Задания зональной предметной олимпиады среди обучающихся,воспитанников коррекционных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Задания
зональной предметной Олимпиады среди обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) школ, школ - интернатов VIII вида Восточный зоны Республики Башкортостан
по русскому языку для обучающихся 8 - 9 классов

Вопросы для тестирования

Сколько букв в русском алфавите?
а) 31
б) 33
в) 32

Какое слово соответствует схеме?

а) присказка
б) берёзка
в) осина

В каком слове ударение падает на третий слог?
а) агрессор
б) былина
в) истязать

Найдите лишнее слово?
а) прошептать
б) проехать
в) говорить

В каком глаголе нельзя определить время, лицо, число, род?
а) пишет
б) читать
в) решала

Какой ряд слов соответствует последовательности: Ъ – Ъ – Ь – Ь?
а) изян, сежиться, муравед, шестю
б) субект, просба, подезд, тонше

Найди ошибку в правописании –тся и –ться
а) расстаться трудно с другом
б) со слезами расстаёться с другом


8. Пишется ли Ь в глаголах: молчиш, заиграеш, скроешся, проговоришся?
а) пишется Ь
б) не пишется Ь
9. Найди слово, которое нельзя переносить:
а) чайка
б) енот
в) деньги

10. Найди слово, обозначающее предмет:
а) бег
б) бегать
в) беговая

11.Выбери слово, которое надо писать с большой буквы:
а) собака
б) река
в) девочка
г) байкал

12. В каком слове находятся рядом два гласных звука?
а) театр
б) слово
в) огород

13. Найди пропущенное слово в предложении.
Весной погода _________________, чем зимой.
а) теплее
б) такая же
в) холоднее

14. Какое слово не имеет приставки?
а) бег
б) добежать
в) прибежать

15. Какой город является столицей нашей Родины?
а) Пермь
б) Москва
в) Россия
г) Чайковский

16. Суффикс – это часть________
а) предложения
б) слова
в) текста

17. Какое слово дано в единственном числе?
а) собаки
б) медаль
в) города
г) рощи

18. Выбери слово, которое пишется с мягким знаком
а) мяч
б) доч
в) меч

19. Какое из слов является сложным?
а) древность
б) камнепад
г) памятник

20. Найди неправильное окончание прилагательного:
а) горячие блюдо
б) глухие леса
в) лесная тропа

21. Местоимение – это часть речи, которая
а) обозначает предмет
б) указывает на предмет

22. Не изменяются по лицам глаголы:
а) настоящего времени
б) прошедшего времени
в) будущего времени

23. К первому спряжению относится окончание глагола:
а) –ит
б) –ет
в) – ишь

24. В каком предложении слово «лилия» является именем собственным?
а) Лилия шла по улице.
б) Лилия росла в саду.
в) Лилию мы подарили учительнице.

25. В каком случае при однородных членах не ставится запятая?
а) О О О
б) и О и О
в) О и О

26. Отметь слово, в котором на конце звонкий согласный звук.
а)     Пирог
б)     Газ
в)   Корабль

27. В каком слове ударение падает на второй слог?
а)     Послала
б)     Магазин
в)     Клала
г)     Сантиметр

28. Укажи слово, состоящее из корня и окончания.
а)     Садик
б)     Лампочка
в)     Город

29. Укажите слово без приставки:
а) Уловил
б) Укол
в) Задача

30. В каком слове пропущена безударная гласная А?
а)     гоньки
б)     кза
в)     укзатель

31. Укажи предложение со словом, в котором пропущена непроизносимая согласная.
а)     Из-за дождя отменили воскресный поход в лес.
б)     К середине лета поспевают вкусные ягоды земляники.
в)     Грачи – первые весники весны.

32. В каком слове на конце мягкий знак не пишется?
а)     Крепыш
б)     Мыш
в)     Помощ

33. Найдите слово с разделительным твердым знаком:
а) Об_яснить
б) Вороб_я
в) В_юга

34. Слово по является
а)     Союзом
б)     Глаголом
в)     Предлогом

35. Укажи раздельное написание
а)     (за)крыл
б)     (без)работица
в)     (за)столом.




36. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: ¬
·^
а) Поговорила
б) Придорожный
в) В походе

37. Какое из данных слов является именем существительным:
а) Читал
б) Известие
в) Синий

38. Найдите глагол:
а) Бег
б) Школьный
в) Загорал

39. В каком предложении употреблено существительное мужского рода?
а)     Лодка ждала рыбака на другой стороне озера.
б)     Яркая бабочка порхает над головой и крылом касается моего плеча.
в)     Лодка стремительно неслась вниз по реке.

40. Какое существительное относится к первому склонению?
а)     Слеза
б)     Забор
в)     Лук

41. В окончании какого слова пишется буква Е?
а)     В школьной тетрад
б)     О весёлой свирел
в)     В нашем магазин

42. Укажи глагол первого спряжения
а)     Спешить
б)     Кричать
в)     Выходить

43. В каком предложении употреблен глагол будущего времени:
а) Осень пожаловала в леса.
б) Она украсила деревья разноцветными красками.
в) Скоро птицы улетят в дальние края.

44. В каком случае нужно написать –ться?
а) Мальчик ленит(?)ся.
б) Колесо начинает вращат(?)ся.
в) Они боят(?)ся.

45. В каком случае не пишется с глаголом раздельно?
а) (не)знал
б) (не)домогал
в) (не)навидеть

46. Укажи нераспространенное предложение.
а)     В кустах поёт соловей.
б)     Шофёр водит машину.
в)     Ворона каркает.

47. Главными членами в предложении Она издавала резкий, скрипучий звук является
а)     Резкий, скрипучий звук
б)     Она издавала
в)     Издавала резкий звук
г)     Издавала звук

48. Укажи простое предложение с однородными членами.
а)     Ребята во дворе затеяли игру, мы присоединились к ним.
б)     Алеша ловил в лесу снегирей, щеглов и соек.
в)     Отгуляли злые метели и суровые морозы.

49. Укажи сложное предложение.
а)     Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки.
б)     Теплое солнце точно щурилось, улыбалось сквозь дымку в небе.
в)     Весенние ветерки принесли запах свежей травы и птичьих гнёзд.

50. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст?
А. Началась сильная гроза.
Б. Большая серая туча затянула небо.
В. День стоял солнечный, тёплый.
Г. К вечеру погода испортилась.
а)  В, Г, Б, А.
б)  А, В, Б, Г.
в)  Г, В, Б, А.
г)   В, А, Г, Б.





II. Задания для практической работы
1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки - ... . Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... .  Тот, кто работает в шахте - ... .  Место на реке, где её можно перейти - ... .
2. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

3. У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла.
Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.

4. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный. Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный. Томительный, утомительный, томный, пятитомный. Собака, Бобик, животное, Барбос.

5. Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.
... об ... , из ... вон плохо, мастер на все ..., сидеть сложа ..., золотые ... .

6.Соедини части по смыслу:
Один раз солгал – а язык один.
Лучше десять виновных простить, а узнавай в три года.
Бог дал два уха – навек лгуном стал.
Не узнавай друга в три дня, да оба попали.
Два вора воровали, чем виноватого казнить.

7. Допиши пословицы, подбирая вместе многоточий слова с противоположным значением к выделенным словам:
Легко воровать, да отвечать.
Близко видать, да шагать.
Мягко стелет, да спать.
Язык не лопатка: знает, где горько, где .



8.Соедини близкие по смыслу выражения из левого и правого столбиков:
Многословие
Как две капли воды

Частая смена своих решений
Знать как свои пять пальцев

Хорошее знание чего - либо
Седьмая вода на киселе

Большое сходство предметов
Семь пятниц на неделе

Частое повторение одного и того же
Опять двадцать пять

Дальнее родство
Наговорить в три короба


9. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

10. Выпишите слова с приставками.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил. Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик. Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

11. Отгадайте слова.
а) Его корень в слове писать Приставка в слове рассказать,  Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вода.

