Психологическое занятие Я управляю собой


Я управляю собой
Занятие для учащихся 7х классов
Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков.
Задачи:
развитие способности осознавать и принимать собственные чувства и чувства других людей;
формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения;
обучение подростков приемлемым способам выражения отрицательных эмоций.
Материалы и оборудование: листы, ручки, карточки с названиями эмоций, плакаты с изображением эмоциональных состояний человека.
Ход занятия
1.«Змейка»Вся группа выстраивается за психологом в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику  и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник  и т.д.
2. Беседа: учащимся предлагается вспомнить, что такое эмоции и какие они бывают.
3. «Гимнастика»
Каждый участник получает карточку с написанной на ней эмоцией- которую следует изобразить. Остальные участники отгадывают изображенную эмоцию.
Далее обсуждается, что общего в мимических проявлениях различных эмоций. Обращается внимание на разницу между чувствами и эмоциями.
Далее психолог записывает на доске «в столбик» наиболее часто испытываемые ребятами чувства. И предлагает проранжировать частоту их возникновения по 10-ти бальной системе, обращает внимание, что часто испытываемые чувства могут повлиять на формирование отдельных черт характера, напоминая пословицу «Посеешь поступок- пожнешь привычку, посеешь привычку- пожнешь характер, посеешь характер- пожнешь судьбу»
4. «Дискуссионные качели»
Подростки делятся на две группы. В течение пяти минут одна группа ищет аргументы за то, что гнев полезен (гнев полезен, потому что…), а другая – за то, что гнев вреден (гнев вреден, потому что…), после чего поочередно предъявляют свои аргументы. Собравшись в круг, участники подводят итоги дискуссии. Ведущие дают определения «агрессии» и «гнева», а участники кратко описывают ситуации, в которых появляются гнев и агрессия.
5. «Шутливое письмо»
Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом. Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.
Анализ упражнения: Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо? Что было при этом труднее всего? Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду? Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой? Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо? Когда полезно смеяться над конфликтом?
6. Беседа: Есть разные способы преодоления агрессии, я вас с ними познакомлю.
Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое. Прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу.
Включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.
Упражнения на снятие негатива, агрессивности:
дыхание на счет 5 – 5 – 5 (вдох – пауза – выдох)
свеча
клубочек с пожеланиями, добрыми словами – скажите что-то хорошее своему соседу, передайте клубочек, держа нить в руке. Натяните нить, закройте глаза, почувствуйте себя единым целым, ощутите тепло надежного дружеского плеча. Каждый из вас важен и ценен в этой жизни!
7. «Безмолвный крик»
Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-либо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех твоих сил, но так, чтобы этого никто не услышал. То есть, кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: "Хватит! Перестань! Исчезни!" Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо... А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку по-прежнему злить тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. (1 минута.) А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.
Анализ упражнения: Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко? Кого ты представил в образе твоего злого духа? Что ты кричал? Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?
8. «Рукопожатие»
Мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность друг друга. И я предлагаю вам сейчас поблагодарить друг друга рукопожатием.
9. Рефлексия
На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!