕГЭ. Поэтому основанием для использования резерва стали прежде всего данные Аналитического отчета за 2011 ЕГЭ по обществознанию.
Так же запланировано использование резервных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий :
-ИКТ технологии-интерактивные методы обучения
-кейс технологии
Основное содержание
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (210 час)
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО
ЗНАНИЯ ( 6 час)
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их
классификация.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.
Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные
учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными
знаниями.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ( 46 час)
Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные
функции философии. (3 часа).
Философия человека. (10 час)
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.
Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность.
Свобода выбора. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
Знание, сознание, познание. ( 15 ч )
Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство.
Право. Мораль. Нравственная культура.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии
научного мышления. Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Со-
временные проблемы социальных и гуманитарных наук. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
Социальная философия ( 18ч )
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе. Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе. Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ( 53час)
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные
вехи развития социологии (3 час).
Общество и общественные отношения (17 час)
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки. Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство.
Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Личность и общество (10 час)
Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
Виды социальных отношений (12час)
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
Этнические и конфессиональные отношения (11 час)
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии.
Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести. Резерв учебного
11 класс
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ ( 54 час)
Политология как наука. Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозирование (2 час).
Политика и власть (6 час)
Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования
общественных отношений. Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Типология политических систем.
Государство в политической системе (10 час)
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления
(монархия, республика), формы государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм). Основные
направления политики государства.
Понятие бюрократии. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба,
ее задачи. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные черты и
признаки.
Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Современный российский парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество и его институты (12 час)
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы. Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.
Личность в политической жизни (10 час)
Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека.
Абсентеизм – форма отклоняющегося электорального поведения. Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение. Психология
толпы. Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму. Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.
Политический процесс (6 час)
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути. Особенности политического процесса в современной России.
Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования.
Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности.
Резерв учебного времени – 4 часа
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ ( 50 час)
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение (2 час).
Социальная психология личности (14 час)
Индивид, индивидуальность, личность в социальной психологии. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Социальные установки, ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и
социальная позиция. Макро- и микросреда личности.
Периодизация развития личности. Становление личности. Принятие человеком самого себя. Психологическая защита. Самооценка и уровень притязаний.
Направленность личности. Интересы. Склонности. Способности и профессиональное самоопределение. Эмоциональный мир личности. Стресс и фрустрация. Агрессия. Самообладание. Человек в критической ситуации. Ролевой набор личности. Ролевое поведение. Личность в сфере общественных и межличностных отношений. Эмоциональная основа межличностных
отношений. Коньюктивные и дизъюнктивные чувства и их влияние на межличностные отношения. Межличностные отношения в группах. Манипулирование.
Мир общения (20 час)
Потребность людей в общении и способы ее удовлетворения. Функции, и структура общения. Речевые и
невербальные средства общения. Позиции в общении. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Слушание и говорение. Традиционные и новые формы общения. Особенности общения в информационном обществе. Общение как коммуникация.
Общение как взаимодействие. Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения). Совместное пребывание и
совместная деятельность. Кооперация и конкуренция. Диалог как основа взаимопонимания. Эффективность груп-
повой и индивидуальной деятельности. Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения). Динамика межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия, установки, стереотипы. Обратная связь как информация о восприятии человека партнерами по общению.
Идентификация в межличностном общении. Конформность и нонконформность, самоопределение личности. Стили общения. Самопрезентация. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Восприятие
конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс. Сотрудничество.
Общение в юношеском возрасте. Значение общения для юношеского возраста. Специфика средств и стиля
молодежного общения. Мода в общении. Общение формальное и неформальное. Этика взаимоотношений. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Деловое общение. Публичное выступление. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен: психологические аспекты.
Психология социальных групп (10 час)
Проблема группы в социальной психологии. Многообразие социальных групп. Группы условные. Референтная группа.Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностные роли. Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. Лидерство, стили лидерства.Взаимоотношения в ученических группах. Чувство групповой принадлежности. Групповые роли и ожидания как регуляторы взаимоотношений в группах. Партнерские отношения и соперничество. Кооперация и конкуренция.Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы группового насилия. Особая опасность криминальных групп.
Резерв учебного времени – 4 часов__
№п/п Раздел Тема 10 класс 11 класс Примечание
1 Специфика социально-гуманитарного знания
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.
Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.
6 2 Введение в философию Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии. 3 3 Философия человека Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.
Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
10 Знание, сознание, познание Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.
Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.
Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
15 Социальная философия Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.
Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.
Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда.
Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
18 Введение в социологию 53 Социология как наука.Введение. Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии 3 Общество и общественные отношения Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
17 УМК
Боголюбов Л.Н. « Обществознание», 1-2 том, 10- 11 класс ,М.2011 г., М.,Просвещение
Цели
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно - тематический план
Название раздела, темы ( № п/п ) Всего часов
1.Специфика социально-гуманитарного знания
6
2. Введение в философию 3
3. Философия человека 10
4. Знание, сознание, познание 15
5. Социальная философия 18
Введение в социологию 53
6. Социология как наука.Введение. 3
7. Общество и общественные отношения 17
8. Личность и общество 10
9. Виды социальных отношений 12
10. Этнические и конфессиональные отношения 11
Введение в политологию. 11 класс 54
Введение 2
Политика и власть 7
Государство в политической системе 12
Гражданское общество и его институты 14
Личность в политической жизни 10
Политический процесс 9
Введение в социальную психологию 11 класс 51
11. Социальная психология как наука 2
12. Социальная психология личност 14
13. Мир общения 20
14. Психология социальных групп 10
Текущий и итоговый контроль. Самостоятельные работы.
Тема Тесты Сам. работы Лабор. Р.
Введение в философию
3 2 16
Введение в социологию
3 2 6
Введение в политологию 4 8
Введение в социальную психологию 2 15
№ п/п дата Кол-во
часов Тип
Урока раздел Тема Изуч-е
Конституции НРК Д/З
I 6 Специфика социально-гуманитарного знания 1 1 Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, общее и различия П.1
? 1,с.9
Задание 1
2 1 Классификация социальных наук. П. 1
? 2
3 1 Основные этапы развития социально-гуманитарного знания П.2
4 1 Основные специальности в области социально-гуманитарного профиля Презентация «Основные
Профессии
Профиля»
П.5
5 1 Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля Профессиональные образовательные учреждения
Региона
По профилю Сообщение
По
Теме
урока
п.6
6 1 Основные профессии профиля. Вакансии по профилю
В регионе Задания 1,2,10
С. 42
II 3 Введение в философию 7 1 Место философии в системе обществознания П.1
Анализ документа
С.10
8 1 Смысл философских проблем Презентация по теме урока
9 1 Основные функции философии III 10 Философия человека 10 1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. С.54-55
Задание №1
С.57
11 1 Сущность человека П.8
?1,2,3 с.56
12 1 Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. П.8
13 1 Мотивация деятельности П.8
14 1 Свобода и необходимость в жизни человека + гл. 2
Конституции
РФ П.16
Задание №1
С.105
15 1 Свобода и ответственность. Свобода выбора гл. 2
Конституции
РФ П.16
Анализ документа
С.106
16 1 Мышление и деятельность. С.56
17 1 Язык как форма мысли. Понятие информации. Ст.23-24
Ст.26 Повторить п.1,8,16
18 1 Обобщение : Философия человека Подготовка
К семинару
19 1 Семинар : Место человека в современном обществе IV 15 Знание, сознание, познание 20 1 Виды и уровни человеческих знанийС.141-144
Задание 2 с.144
П.21
21 1 Мифологическое и рационально-логическое знание П.23
Задание 1 с.158
22 1 Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. С.169
П.26
23 1 Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль Развитие
Культуры
В регионе Презентации по
Теме урока
24 1 Онтология и теория познания. П.21
?2 с.144
25 1 Проблемы познаваемости мира. П.21
? 4-5 с.144
26 1 Наука. Методы научного познания. Развитие науки
В Мурманской
области П.24
Задание 2
С.164
Анализ
Документа
С.165
27 1 Истина и ее критерии П.22
Задание 3
С.151
28 1 Абсолютная и относительная истина П.22
?9-11
С.150
29 1 Особенности наук изучающих общество П.1
30 1 Современные проблемы социальных и гуманитарных наук Презентация по теме
урока
31 1 Понятие культуры. Многообразие культур П.11
Анализ документа с.122
32 1 Семинар Диалог культур Куьтурное
Сотрудничество
Со странами
Баренцрегиона П.12
33 Культуры и цивилизации Презентация по теме
урока
34 1 Обобщение : Знание, сознание, познание 18 Социальная философия 35 1 Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. П.9
36 1 Практикум Типы социальной динамики ?2 с.92
П.14
37 1 л/р Революционное и эволюционное в историческом процессе П.14
38 1 Формации и цивилизации П.13
Заполнить
Таблицу с.86
39 1 Практикум Типология обществ. П.11
Задание 1 с.80
40 1 Практикум Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе Задание 3 с.80
41 1 Системное строение общества. Структура общества П.9
42 1 Социальная система и ее среда. П.10
Задание 2-3 с.68
43 1 Л/Р Многообразие общественного развития. П.14
Задание 4 с.93
44 1 Проблема общественного прогресса. П.15
Анализ документа с.100
45 1 Глобализация. Становление единого человечества Презентация по теме
урока
46 1 Л/Р Последствия перехода к информационному обществу Презентация по теме
урока
47 1 Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание Духовное
Наследие
И современность
Кольского
края П.18
48 1 Самосознание. П.27
Анализ документа
С.184
49 1 Значение образования. Ст.43 Опорный
конспект
50 1 Л/Р Тенденции развития современного образования Презентация по теме
урока
51 1 Урок-
конференция Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе Повторить
П.22-23
52 1 тест Обобщение: Социальная философия v 53 Введение в социологию 53 1 Социология как наука. Место социологии среди других наук П.1
54 1 Структура социологического знания. П.1
55 1 практикум Основные вехи развития социологии. Опорный конспект
VI 17 Общество и общественные отношения 56 1 Общество как форма совместной жизнедеятельности людей П.9
Вопрос 1
С.62
57 1 Л/Р Многообразие подходов к пониманию общества П.9
Задание 1 с.
