Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная с.Родничок



Утверждаю
Директор МОУ СКОШ _____________________
(Ф.И.О.)
Приказ № __
от»___» ______20__г.

Рассмотрено
на педагогическом совете школы
Протокол № ___
от «___» _______20__г.












Рабочая учебная программа

по физической культуре

1 – 4 класс


Составлена на основе образовательной программы по физкультуре для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида






Программу составил Емельянов А.В., учитель физической культуры












2013г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа создана на основе: 1. Примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки Саратовской области №1175 от 09.06.2010 года «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья I-VIII видов».
2. Образовательной программы В.Н. Белова, В.С. Кувшинова, В.М. Мозгового по предмету «Физкультура» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Издательство «Просвещение», 2009 год, под редакцией В.В. Воронковой. 3. Методических рекомендаций «Медико-педагогиеский контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» письмо Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. № МД-583/19
Структура документа: программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе отдельно и требования к знаниям выпускников.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа предмета состоит из следующих разделов: «Гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные игры». Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, способствует социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка.
Цели обучения
- коррекция и компенсация нарушений физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физкультура» являются умения:
- выполнение упражнений по инструкции учителя;
- отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений.
Место предмета в учебном плане
В региональном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки Саратовской области №1175 от 09.06.2010 года «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-VIII видов» нагрузка в 1-4 классах составляет 272 часов при недельной нагрузке в 1 классе - 2 час, во 2-4 классах – по 2 часа, в том числе - 80 часов регионального компонента.
В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 272 часов
Содержание
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Итого:

Гимнастика
18
20
18
20
76

Лёгкая атлетика
18
16
18
16
68

Лыжная подготовка
20
20
20
20
80

Подвижные игры
12
12
12
12
48

Итого:
68
68
68
68
272


Гимнастика (76 часов)
Строевые упражнения: Построение в колонну по одному. Построение в одну шеренгу. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину, взявшись за руки. Расчет по порядку. Повороты на месте под счет. Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом. Сдача рапорта. Поворот кругом на месте. Расчет на «первый второй». Перестроение из одной шеренги в две и наоборот. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с поворотом.
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами. Комплексы с обручами.
Элементы акробатических упражнений: Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны. Кувырок вперед по наклонному мату, стойка на лопатках, согнув ноги. Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик». Кувырок назад, комбинация из кувырков.
Лазанье: Передвижение на четвереньках по коридору, по гимнастической скамейке. Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом. Пролезание сквозь гимнастические обручи. Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и слезание по ней произвольным способом. Лазанье по канату произвольным способом. Перелезание через бревно, коня, козла.
Висы: Упор в положении присев и лежа на матах. В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног. Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки. Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. Упор на гимнастическом бревне и на скамейке, гимнастическом козле. Вис на рейке гимнастической стенки на время, на канате с раскачиванием. Подтягивание в висе на канате, стоя на полу ноги врозь.
Равновесие: Ходьба по коридору, стойка на носках. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), на носках, по наклонной скамейке. Ходьба по скамейке с доставанием предметов с пола в положении приседа. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук. Ходьба по наклонной доске. Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу и на гимнастической скамейке. Равновесие «ласточка». Ходьба по гимнастическому бревну.
Опорные прыжки: Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа.Опорный прыжок через гимнастического козла.

Лёгкая атлетика (68 часов)
Ходьба: Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами. Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с перешагиванием через предмет . Ходьба в быстром темпе (наперегонки). Ходьба в приседе. Сочетание различных видов ходьбы.
Бег: Медленный бег с сохранением осанки. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой. Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках, с преодолением простейших препятствий, бег на скорость. Понятие высокий старт. Бег в чередовании с ходьбой. Челночный бег. Понятие эстафетный бег. Понятие низкий старт.
Прыжки: прыжки в длину с места, прыжки в длину и высоту с шага, с небольшого разбега. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед. Прыжки в длину способом согнув ноги. Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание. Прыжки в длину с разбега.
Метание: Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение его. Броски и ловля мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой. Метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели, на дальность. Броски большого мяча двумя руками из-за головы.