б) Его корень в слове вязать, Приставка в слове замолчать, Суффикс в слове сказка, Окончание в слове рыба.

в) Его корень в слове снежинка, Приставка в слове подъехал, Суффикс в слове лесник, Окончание в слове ученики

12. В каких словах пишется е: в...сеть, на в...су, зав...сать, занав..с, в...сячий?

13. Какое из данных слов является родственным слову нос?
Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.

14. Найдите «лишнее» слово:
гореть, угореть, гора; рисунок, рис, рисовать, рисование; пот, потолок, потливый,
море, морщины, морской; боль, большой, больница; пища, пищевой, пищать; лес, леска, лесник, лесной; зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.

15. Все ли приведённые пары слов являются однокоренными? Докажите.
Носатый – носильщик; Смешивать – смешить; Конец – кончаться; Виноватый – извиняться.

17. Составьте и запишите сложные слова.
Мух, ловит;
Варит кашу;
Хранит воду;
Звезды падают.

18. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить. Житель Москвы. Свойство доброго человека. Тот, кто богат на выдумки. Музыкант, играющий на скрипке. Специалист по химии. Смелый человек. Любящий мечтать. Жадная девочка. Участник игры.

19. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные:
Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

20. Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
Рыбак, простак, чужак, казак.

21. Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.

22. Найдите окончания в словах: доброта, плохой, зелень, зеленый.

23. Какие слова можно отнести к разным частям речи:
рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.

24. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?
Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

25. У каких имен существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

26. Выпишите подчеркнутые слова, определив, какой частью речи они являются:
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Больной плохо переносил лекарства.
Кто без кисти и белил крыши города белил?

27. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания: мели', окуни', пряди'.

28. Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.

29. Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа: пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

30. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

31. К какой части речи относятся выделенные слова?
На то и печь, чтобы хлебы печь.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Ведро дало течь, и вода стала течь. Снежное покрывало все поле покрывало. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.

32. Спиши, укажи части речи.
Бабка Дарья холст чернила,  Внучка пролила чернила. Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

33. Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».
Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.

34. Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.
Береза, руки, человека.

35. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):
Камыш..., ж...раф, ножниц..., верш...на, мотоц...кл.

36. В каких из этих слов пишется два р: ко...идор, ко...еспондент, ко...алл?

37. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.
Циган купил красовки?

38. В какое из слов нужно вставить букву –т-?
Прекрас...ный, искус...ный, чудес...ный, извес...ный, ужас...ный.

39. Напишите ответы с шипящей на конце.
Суп со свеклой и другими овощами - ... . Дикие птицы и животные как предмет охоты - ... . Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике - ... .  Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи - ... . Способность говорить - ... .

40. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
Большое желание есть. Острое вирусное заболевание. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями. Дорога с твердым покрытием. Укротитель хищных животных. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку. Выходной день.

41. Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё.
Сч...ты, ж...лтый, крыж...вник, ш...колад, больш...й, рубаш...нка, щ...чка, галч...нок, ш...в.

42. Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих, справа – не пишется.
Подстереч..., у дач..., луч..., пять тысяч..., богач..., сбереч..., без встреч..., тягач..., ткач..., пострич..., усач..., лихач..., меч..., запряч..., бич..., у круч... .

43. Найди речевые ошибки и исправь их:
Мы с ими давно дружим.
Я горжусь ним.
Ты не обижайся на его.
Мальчик увидел ежа. Он фыркнул, но не испугался его.

44. Найди ошибки в согласовании: старенькая дедушка, таежным тропами, жгучие солнце.

45. Найди предложение, где слово учитель выступает в роли: 1) подлежащего, 2) обращения, 3) второстепенного члена предложения:
Учителями славится Россия.
Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени.
С первого школьного звонка учитель повел тебя по стране знаний.

