Рецензия на учебник по Истории России для 10 класса


Рецензия на учебник Н. И. Павлиенко, И. Л. Андреева Россия в IX-XVII вв. 10 класс. Ч.1.
Учебник Павлиенко и Андреева адресован учащимся, проявляющим повышенный интерес к отечественной истории и готовность её углубленно изучать. Это первая часть их учебника – она начинается древнейшими временами, а завершается временем правления царя Фёдора Алексеевича. Авторы отказались от пути подробного изложения событийного материала, т. к. это сопряжено с перегрузкой фактическим материалом. Они избрали другой путь углубленного изучения истории – познание самой сути исторического процесса, попытку осмыслить его, выявить причинно-следственные связи между событиями, проследить этапы развития. Павлиенко и Андреев используют тематическое изложение материала, т. к. это помогает уловить преемственность. Но в то же время они пытаются преодолеть негативные моменты данной методики изложения – пытаются проследить взаимосвязь явлений. Учебник состоит из предисловия; семи глав (таких как, Древняя Русь, Удельная Русь, Московская Русь и др.); рубрики «Для тех, кто хочет знать больше»; списка литературы; перечисления событий и дат и оглавления. Каждая глава состоит из нескольких параграфов. Например, глава 4 – Эпоха Ивана Грозного включает в себя: «Начало правления Ивана 4», «Реформы Ивана Грозного и их результаты», «Россия в годы Ливонской войны и опричнины», «Россия в конце 16 в.» и «Русская культура 16 в.». Всего в учебнике 39 параграфов. В каждом из них выделены отдельные пункты. Например, в параграфе 38 – «Обмирщение русской культуры» выделены следующие пункты: литература, архитектура, живопись и просвещение.
В учебнике имеются чёрно-белые иллюстрации, например, русский купец (гравюра 16 в.); Ермак – скульптора М. М. Антокольского; пахота, сев, боронование и выпас скота – миниатюра из летописи; Ростовский кремль и т. д.. Между 304 и 305 страницами помещены цветные карты, начиная с карты «Русь в 9 – начале 12 в.» и заканчивая картой «Внешняя политика России во второй половине 17 в.». новые слова в тексте выделены курсивом, например, неолитическая революция, феодальная раздробленность, ордынское иго, меркантилистская политика и т. д. В конце каждого параграфа имеются вопросы для самоподготовки. Рубрика «Для тех, кто хочет знать больше» содержит информацию для самообразования. Например, в неё входят темы: «Первые века христианской истории на Руси», «Летописная повесть о Батыевом нашествии», «Быт русских по выдержкам из «Описания путешествия в Московию» Адама Олеария» и др.. Информационный блок учебника включает в себя основной текст, который представлен в параграфах и дополнителиный – содержащийся в рубрике «Для тех, кто хочет знать больше».
Данный учебник адаптирован для учащихся 10 класса, т. к. содержит достаточное количество карт, рисунков; важные слова выделены.
По типу учебник является декларативным, т. к. авторский коллектив не навязывает какую-то определённую точку зрения, а осторожно подходит к изложению и оценке явлений.
К достоинствам учебника можно отнести наличие сюжетов, которые ранее просто игнорировались или не получали должного освещения. Сюда можно отнести, например, роль географического фактора, историю церкви («…православие выполняло функции идеологической опоры, цементировало общество…»). Кроме того, авторы большое внимание уделили выявлению главных закономерностей в развитии страны, знакомству учащихся с национальным своеобразием отечественной истории.
Параграфы достаточно большие по объёму, хотя читаются легко; т. к. не перегружены информацией, но раскрывают причинно-следственные связи.