Лыжная подготовка (80 часов)
Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ходьба приставным шагом. Ходьба ступающим шагом. Прогулки на лыжах. Переноска лыж. Скользящий шаг. Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж. Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. Выполнение команд. Подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Ознакомление с попеременным двухшажным ходом. Подъем «елочкой», «лесенкой». Спуски в средней стойке.

Подвижные игры (48 часа):
- подвижные игры
- игры с элементами общеразвивающих упражнений
- игры с бегом и прыжками;
- игры с бросанием, ловлей, метанием;
- игры зимой.
Пионербол: ознакомление с правилами игры. Передача мяча руками, ловля его. Подача одной рукой снизу, учебная игра.

В том числе региональный компонент 80 часов.
Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ходьба приставным шагом. Ходьба ступающим шагом. Прогулки на лыжах. Переноска лыж. Скользящий шаг. Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж. Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. Выполнение команд. Подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Ознакомление с попеременным двухшажным ходом. Подъем «елочкой», «лесенкой». Спуски в средней стойке.

Требования к уровню подготовки выпускников.
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке; подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание;
- название снарядов и гимнастических элементов;
- понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках;
- значение утренней зарядки;
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Обучающиеся должны уметь:
- осуществлять построение и перестроение в шеренгу, колонну;
- лазать по наклонной гимнастической скамейке, гимнастической стенке, канату произвольным способом;
- выполнять опорный прыжок через гимнастического козла;
- выполнять бег с преодолением небольших препятствий;
- выполнять прыжки в длину с разбега;
- метать мяч в цель;
- осуществлять подъем «елочкой», «лесенкой», спуски в средней стойке;
- ходить на лыжах скользящим шагом, осуществлять подъем ступающим шагом на склон;
- играть в подвижные игры.

1 класс (68 часа)
Гимнастика (18 часов).
Строевые упражнения: Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали», «Остановились».
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
Элементы акробатических упражнений: Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны.
Лазанье: Передвижение на четвереньках по коридору шириной 2025 см, по гимнастической скамейке. Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.
Висы: Упор в положении присев и лежа на матах.
Равновесие: Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (34 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении.
Лёгкая атлетика (18 часов)
Ходьба: Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом.
Бег: Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м бег, 15 м ходьба).
Прыжки: прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков).
Метание: Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой.
Лыжная подготовка (20 часов)
в том числе региональный компонент – 10 часов.
Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ходьба приставным шагом. Ходьба ступающим шагом. Прогулки на лыжах.
Региональный компонент. Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ходьба приставным шагом. Ходьба ступающим шагом. Прогулки на лыжах.
Подвижные игры (12 часов).
Подвижные игры: «Слушай сигнал», «Космонавты».
Коррекционные игры: «Запомни порядок», «Летает не летает».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы солдаты».
Игры с бегом и прыжками: «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам!», «Кошка и мышки».
Игры с бросанием, ловлей, метанием: «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали тот и ловит».
Игры зимой: «Снайпер», «К Деду Морозу в гости».

Требования к уровню подготовки выпускников 1 класса.
Обучающиеся должны знать:
- правила изучаемых игр;
- правила выборы одежда и обуви для занятий на улице в зимний период;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять команды учителя;
- строиться в одну колонну, шеренгу;
- произвольно лазать по гимнастической стенке;
- ходить с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы;
- прыгать в длину с места;
- бросать и ловить мяч;
- ходить на лыжах приставным шагом, ступающим шагом;
- играть в подвижные игры.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ




п/п


Контрольное упражнение
Возраст, лет
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ




МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ




высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий

1.
Прыжок в длину с места, см
7
130
117-129
104-116
88-103
87
123
111-122
99-110
85-98
84

2.
Наклон вперед из положения сидя, см
7
5
4
3
2
1
11
8-10
5-7
3-4
2

3.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз
7
10
8
6
4
2
8
6
4
3
2

4.
Поднимание туловища из положения лежа на животе за 15 сек., раз
7
7
6
5
4
3
5
4
3
2
1

