Статья Рекомендации по написанию итогового сочинения(11 класс)


Рекомендации к написанию итогового сочинения Работа по подготовке обучающихся 11 класса к написанию итогового сочинения требует больших усилий. Это очень сложный и кропотливый труд учителя, в первую очередь. Для того чтобы он не пропал даром, а вылился в успешную сдачу этого экзамена, необходимо иметь чёткое представление о том, как организовать процесс подготовки обучающихся. Итак, прекращаем переживать по поводу предстоящих сложностей и составляем план наших дальнейших действий!
План последовательной работы по подготовке к итоговому сочинению:
№ Мероприятие Сроки С кем?
1 Изучение официальных документов по организации и проведению итогового сочинения 1 неделя сентября Работа предметника
2 Изучение тематических направлений сочинений и критериев его оценивания 1 неделя сентября Работа предметника
3 Прохождение КПК, участие в работе различных обучающих семинаров В течение года перед сочинением Работа предметника
4 Участие в работе РМО учителей русского языка по вопросам итогового сочинения В течение года Работа предметника
5 Создание перечня материалов по подготовке к итоговому сочинению 1 неделя сентября Работа предметника
6 Изучение материалов по подготовке к итоговому сочинению 1 неделя сентября Работа предметника
7 Подготовка информационного стенда «Итоговое сочинение» для обучающихся и их родителей 1 неделя сентября Работа предметника
8 Информирование и консультирование по вопросам итогового сочинения в рамках родительского собрания 1 неделя сентября Работа с родителями
9 Составление рабочей программы и тематического планирования с учётом подготовки к итоговому сочинению Август,
1 неделя сентября Работа предметника
10 Информирование по организации и проведению итогового сочинения 1 неделя сентября Работа с обучающимися
11 Ознакомление с критериями оценивания сочинения, в т.ч. и с таблицей перевода баллов( для поступления в вуз) 1 неделя сентября Работа с обучающимися
12 Ознакомление с направлениями сочинений и возможными формулировками тем 1 неделя сентября Работа с обучающимися
13 Ознакомление с бланками, используемыми на экзамене 1 неделя сентября Работа с обучающимися
14 Рекомендации по подбору материала к сочинениям в сети Интернет 1 неделя сентября Работа с обучающимися
15 Составление алгоритма действий ученика при работе над сочинением(раздаём памятки и придерживаемся их) 1 неделя сентября Работа с обучающимися
16 Работа по каждому из направлений по схеме:направление-работа с понятием-возможные темы-тезисы-цитатный материал-подбор аргументов-список книг для чтения или повторения текстов-план сочинения-сочинение 1-2 четверти Работа с обучающимися
17 Создание общей схемы ( плана)сочинения(обязательные части) 1 неделя сентября Работа с обучающимися
18 Индивидуальная работа по анализу каждого сочинения 1-2 четверти Работа с обучающимися
19 Проведение тренировочного внутришкольного экзамена 2 четверть Работа с обучающимися
20 Мониторинг успеваемости при написании тренировочных сочинений СРАЗУ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА Работа предметника
21 Ознакомление с результатами тренировочных сочинений СРАЗУ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА Работа с родителями и обучающимися
22 Проведение групповых и индивидуальных консультаций 1-2 четверти Реализуем свой план на уроках, факультативах и консультациях в 10 и 11 классах. Принцип работы одинаков. Облегчением в подготовке к сочинению будет служить работа, проделанная нами в 10 классе. Если всё, что сказано выше, уже было сделано в 10 классе, то в 11 классе мы повторим изученное, закрепим навыки, работая уже над направлениями текущего года. Конечно, было бы очень хорошо, если бы об этих направлениях мы знали уже и в 10 классе. НО…
Образец тематического планирования по литературе на 1-2 четверти 2015-2016 учебного года
Введение (1+0) 1 Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация. 1 2.09
Итоговое сочинение по литературе(4+0) 2 Итоговое сочинение по литературе. Особенности подготовки и проведения экзамена 1 4 3. Особенности формулировки тем и оценки сочинения по литературе 1 5 4. Итоговое сочинение. Особенности заполнения бланков 1 8 5. Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.Комментарии. 1 9 Русская литература начала 20 века (91 + 18) ТВОРЧЕСТВО И.А.БУНИНА 6 И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. 1 11 7 Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» 1 12 8 Рассказы И.А. Бунина о любви. 1 15 9 РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Любовь» 1 16 10 РР Написание сочинения по тематическому направлению «Любовь» 1 18 ТВОРЧЕСТВО А.И.КУПРИНА 11 А.И. Куприн . Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» 1 19 12 Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» 1 22 13 РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Любовь» 1 23 14 РР Написание сочинения по тематическому направлению «Любовь» 1 25 ТВОРЧЕСТВО М.ГОРЬКОГО 15 М. Горький. Очерк жизни и творчества 1 26 16 Романтические рассказы М. Горького 1 29 17 Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» 1 30 18 Роль Луки в драме «На дне» 1 2.10 19 Вопрос о правде в драме Горького «На дне» 1 3 20 Повесть «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы. 1 6 21 Р.Р. Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Путь» 1 7 22 Р.Р. Написание сочинения по тематическому направлению «Путь» 1 9 ТВОРЧЕСТВО Л.Н. АНДРЕЕВА 23 Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева 1 10
