ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Государственное образовательное учреждение
Ростовской области
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
с.Развильное Песчанокопского района
Выступление на тему:
«Использование коррекционных логопедических упражнений с целью сохранения здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Заседание №4 от 24.03.14
Подготовила учитель- логопед: Мартиросян Е.М.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения в детском саду.
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому, одним из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. Более того, сохранение, укрепление здоровья ребёнка является первоосновой его полноценного развития.
Логопедические группы посещают дети, имеющие различные речевые нарушения. У них речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Так же, речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной логопедической помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе.
Решение данной проблемы видится мне во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей.
Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся этой проблемой (В.Ф.Базарный, Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина, Н.В.Микляева, М.А. Касицина, А.Л. Сиротюк, М.А.Чистякова и др.)
Составила тематическое планирование занятий по логопедии, разработала алгоритм занятий по всем направлениям коррекционной логопедической работы. Систематизировала игры и упражнения для проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики, физкультминуток.
Большое внимание уделяю организации коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и логопедом, включить в активную познавательную деятельность всех детей.
В своей работе использую коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии, которые наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний ( физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).
2.Коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика, психогимнастика, сказкотерапия, музыкотерапия)
3.Технологии обучения здоровому образу жизни (игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).
Практика и опыт показывают, что одним из эффективных методов работы в коррекции речевых нарушений является фонематическая ритмика .
Фонематическая ритмика –является составной частью лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы, страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.
Целью проведения упражнений по фонематической ритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и коррекции речевых психических функций через движение и звук.
В логопедические занятия включаю упражнения по логоритмике. Логоритмика позволяет решать целый комплекс задач, в том числе и оздоровительно-коррекционные. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.
Также на логоритмических занятиях много внимания уделяется гимнастикедля глаз, совместному движению глаз и частей тела (языка, рук, ног, и т.д.). Зрительную гимнастику использую для снятия зрительного утомления, профилактики близорукости и улучшения зрения. Провожу в середине занятия в течении 1-2 минут в игровой форме («Метёлки», «Поймай зайку», «Солнышко и тучки», «Бабочка», «Жмурки» и др.)
Обязательно в работе использую пальчиковую гимнастику, массаж, самомассаж кистей рук. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, каштаны, катушки и др.)
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков , чтобы процесс был более эффективным и занимательным, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественнное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Одним из условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому, регулярно использую дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает диафрагмальное речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. В комплексе дыхательных упражнений используются элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Ушки» и др.)
Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, провожу по ходу занятия упражнения на релаксацию в сопровождении спокойной музыки, звуков природы, стихов. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение и сконцентрировать внимание.
В логопедической работе использую разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Особенно полезным и интересным для школьников является использование элементов сказкотерапии, психогимнастики.
Большую часть занятий объединяю сказочным сюжетом, использую отрывки из сказок, ввожу в занятия сказочных героев.
Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
Элементы психофизической гимнастики М.А.Чистяковой использую с целью сохранения психического здоровья, профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. У детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), формируется способность выражать свои чувства, эмоциональные состояния.
Исправляя имеющиеся речевые нарушения для предупреждения перегрузки детей разрабатываю и внедряю щадящие режимы, которые предполагают создание таких условий деятельности, которые раскроют резервы организма, способствующие росту, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на занятиях.
В этом направлении широко использую компенсаторно-нейтрализующие приемы:
1.Развивающие кинезиологические упражнения А.Л.Сиротюк, направлены на компенсаторные возможности ребенка. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует улучшению у ребёнка памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
2.Правильная организация учебной деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление детей (строю занятия с учетом работоспособности детей, использую интересные средства наглядности, благоприятный эмоциональный настрой). На протяжении всего занятия провожу несколько разноплановых здоровьесберегающих минуток, которые позволяют размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму. Помимо традиционных физминуток на определенном этапе занятия позволяется детям (по их желанию) заниматься стоя или облокотившись на стол, стоя коленом на стуле (предложение Базарного В. Ф.).
Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги, психолог, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении широко использую информационно-обучающие приемы, которые способствует повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.
Для педагогов систематически проводятся консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия. Осуществляя преемственность в работе, воспитатели логопедических групп по рекомендации логопеда также используют в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий.
В будущем при проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Много полезной информации размещаю в «Логопедическом уголке» для педагогов и родителей «Говорим правильно», «Правила речи», «Наши достижения», «Наше настроение». Оформлены папки с коррекционно-развивающими упражнениями.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми даёт положительные результаты:
снижение уровня заболеваемости;
повышение работоспособности, выносливости;
развитие психических процессов;
улучшение зрения;
формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
развитие общей и мелкой моторики;
повышение речевой активности;
увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.