46. Составь предложения из данных слов:
В, стародавние, время, поймать, дед, золотая, рыбка.
Упросить, рыбка, отпустить, она, в, море.

47.Составь словосочетания существительного рубль с числительными: 21, 83, 256, 739, 14, 62.

48.Распространи предложения:
Ветер дул.
Солнце сияет.
Утро просыпается.

49. Составь из двух простых предложений одно сложное, соединяя части союзами а, и, но.
Ветер шумел. Рожь кланялась в ноги прохожим.
Глупец поражает криком. Мудрец удивляет поговоркой.
Люблю я весну. Лето приносит свои радости.

50. Выдели основу предложения (подлежащее и сказуемое).
На краю леса рос высокий дуб.
Красной зорькой загорелось небо на востоке.
Метель занесла высокий дуб снегом.

В слове 5 согласных звука и 2 гласных звуков. Сколько в этом слове слогов?
В словах кот и мяу по 3 звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах?  
Составь пословицу: много, кто, читает, знает, много, тот.

Расшифруй слова: язац, дедвемь, циласи, рковоа


Запиши слова, обозначающие много предметов: стол, стул, ухо, человек

Скажи ласково: рука-, кошка-, глаз-, шкаф-., лестница

Добавь 1 букву в середине слова, чтобы получились новые слова.  
Пот, сачок, парк.

 Подчеркни слова, в которых ударение падает на первый слог:
Лето, якорь, солома, город, парад, тесто, берёза, ива

59. Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получились новые слова
Б_лка
60. Переставляя слоги, составь из данных слов новые слова: Кабан, мышка

61. Переставь буквы так, чтобы получились новые слова.    
Садок, среда, замок.

62. Найди спрятавшиеся слова и подчеркни их:
АВРОГАЗЕТААТМНИВОЗШКТДОМРВЧЕЛОВЕКРВЗЛОБРСАЖАВРНОТА 

62. Образуй из слов первого столбика слова, которыми называют людей. Запиши их во второй столбик.
                     Какой?                                                           Кто?
                   Храбрый                                                 ___________
                   Веселый                                                  ___________
                   Хитрый                                                    ___________      
                   Крепкий                                                  ___________
63. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова.
___ Дача                                    ___ клад
___ Порт                                     ___ рис  

64. В старину слово ведать означало знать.  Напиши 2 слова, которые произошли от слова ведать.


65. Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получились новые слова
Б_лка,  б_лка, б_лка

66. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает:
Пальто, елка, юность, дверь, сердце, печенье, весна, одеяло, письмо, подъезд.

67. Разгадай шараду:
 Со звуком /с/ я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С /м/ берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. ________________________

68. Выпиши слова с предлогами:
(за)брать, (за)забором, (до)рога, (до)дороги,(до)думался.
_____________________________________________________

69. Помоги ученику исправить ошибки:
Сел кашу. Пю чай. Проходит семка филма.

70.Закончи пословицу:
Ученье – свет, ______________________________________________________
Любишь кататься, ___________________________________________________ 
Не имей сто рублей,_________________________________________________
Семь раз отмерь,____________________________________________________

71. Замени один из твердых согласных звуков на мягкий, и получи новые слова:
Уголки ______________                                лук_______________
Банка_______________                                 мел_______________
Галка_______________                                хор_______________

73. Найди общее начало для слов:
_______тина, _______тошка, _________та, _________ман,_______тон.