24 Пути просветления человеческих душ в прозе Андреева. 1 13.10 25 РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Дом» 1 14 26 РР Написание сочинения по тематическому направлению «Дом» 1 16 27 Серебряный век : имена 1 17 28 Поэзия В.Я .Брюсова 1 20 29 Самый непрочитанный поэт (жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева) 1 21 30 «Поэзия как волшебство »в творчестве К.Д. Бальмонта 1 23 31 Путешествие за « золотым руном» Андрея Белого 1 24 32 РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Год литературы» 1 27 33 РР Написание сочинения по тематическому направлению «Год литературы» 1 28 34 Футуризм. 1 30 35 «Эгофутуризм »Игоря Северянина 1 6.11 36 Р.Р. Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Время» 1 7 37 Р.Р. Написание сочинения по тематическому направлению «Время» 1 10 ТВОРЧЕСТВО А.А.БЛОКА 38 А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. 1 11 39 Стихотворение Блока « Незнакомка» 1 13 40 Тема Родины в творчестве Блока. 1 14 41 Поэма Блока «Двенадцать»-книга бесстрашной искренности. 1 17 42 РР Подготовка к сочинению по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года 1 18 43 РР Написание сочинения по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года 1 20 ТВОРЧЕСТВО А.А.АХМАТОВОЙ 44 Ступени биографии и ранняя лирика А.А. Ахматовой 1 21 45 «Царственное слово» А.А. Ахматовой 1 24 46 Поэма А. Ахматовой «Реквием» 1 25 47 РР Подготовка к сочинению по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года 1 27 48 РР Написание сочинения по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года 1 28 Памятка для ученика
Дорогой друг!При написании сочинения всегда помни о следующем:
 - объем сочинения должен быть выдержан(оптимальный объём-300-350 слов);
  -суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
 - почерк должен быть разборчивым;
 - соблюдай поля;
 - на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
 - выбрав тему, конспективно запиши все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков и т.д.;
-при написании черновика только подчёркивать то, что вызывает вопросы и не останавливаться на этом, чтобы не потерять мысль;
 - на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
 - удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
- сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);
- нумеровать страницы черновика;
-  строго придерживаться избранной темы( особо помни о ключевых словах темы);
- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
-ключевые слова должны звучать;
-  не сбиваться на пересказ текста;
-  не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения (это при условии, что цитата будет вами заучена);
-  если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
- если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения,  указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;
- главное- умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
- не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы, при этом обязательно подумай о «связках» между частями сочинения;
- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик.
СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОРИГИНАЛЬНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ! Для этого используй:
-средства выразительности(эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения…);
-  удобно пользоваться приемами риторики (риторические вопросы, восклицания, обращения);
-вопросно-ответную форму( ставить вопросы, приводить разные варианты ответов);
- привлекать материал из других произведений или противоположные примеры из одного и того же произведения, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять.
Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:
- историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий 
- общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов
-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле .
Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.
Заключение должно содержать вывод из сказанного с обязательным обращением к авторам, героям и ключевым слова темы.
Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее!
Желаю успеха всем педагогам и ученикам! Терпения Вам и удачи!