62
58 1 Основные признаки общества. П.9
59 1 практикум Социальное взаимодействие и его виды. П.9
60 1 Система общественных отношений. П.9
61 1 Классификация социальных групп. Опорный конспект
С.137-138
62 1 Лабораторная работа Маргиналы.
Свойства и признаки толпы. С.10-11
Задание 7 с.14
63 1 Социальные институты. П.2
Заполнить таблицу
С.24
64 1 Социальная инфраструктура П.1
Анализ документа с.15
65 1 Социальная стратификация и мобильность. П.1
Задание 1,2 с.14
66 1 Значение среднего класса в современном обществе. Бедность и неравенство. П.14
67 1 Лабораторная работа Социальные интересы. Задания на с.56
Анализ документа с.57
68 1 Социальные конфликты. П.39
Анализ
Документа
С.260
69 1 Социальные проблемы современной России П.14
70 1 практикум Конституционные основы социальной политики РФ +
Конституция РФ
Гл.2 П.14
71 1 Обобщение : Общество и общественные отношения VII 10 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 72 1 Лабораторная работа Социализация индивида. П.3
Анализ
Документа с.46
73 1 Факторы формирования личности П.28
74 1 Социальное поведение. Социальные роли. П.4
75 1 Социальные нормы. Социальный контроль. П.5
Задание 3
С.56
76 1 Роль права в жизни общества. Правовая культура. Задание 4 с.56
77 1 Отклоняющееся поведение и его формы. П.5
78 1 Проблема криминализации России. Презентация по теме
урока
79 1 Молодежь как социальная группа. Молодежная
Политика
в Мурманской
области
П.13
Анализ
Документа
С.135
80 1 Л/Р Проблемы молодежи в современной России П.13
81 1 Тест Обобщение: Личность и общество VIII 12 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 82 1 практикум Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру П.2
83 1 Экономика и культура Сообщение по теме урока
84 1 Качество и уровень жизни. Экономика и политика Качество
Жизни в Мурманской
области Подобрать статьи СМИ
Об уровне жизни в России
85 1 Лабораторная работа Социология труда. Мотивация труда. Удовлетворение трудом П.19
86 1 Социальное партнрство и перспективы его развития в России П.19
Анализ
Документа
С.129
87 1 практикум Семья как социальный институт.Классификация типов семьи Ст 37-38 П.11
Задание 1,5
С.112
88 1 cеминар Традиционные семейные ценности. П.11
Анализ
Документа
С.112
89 1 Тенденции развития семьи в современном мире. Презентации по теме урока
90 1 практикум Демографическая и семейная политика в современной России Подобрать статьи СМИ
О Демографической и семейная политикае в современной России
П.10
91 1 Материально-вещественная среда обитания человека. Опорный конспект
92 1 практикум Культура бытовых отношений. Сообщения по теме урока
93 1 Тест Обобщение: СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ IX 11 ЭТНИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 94 1 Лабораторная работа Этническое многообразие современного мира. П.8
Презентации по теме урока
95 1 Этнос и нация П.8
Ответ на вопросы с.84 устно
96 1 Этнокультурные ценности и традиции.Менталитет. П.8
Задание 2,3с.84
97 1 Межнациональное сотрудничество и конфликты. П.9
Документ с.95
98 1 Типология этнических конфликтов. П.9
Задание 1,2,5 с.94
99 1 Проблемы регулирования межнациональных П.9
100 1 Конституционные основы национальной политики в РФ. +
Глава №3
Ст.26 П.9
101 1 Роль религии в современном обществе. Ст.28 П.33
Анализ
Документа
С.346
102 1 Мировые религии. П.33
103 1 Лабораторная работа Религиозные объединения и организации в современной России. П.33
Презентации по теме урока
104 1 Принцип свободы совести. Ст.28 Повторить п.8,9,33
105 1 Обобщение: ЭТНИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