5.
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 15 сек., раз
7
10
9
8
7
6
7
6
5
4
3

6.
Приседания за 30 сек., раз
7
20
18
16
14
12
15
14
13
12
11

7.
Медленный бег в сочетании с ходьбой за 6 мин., м
7
1000
900
800
700
600
900
800
700
600
500

8.
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 сек., раз
7
30
25
20
15
10
25
20
15
10
5

9.
Прыжки со скакалкой
за 20 сек., раз
7
15
12
9
7
4
20

·16
12
8
5

10.
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, см
7
280
250
220
190
160
250
225
200
175
150

2 класс (68 час)
Гимнастика (20 часов).
Строевые упражнения. Построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!». Перестроение из колонны по одному в круг, двигаясь за учителем. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину, взявшись за руки. Расчет по порядку.
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками.
Элементы акробатических упражнений: Кувырок вперед по наклонному мату, стойка на лопатках, согнув ноги.
Лазанье: Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами. Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (с толканием мяча). Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.
Висы: в висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног. Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.
Равновесие: Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), на носках с различным движением рук, боком приставными шагами, по наклонной скамейке. Ходьба по полу по начертанной линии.
Лёгкая атлетика (16 часов)
Ходьба: Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с перешагиванием через предмет (2 3 предмета), по разметке.
Бег: Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно), с преодолением простейших препятствий, бег на скорость до 30 м. Медленный бег до 2 мин.
Прыжки: Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 34 м, в высоту с прямого разбега).
Метание: Метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 26 м с места и на дальность. Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
Лыжная подготовка (20 часов)
в том числе региональный компонент – 20 часов.
Переноска лыж. Ступающий шаг без палок и с палками. Скользящий шаг. Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж. Передвижение на лыжах до 600 м (за урок).
Региональный компонент. Переноска лыж. Ступающий шаг без палок и с палками. Скользящий шаг. Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж. Передвижение на лыжах до 600 м (за урок).
Подвижные игры (12 часов).
Подвижные игры: «Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Салки маршем», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики».
Игры с бегом и прыжками: «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?», «У медведя во бору», «Пустое место».
Игры с бросанием, ловлей, метанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?»
Игры зимой: «Лучшие стрелки».

Требования к уровню подготовки выпускников 2 класса.
Обучающиеся должны знать:
- правила изучаемых игр;
- правила переноски лыж;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять команды учителя;
- строиться в одну колонну, шеренгу, осуществлять перестроение;
- лазать по наклонной гимнастической скамейке;
- ходить с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук, с перешагиванием через предмет;
- прыгать в длину и в высоту;
- метать мяч в цель;
- ходить на лыжах скользящим, ступающим шагом;
- играть в подвижные игры.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ




п/п


Контрольное упражнение
Возраст, лет
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ




МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ




высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий

1.
Прыжок в длину с места, см
8
145
132-144
119-131
103-118
102
132
119-131
106-118
90-105
89

2.
Наклон вперед из положения сидя, см
8
6
5
3-4
2
1
12
9-11
6-8
3-5
2

3.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз
8
13
10
8
6
4
10
8
6
4
3

4.
Поднимание туловища из положения лежа на животе за 15 сек., раз
8
8
7
6
5
4
6
5
4
3
2

5.
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 15 сек., раз
8
11
10
9
8
7
8
7
6
5
4

6.
Приседания за 30 сек., раз
8
21
19
17
15
13
16
15
14
13
12

7.
Медленный бег в сочетании с ходьбой за 6 мин., м
8
1050
950
850
750
650
950
850
750
650
550

8.
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 сек., раз
8
31
26
21
16
11
26
21
16
11
6

9.
Прыжки со скакалкой
за 20 сек., раз
8
17
14
11
9
6
22
18
14
10
7

10.
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, см
8
320
290
260
230
200
280
255
230
205
180

