Чтение и запись многозначных чисел. Технологическая карта урока
технологическая карта урока
Автор: Наумова Е.А. учитель начальных классов МБОУ «ЗООШ №1»
Предмет: математика
Аудитория: 4 класс
Тема: «Чтение и запись многозначных чисел»
Цели:
- формировать умение читать и записывать многозначные числа;
- развитие умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика;
- использовать математические представления для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном отношении.
Задачи:
- изучить алгоритм записи и чтения многозначных чисел;
- способствовать закреплению умения решать текстовые задачи;
- совершенствовать навыки счета.
Планируемые результаты:
предметные УУД
- преобразование модели с целью выявления общих законов, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
личностные УУД
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);
познавательные УУД
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя);
регулятивные УУД
- организация обучающимися своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);
коммуникативные УУД
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент
Звонкий прозвенел звонок –
Начинаем наш урок!
Посмотрите-ка вы снова:
Всё ль на парте? Всё ль готово?
Улыбнитесь, соберитесь,
В путь за знаньями пуститесь.
Математики страна
Нам откроется тогда.
Поприветствуем друг друга методом «ладошка к ладошке»
Раз всё у нас готово, запишите в тетради сегодняшнее число и вид работы. Начиная с большого пальца, касаются пальцев друг друга, произнося на каждый палец: «Я тебе желаю крепкого здоровья»; коснувшись полностью ладони, говорят: « здравствуй» Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии
II. Актуализация знаний. Математическая разминка.
Су джок – разминка для рук Загадка.
Какие слова помогли вам догадаться, о ком идёт речь в загадке. Слайд 1
А вы знаете, ребята, как называется домик для пчёл? Слайд 2
Улей — специальное деревянное жилище, изготовляемое человеком для содержания пчёл. В одном улье может жить одна или несколько пчелосемей. Первый улей изобрёл русский пчеловод А. И. Прокопович в 1814 году. Снаружи улей окрашивают водостойкими красками, хорошо различаемыми пчёлами,— белой, голубой, жёлтой.
Мы с вами сейчас разделимся на группы – это и будет наш улей. В каждом улье есть королева, её свита, охранники и рабочие пчелы. Распределите между собой обязанности королева – это будет организатор, он будет следить за работой улья, свита королевы – это ваш секретарь – он будет записывать все ваши высказанные идеи, охранники будут следить за временем и помогать рабочей пчеле, а рабочие буду выполнять всю остальную работу – если пчелы добывают мед, то тут вы будете добывать задания для улья.По периметру класса находятся задания для каждой группы, они подписаны номерами. Задача рабочей пчелы, разведать данные и принести цифры. Секретарь записывает, королева улья будет отвечать.
Слайд 3-4
Несколько интересных чисел из мира пчел
Около 8 миллионов цветов нужно пчеле, чтобы выработать один килограмм готового меда
Примерно с 50 тысяч пчел состоит средняя пчелиная семья.
Около 100 тысяч пыльцы входит в состав одной соты.
Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное жужжание.
Одна пчела способна посетить около 7 тысяч цветков за один день.
Сейчас в мире насчитывается около 20 тыс. видов пчел.
Дети работают в группах..Подчеркните наименьшее и наибольшее числа.
Проверка по эталону на слайде. Слайд 5 Летит - гудит,Сядет - молчит.Целый день в трудах,То в лугах, то в садах.И кто ей друг -Тот всегда с медком.А кто ей не люб -Спасайся бегом!
Улей.
8 000 000
50 000
100 000
200
11 400
7000
20 000 Познавательные: анализ текста загадки, основа на личный опыт, обобщение.
Познавательные: новые интересные факты о пчёлах, связь с окружающим миром.
Познавательные: актуализация полученных знаний, связь с окружающим миром.
Коммуникативные: контроль, коррекция партнёров по группе, умение выслушать, оценить ответ.
Познавательные: получение новых знаний, связь с окружающим миром.
Познавательные: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, сравнение чисел, синтез.
III. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале.
1) Организация актуализации изученных способов действии
2) Организация фиксации индивидуальных затруднений.
Выполните задание на доске.
4 ученика с каждой группы, остальные в тетради
Что вы сейчас делали?
Как вы складывали?
Как вы вычитали?
Для чего нам могут пригодиться эти умения?
Вижу, вы хорошо помните сложение и вычитание трёхзначных чисел. Но в жизни встречаются не только трёхзначные числа. Попробуйте решить этот пример.
Каким способом вычисления вы воспользовались? Работа у доски.
279+344=623
940-456=484
825-378=447
682+424=1106
Складывали и вычитали числа.
