Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Яшалтинского района Республики Калмыкия
с. Ульяновское, ул. Школьная, 6
Особенности подготовки учащихся
к написанию итогового сочинения
по литературе в 11 классе.
Выступление на РМО
Киосевой Елены Николаевны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Ульяновская СОШ»
с.Ульяновское, 2015
План:
1. Мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения.
2. Проблемы, выявленные в результаты апробации технологии написания сочинения в лицее.
3. Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения:
а) применение информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы и русского языка,
б) проектный метод – это способ применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач
3. Выводы.
3 декабря 2014 года выпускникам предстояло написать итоговое сочинение. При этом от его результатов зависит допуск к государственной итоговой аттестации. Не скрою, что для многих учителей русского языка и литературы, работающих в выпускных классах, принятое в таком быстром порядке решение стало нежелательным. Причин несколько.
1. Не было полной информации о нововведении, из-за которого возникла необходимость корректировки часов внутри курса, темы, а также разработки новых подходов к изучению текстов художественных произведений и литературной критики.
2. Многие были убеждены: предлагаемая «концепция итогового сочинения» не решит ни одной проблемы литературного и духовно-нравственного развития современного читателя-школьника: ни проблемы чтения, ни проблемы «письма», ни проблемы воспитания. У учащихся нет привычки к чтению и серьезной эстетической и духовно-нравственной рефлексии над прочитанным, привычки работать в режиме интерпретации.
3. Были большие опасения, что, написав сочинение, выпускники наконец-то вздохнут с облегчением и к литературе будут относиться так же, как относятся теперь, если не хуже. А сегодняшнюю ситуацию отдельно описывать не надо. Таким образом, мы решаем проблему сочинения, но проблема тотального "нечитания" остается.
4. Высказывалось мнение о том, что писать сочинение надо в апреле, когда курс литературы 20 века практически закончен: это повысит статус экзамена: "писать сочинение раньше, чтобы оставить время на подготовку к профильным экзаменам",- значит придать экзамену по литературе статус "второстепенного".
5. Для качественной и последовательной подготовки к итоговому сочинению необходимо увеличение часов на изучение предмета "Литература" уже с пятого класса. Сегодня при определенном базовом плане это всего 2 часа в неделю. Этого недостаточно для планомерной подготовки и формирования навыков для написания данного вида контроля.
6. Выслушано мнение родителей, которые считают: в современном образовании нет стабильности, дети живут в постоянном эксперименте. Это приводит к стрессовым ситуациям, ухудшению здоровья школьников.
7. Предлагалось выставлять итоговую оценку в 11 классе по принципу накопительной системы, которая бы реально учитывала весь путь литературного и личностного развития ученика: знание литературы, его движение как читателя, качество творческих и исследовательских работ. Итоговые диагностические работы проводить по окончании каждого класса с целью выявления уровня литературного развития учащихся. Учителя русского языка и литературы предлагали разработать концепцию литературного образования в деталях и эволюционно подойти к такому формату, как сочинение. Таким образом, литература останется важным обязательным предметом для всех учащихся школ, а уровень развития школьника как читателя – важным показателем его эстетической и духовной зрелости. Но сторонников, поддерживающих возвращение сочинения в качестве письменной экзаменационной работы, сегодня немало: большинство учителей понимает, что без умения правильно, грамотно и логично выражать свои мысли сложно добиться успеха в жизни и карьере. Сочинение раскроет творческие способности ученика, покажет, как у школьника развито логическое и абстрактное мышление.
Многие учителя русского языка и литературы надеются, что введение итогового сочинения в выпускном классе станет мотивацией для старшеклассников к более серьезному изучению классической мировой литературы.
Проведённая недавно в наших школах апробация технологии написания сочинения показала следующее:
1) на уроках развития речи по русскому языку и литературе нужно больше внимания уделять систематической работе с текстовой информацией. Это должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте.
2) Недостаточное внимание уделяется в работе с учащимися практике аргументированного пересказа, обеспечивающего грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором фактов, с привлечением собственных фактов. Отсутствие этих практических умений приводит к типичным ошибкам в экзаменационных сочинениях, связанных с дословной передачей авторского текста.
3) Результаты проверки свидетельствуют о необходимости увеличения времени на работу учащихся по предупреждению речевых и грамматических ошибок в письменном высказывании, так как общий уровень речевой культуры выпускника во многом определяется на основе оценки практического освоения им нормативных требований русского литературного языка.
4) Необходимо на уроках проводить такие продуктивные виды чтения, как, например, поисковые с ориентацией на отбор нужной информации, исследовательские и другие, систематически совершенствуя гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой.
В свое время Лев Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Поэтому, понимая и принимая суть высказывания великого писателя, педагог должен строить обучение написанию сочинений на уроках русского языка и литературы на протяжении всех школьных лет. Важно, чтобы творческие работы учеников были развивающими, носили исследовательский характер и ориентировались на отдалённую перспективу - на качественное выпускное сочинение.
За последние годы работы у всех учителей появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся и приобщения к миру художественной литературы.
Готовясь к урокам литературы, отбираю дидактический электронный материал (портреты, музыку, репродукции картин (Слайд № 9), изображения скульптур и архитектурных сооружений, фото-, видео и кинодокументы и т. п.), отражающий черты творчества писателя или главные характеристики историко-культурной эпохи. При подготовке к сочинению я активно использую сочетание традиционных видов учебной деятельности с обращением к электронным библиотекам (поиск книг в одной или нескольких библиотеках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тексты, записи голосов писателей, кинодокументы и др.), виртуальные музеи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и сайты, посвященным отдельным писателям. Созданию на основе средств ИКТ мультимедийные презентации познавательного характера и методически грамотно использую их на уроке.