3 класс (68 часов)
Гимнастика (18 часов).
Строевые упражнения. Построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя. Повороты на месте (направо, налево) под счет. Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг».
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами.
Элементы акробатических упражнений: Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик». 23 кувырка вперед (строго индивидуально).
Лазанье: Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз разноименным и одноименным способами, в сторону приставными шагами, по наклонной гимнастической скамейке (угол 20" 30°) с опорой на стопы и кисти рук. Пролезание сквозь гимнастические обручи.
Висы: Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. Упор на гимнастическом бревне и на скаейке, гимнастическом козле.
Равновесие: Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет, по рейке гимнастической скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук
Опорные прыжки: Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа
Лёгкая атлетика (18 часов)
Ходьба: Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук. Ходьба с контролем и без контроля зрения.
Бег: Понятие высокий старт. Медленный бег до 3 мин (сильные дети). Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. Челночный бег (3x5 м). Бег на скорость до 40 м. Понятие эстафетный бег (встречная эстафета)
Прыжки: Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м. Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги. Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание
Метание: Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и вертикальную цель (баскетбольный щит с учетом дальности отскока на расстоянии 48 м) с места.
Лыжная подготовка (20 часов)
в том числе региональный компонент – 20 часов.
Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Передвижение скользящим шагом по учебной лыжне. Подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Передвижение на лыжах (до 800 м за урок).
Региональный компонент. Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Передвижение скользящим шагом по учебной лыжне. Подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Передвижение на лыжах (до 800 м за урок).

Подвижные игры (12 часов).
Подвижные игры: «Два сигнала», «Запрещенное движение».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные»,
«Мяч соседу».
Игры с бегом и прыжками: «Пятнашки маршем», «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок», «К своим флажкам».
Игры с бросанием, ловлей, метанием: «Зоркий глаз», «Попади в цель», «Мяч среднему», «Годка мячей по кругу».
Игры зимой: «Вот так карусель!», «Снегурочка».

Требования к уровню подготовки выпускников 3 класса.
Обучающиеся должны знать:
- правила изучаемых игр;
- понятие «высокий старт», «эстафетный бег»;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять команды учителя;
- строиться в одну колонну, шеренгу, осуществлять перестроение;
- лазать по наклонной гимнастической скамейке, гимнастической стенке;
-выполнять эстафету;
- прыгать в длину и в высоту;
- метать мяч в цель;
- ходить на лыжах скользящим шагом, осуществлять подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке.
- играть в подвижные игры.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ




п/п


Контрольное упражнение
Возраст, лет
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ




МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ




высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий

1.
Прыжок в длину с места, см
9
158
145-157
132-144
116-131
115
140
127-139
114-126
98-113
97

2.
Наклон вперед из положения сидя, см
9
7
5-6
3-4
2
1
13
10-12
6-9
3-5
2

3.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз
9
16
13
11
8
6
12
10
8
6
4

4.
Поднимание туловища из положения лежа на животе за 15 сек., раз
9
9
8
7
6
5
7
6
5
4
3

5.
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 15 сек., раз
9
12
11
10
9
8
9
8
7
6
5

6.
Приседания за 30 сек., раз
9
22
20
18
16
14
17
16
15
14
13

7.
Медленный бег в сочетании с ходьбой за 6 мин., м
9
1100
1000
900
800
700
1000
900
800
700
600

8.
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 сек., раз
9
33
28
23
18
13
28
23
18
13
8

9.
Прыжки со скакалкой
за 20 сек., раз
9
20
17
14
11
8
25
21
17
13
9

10.
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, см
9
360
330
300
270
240
310
285
260
235
210

4 класс (68 часов)
Гимнастика (20 часов).
Строевые упражнения. Сдача рапорта. Поворот кругом на месте. Расчет на «первый второй». Перестроение из одной шеренги в две и наоборот. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с поворотом.
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами. Комплексы с обручами.
Элементы акробатических упражнений: кувырок назад, комбинация из кувырков, «мостик» с помощью учителя.
Лазанье: Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и слезание по ней произвольным способом. Лазанье по канату произвольным способом. Перелезание через бревно, коня, козла.
Висы: вис на рейке гимнастической стенки на время, на канате с раскачиванием. Подтягивание в висе на канате, стоя на полу ноги врозь.
Равновесие: Ходьба по наклонной доске (угол 20°). Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу и на гимнастической скамейке. Равновесие «ласточка». Ходьба по гимнастическому бревну высотой 60 см
Опорные прыжки: Опорный прыжок через гимнастического козла: наскок в упор на колени, соскок с поворотом направо, налево с опорой на руку; в упор на колени, упор присев, соскок прогнувшись