/алгоритм письменного сложения чисел – сначала складываем единицы, затем десятки, затем сотни/
/алгоритм письменного вычитания чисел – вычитаем единицы, затем десятки, затем сотни/
Если в обычной жизни нам нужно будет быстро что-то посчитать, то мы легко это сделаем.
2325410+221465=2546875
Тем же, что и при сложении трёхзначных чисел. Познавательные: использование знаково-символических средств; подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия
IV. Выявление места и причины затруднения
Карточки по периметру класса с названием темы -
Что вызвало у вас затруднения?
Почему так получается?
Много цифр в числе, то есть много знаков. Как вы думаете, как можно назвать это число и подобные ему одним общим словом?
Так какую же цель мы сегодня перед собой можем поставить?
Какова тема сегодняшнего урока?
Где мы можем её найти? Затруднение в том, чтобы правильно назвать полученное число
Потому что в числе слишком много цифр.
Многозначные числа.
Познакомиться с многозначными числами, больше узнать о них
Многозначные числа. /уточняют тему в учебнике/
Карточки с темой на доску Познавательные: анализ, сравнение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний.
Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Таблица на сенсорном кресте
Нам необходимо узнать, что же за число у нас получилось. Как думаете, сможем ли мы сделать это? Где искать нужную информацию?
Итак, давайте вспомним, какие действия помогли нам прочитывать большие многозначные числа?
Посмотрите на карточку на сенсорном кресте, он поможет нам читать многозначные числа.
Для чего оставляют промежуток между классами?
А с какого класса мы начинали читать наши числа?
В учебнике, с. 13. /учащиеся разбирают таблицу классов на с. 13-15 № 1 совместно с учителем/
С последней цифры числа /справа/ мы отсчитывали по 3 цифры влево.
3 цифры – это 3 разряда: единицы, десятки, сотни.
У нас получалось по 3 цифры несколько раз – это классы – класс единиц, тысяч, миллионов.
Потом называли число единиц каждого класса.
Для удобства чтения многозначных чисел.
С самого высшего. Если в числе только 2 класса, то с класса тысяч, если 3, то с класса миллионов.
Познавательные: обобщение;
выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний.
VI. Реализация построенного проектаА теперь вернемся к нашему числу, полученному в результате сложения многозначных чисел и прочитаем его правильно.
Теперь можно попробовать прочитать и другие многозначные числа при помощи таблицы классов.
Учащиеся называют полученное в ходе вычислений число.
Учащиеся читают записанные на доске в таблице многозначные числа:
8 765 230, 65 789, 123 765, 60 087 123, 413 001.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
VII. Физкультминутка Молодцы, вы хорошо работали, теперь пора отдохнуть.
Офтальмологический тренажер на потолке. Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращения головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся
(Потягивания – руки вверх. Шаги на месте.)
И на место вновь вернёмся.
(Сесть за парту.) VIII. Первичное закрепление во внешней речи
А теперь выполним № 100 с.25 учебника.
Попробуйте сформулировать правило чтения многозначного числа. Сравните свой ответ с текстом.
Читают числа.
На основе проведённой выше работы, обобщают полученные знания и формулируют правило чтения многозначных чисел. Сравнивают с текстом. Познавательные: анализ, обобщение; извлечение из математических текстов необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.
IX. Работа в парах
Вы получили карточки с числами. Сначала ребята первого варианта диктуют числа соседу по парте, тот записывает в тетрадь. Затем диктовать будут ребята второго варианта.
Оцените работу своих соседей.
Убедитесь, что оценки поставлены верно. Вариант 1: 70 354, 278 301, 290 004, 103 200, 81 080.
Вариант 2: 63 270, 307 020, 200 702, 502 007, 546 700.
Выполняют задание, проверяют друг у друга.
Сверяются с образцом. .
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
X. Включение в систему знаний и повторения
Какое самое маленькое число вы сейчас записали в тетради? Оно будет многозначным?
А бут ли многозначными трёхзначные числа, например, 521?
1 вар. – 70 354
2 вар. – 63 270
да
да
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные: планирование деятельности.
XI. Рефлексия учебной деятельностиВспомните тему нашего урока.
Какие же числа называются многозначными?
Блиц-опрос
Единицы, десятки, сотни – это ….
Разряды объединяются в……
Сегодня мы познакомились с 3 классами - …..
Чтобы прочитать многозначное число, его разбивают ….
Молодцы!
Что для вас было особенно сложно, а что удавалось с лёгкостью?
Какие знания нужно закрепить?
А теперь пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке методом большого пальца
Даже если у вас сегодня не все получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности, а домашним заданием будет с 25 – правило, № 102, № 106
На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу. разряды
классы
класс единиц, класс тысяч, миллионов…справа налево на классы по 3 разряда в каждом, затем называют число единиц каждого класса.
Дети оценивают свои учебные достижения Познавательные: обобщение.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.