74. Проговорите (про себя) каждое слово. Запишите, какие слова вы услышите, если, сохранив услышанные звуки, прочтете каждое слово справа налево.
Код, лей, лог.
_______________________________________________________________

75. Здесь перечислены вещи, с которыми ты ходишь в школу. Убрав «лишние» буквы в этих словах, найдешь спрятавшиеся неодушевленные имена существительные:
 портфель, пенал, ручка,  линейка, резинка, циркуль. 
_______________________________________________________________
76. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые слова.                    Сено                        елка
                               Зал                          ода
                               Бор                         марка
                               Яр                           ежи        
                               Свет                      вал
77.Укажи части речи подчеркнутых слов.
    Бабка Дарья холст чернила. (_______)
    Внучка пролила чернила. (_______)

78. Отгадай слово и запиши отгадку:
      Корень мой ищи в цене,
      В очерке найди приставку мне,
      Суффикс мой в тетрадке все встречали,
      Вся же - в дневнике я и в журнале.           ____________________
 
79 . Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогами, а какой без предлогов? _________________________________

80. Сколько звуков в словах летчик, сшить, счастлив, здравствуй?                                             
1)__________2)________________3)_____________4)________________

81. Замените прилагательные антонимом:
свежий хлеб-________________,                                      
 свежий ветер-_____________,
свежая рубашка-_____________________  

82. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.

Алфвит, дкумент, дсуг, пртфель, жавронок, занта, клометр, крсивее, мгазин, пложить, цмент.


83. Подчеркни правильный вариант написания слова.
Телеграма, теллеграма, теллеграмма, телеграмма.

84. Подчеркни слово без приставки.
Спор, осмотр, излом, запах.

85. Вставь в пословицы слова большой – маленький.
Даже самое ________________ дерево выросло из __________________ семени. На _____________________ челне по _________________ озеру не плавают.

86. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.
Плтина – _________________
Нардился – _________________
Поспшил – ___________________
довитый – _______________________

87. Запиши множественное число имён существительных.
Стул – ___________________
Ухо – ______________________
Чудо – _________________
Ребенок – __________________
Человек – __________________
Телёнок – __________________

88. Выдели основу предложения (подлежащее и сказуемое).
На краю леса рос высокий дуб.
Красной зорькой загорелось небо на востоке.
Метель занесла высокий дуб снегом.

89. Закончи словосочетания.
Сидеть сложа ________________________
Гнаться за двумя _____________________
Заговаривать ________________________
Медведь на ухо ______________________

90. Во что превратятся глаголы  мели ,окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

91.Сколько грамматических основ в  следующем предложении?         
Алый бархат вечереет,            Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели,         Колыбельной лаской млеет.       (В.Брюсов)

92. К каждому слову из левого столбика подбери слова из правого столбика так, чтобы получилось новое слов:
Пример: сад + овод = садовод
Буй ель
Газ вол
Пере воз
Тепло ход
Сено мель
Кара вал
Пар як
Мор ус

93.Укажи род имени существительных:
Зеркало (), Пень (), Кирпич (), Рама (), Книга (), Учитель (), Мыло (), Змея (), Осень ().

94. Определи склонение существительных:
Лось (), Солнце (), Хозяйка (), Мышь (), Пенек (), Ученица (), Дядя (), Дочь (), Конь ()

95. Разобрать по составу слова:
Пригород, грузчик, выходной, снежок, загадка.

96. Подбери слова с противоположным значением:
День –
Утро –
Плакать –
Война –
Холодно –
Ложь –

97. Зачеркни лишнее слово:
Река, речушка, речка, речной.
Яблоко, груша, слива, помидор.
Синица, снегирь, щука, соловей.
Ведро, пенал, тетрадь, линейка.

98. Вставь пропущенные буквы:
Отечство, кнституция, демкратия, демстрация, обрзование, Терртория, нацинальность, Элватор, эскалатр, фйе, пианин.

99. Зачеркни лишний предлог или лишнее окончание:

На рассвете (у\над) реки тянут сети рыбаки.
Я волновался (до\от) страха, как на ветр (е\у) рубаха.
Лапкой ушки мыла кошка (на\под) скамейке у окошк (а\е).
Вот осенний первый гром грянул (из\в) небе голубом.

100.Записать однокоренные слова:

С корнем – звезд –
С корнем – город –
С корнем – стар –



а



15