Лёгкая атлетика (16 часов)
Ходьба: Ходьба в быстром темпе (наперегонки). Ходьба в приседе. Сочетание различных видов ходьбы.
Бег: Понятие низкий старт. Быстрый бег на месте до 10 с. Челночный бег (3x10 м). Бег с преодолением небольших препятствий на отрезке 30 м. Понятие эстафета (круговая). Расстояние 5-15 м.
Прыжки: Прыжки с ноги на ногу до 20 м, в высоту способом перешагивание (внимание на мягкость приземления). Прыжки в длину с разбега (зона отталкивания 6070 см), на результат (внимание на технику прыжка).
Метание: Метание мячей в цель (на стене, баскетбольный щит, мишень) и на дальность, ширина коридора 1015 м.

Лыжная подготовка (20 часов)
в том числе региональный компонент – 20 часов.
Выполнение распоряжений в строю: «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Ознакомление с попеременным двухшажным ходом. Подъем «елочкой», «лесенкой». Спуски в средней стойке. Передвижение на лыжах (до 1,5 км за урок).
Региональный компонент: Выполнение распоряжений в строю: «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Ознакомление с попеременным двухшажным ходом. Подъем «елочкой», «лесенкой». Спуски в средней стойке. Передвижение на лыжах (до 1,5 км за урок).

Подвижные игры (12 часов).
Подвижные игры: «Музыкальные змейки», «Найди предмет».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Светофор», «Запрещенное движение»,
«Фигуры».
Игры с бегом и прыжками: «Кто обгонит?», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Два Мороза».
Игры с бросанием, ловлей, метанием: «Подвижная цель», «Обгони мяч».
Игры зимой: «Снежком по мячу», «Крепость».
Пионербол: ознакомление с правилами игры. Передача мяча руками, ловля его. Подача одной рукой снизу, учебная игра.

Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса.
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке; подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание;
- название снарядов и гимнастических элементов;
- понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках;
- значение утренней зарядки;
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- правила изучаемых игр;
Обучающиеся должны уметь:
- осуществлять построение и перестроение в шеренгу, колонну;
- лазать по наклонной гимнастической скамейке, гимнастической стенке, канату произвольным способом;
- выполнять опорный прыжок через гимнастического козла;
- выполнять бег с преодолением небольших препятствий;
- выполнять прыжки в длину с разбега;
- метать мяч в цель;
- осуществлять подъем «елочкой», «лесенкой», спуски в средней стойке;
- играть в подвижные игры.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ




п/п


Контрольное упражнение
Возраст, лет
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ




МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ




высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий

1.
Прыжок в длину с места, см
10
166
153-165
141-152
124-140
123
157
142-156
127-141
108-126
107

2.
Наклон вперед из положения сидя, см
10
8
6-7
4-5
3
2
14
11-13
7-10
4-6
3

3.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз
10
19
16
13
10
8
14
12
10
8
5

4.
Поднимание туловища из положения лежа на животе за 15 сек., раз
10
10
9
8
7
6
8
7
6
5
4

5.
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 15 сек., раз
10
13
12
11
10
9
10
9
8
7
6

6.
Приседания за 30 сек., раз
10
23
21
19
17
15
18
17
16
15
14

7.
Медленный бег в сочетании с ходьбой за 6 мин., м
10
1150
1050
950
850
750
1050
950
850
750
650

8.
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 сек., раз
10
34
29
24
19
14
29
24
19
14
9

9.
Прыжки со скакалкой
за 20 сек., раз
10
25
21
17
13
10
28
23
19
15
11

10.
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, см
10
400
370
340
310
280
340
315
290
265
240



15