( Слайд № 10) Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. На уроках я пользуюсь электронными книгами, куда вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству Тютчева, Фета, Есенина. Знакомлю учеников с содержанием программных произведений. Приходят на помощь и диски с записями фильмов( Слайд № 11) по мотивам художественных произведений. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект - Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в дискуссию об их достоинствах и недостатках. С удовольствием посмотрели фильм « Герой нашего времени» и обсудили игру артистов. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов. Так на уроки пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова.
В работе над сочинением предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:
Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
Создание мультимедийной презентации по определённой теме.
3. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
4. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии.
6. Создание докладов и рефератов по теме.
Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика + презентация учителя, часто учащиеся находят готовые презентации к урокам в Интернете, и мы используем их на уроках. На сайтах учителей есть ссылка с разрешением использовать бесплатно материалы по разным темам уроков. Использую в своей работе разнообразные сайты.
С особенностями проведения экзамена по литературе знакомились через страницу личного кабинета портала «1 сентября». После чтения составили алгоритм работы над сочинением. Подсказки для ученика на тему: «Вопросы, заданные человечеству войной».
Нашли список наиболее популярных произведений о войне, рассмотрели схему построения сочинения на тему « Война- это страшное слово» Ученики получили советы, как написать хорошее сочинение.
Помогают готовиться к сочинению электронные учебники.
В практике своей работы использую «Энциклопедию русской литературы», «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С. Тургенев, А.П. Чехов, М.Ю. Лермонтов и др.) и многое другие. В учебнике «Энциклопедия русской литературы» пользуемся страничкой «Литературное кафе». Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстративный материал. При контроле знаний учащихся в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты». Использование этого учебника очень удобно: все темы подразделены на временные периоды, что облегчает поиск. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей использую для того, чтобы показать идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок. В целях повышения грамотности использую тесты онлайн.
Применение ИКТ эффективно: ученик работает активно и самостоятельно; изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу; применяется индивидуализация и дифференциация обучения,у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура.
На основе информационно-коммуникационных технологий, в которых вижу огромные преимущества перед традиционной методикой, я использую проектную деятельность. Метод проектов, помогающий в частности и для подготовки написания сочинения, направлен на формирование критического мышления, формирование коммуникативных навыков .
В современном понимании, проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Именно этот метод позволяет научить применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни.
На уроке в 11 классе, который был проведён мной в рамках Методической недели, я повторяла тему «Публицистический стиль речи». По форме - это практическое занятие. А по использованию передовых технологий он просто уникален. В нём воплотились умения и навыки старшеклассников по применению компьютерной техники, проектной деятельности и информационно-коммуникативной технологии. Чтобы получился такой урок, надо быть уверенным в исследовательской деятельности своих учеников и в умении анализировать, передавать информацию.
На предыдущем уроке я разговорилась с ребятами о том, какие проблемы их волнуют и предложила не только обсудить их, но и написать об этом в своей газете, которую надо выпустить за 45 минут. Работа в мини-проекте - одна из самых сложных форм. Учителю надо уметь рассчитать время на каждом этапе урока. Индивидуальное задание заранее получили отдельные ученицы: они должны были исследовать мнения по определённым вопросам и написать небольшие статьи по теме, особенно их волнующей. Одна ученица решила исследовать здоровьесберегающую тему (о вреде курения), другая - легко ли стать студентом, третий ученик - как отдыхать старшеклассникам. На 1 этапе урока после объявления темы ребята обсуждали вопрос, где могут пригодиться знания публицистического стиля (мотивационно-ориентировочный этап). Прослушали и обсудили подготовленные девочками статьи, приняли решение выпустить газету, дали ей название. Две ученицы пошли к компьютерам набирать тексты статей (техника в кабинете).
Класс повторял жанровое своеобразие публицистического стиля. На экране (через проектор) появились определения, схемы, таблицы. Успели повторить отличительные признаки и особенности очерка, заметки, интервью, статьи.
Переход ко второму этапу (операционно- исследовательскому) прошёл незаметно. Урок превратился в деловую игру, т. к. школьники чувствовали себя журналистами. Ребята дорабатывали свои тексты, а нескольким ученицам было предложено использовать свойства мобильных телефонов: взять интервью у присутствующих учителей, сфотографировать картины и материал передать в «редакцию». К концу урока газета «Молодёжная» вышла в свет. Ребята остались довольны.
3 этап - рефлексивно-оценочный. Одиннадцатиклассники получили хорошие оценки. На уроке они не только проанализировали свою работу, получили определённые знания, но и развивали умения по созданию текста, способность отстаивать своё мнение, убеждать людей в чём-то, побуждать к хорошим поступкам. А это так важно в жизни. Урок носил профориентационный характер, что просто необходимо выпускникам. Использование информационных технологий стимулирует интерес учащихся к самостоятельному решению проблем, к собственному приобретению знаний, которые могут использоваться в жизни, способствует формированию ключевых компетенций учащихся; реализуются принципы личностно - ориентированного обучения; повышается мотивация к изучению литературы.
Результат - победы моих учеников:
3а 2 года - 11 призовых мест в дистанционных международных олимпиадах, 3 победителя во Всероссийском конкурсе (дистанционном) «Вопросита»; 4 призовых места в районных творческих конкурсах, 2 место в НПК; поощрительное 4 место в Региональном конкурсе творческих работ.
Современный педагог должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд». Спасибо за внимание.
15