Программа кружка Литературное краеведение


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Кобяйский улус»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа кружка
«Литературное краеведение»
(5-8 классы)
Учитель: Унарова Саргылана Николаевна,
высшая квалификационная категория
с. Аргас, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали  окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные  «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или  в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
     Академик Д.С. Лихачев пишет: « Многое связывает человека с местом, где  он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы  языке ни говорили Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна» У каждого из нас  есть еще « свой милый сердцу уголок» земли, где он увидел  свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая  родина. Приобщение к духовно-культурным  ценностям  малой родины, оформление патриотического отношения к  отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь, - познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.
   Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого значительно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации.- Иваново.2000.
    Программу «Литературное  краеведение» для средней школы предлагают также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.-29с.)ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА
    Мы считаем необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван  дать достаточно полное  целостное представление о литературном процессе  Оренбургского края и выявить связь известных  русских писателей с этим краем, привить учащимся  чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного  краеведения  носит и практический, прикладной  характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В  этих условиях  особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику  освоения  школьниками  социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают  учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Цели и задачи курса
Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся  высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Цель программы: изучение литературного наследия родного Кобяйского улуса.
Задачи:
- раскрытие особенностей художественной литературы родного улуса; ее внутренних взаимосвязей и связей с историческими судьбами;
- предоставить возможность публикаций в улусной газете «Дабаан», выпустить сборник стихов и рассказов, стенгазет, участия в улусных, республиканских НПК.
- развитие художественно-творческих способностей обучающихся, эмоционально-эстетического восприятия явлений действительности в искусстве и культуре родного края;
- формирование устойчивого интереса к литературе и чтению.
активизация познавательной деятельности учащихся;
-формирование информационной культуры-
-формирование навыков коммуникативного общения;
-формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности-расширение кругозора учащихся
-закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности  компьютера, Интернета.
Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры  своего края, способствовать воспитанию любви к  Родине; играет  большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
МЕСТО КРУЖКА В РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Программа кружка рассчитана на обучающихся 5-7 классов. На занятия кружка отводится 9 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
 Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной  деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия  носят интегративный характер,  важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная  гостиная, конференция, презентация, защита  творческого проекта и другие.
 Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет возможности для исследования, виды и методы работы, организует    на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам  краевед и как он сумеет заинтересовать учеников. Учитель должен хорошо знать край, изучать его и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение так же приносит пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается его педагогическое мастерство, он знакомится  ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий  тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного села. Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.
Программа предполагает изучение литературного наследия и творчества писателей и поэтов – земляков.
Изучение литературного краеведения родного края призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира.
Деятельность кружка направлена на патриотическое воспитание учащихся с помощью исторической пропаганды, литературного наследия родного улуса, формирующих у детей чувство гордости и сознание уважения к истории, литературе нашего края.
Формы и методы проведения занятий:
проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
составление словаря музейных терминов,
ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;
разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;
участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;
встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
выставка рисунков по материалам экскурсий.
Учебно-тематический план
Раздел. Тема Форма Содержание Кол-во
1. Знакомьтесь - музей Всего
270 час.
1. Путь к музею Вводный урок История создания первого музея: типы музеев.
Исторические и краеведческие музеи.
Музейные предметы – памятники истории и культуры.
Язык вещей.
Мировоззрение людей. 2
2. Что такое музей? Беседа Представление разнообразия памятников -музейных экспонатов: предметы, документы, фотографии, методы их сбора в музей; результат экспедиций, случайные находки, приобретение 2
3. Путешествие по музею Заочное Обзорная экскурсия по музею, первое знакомство с экспозициями музея 2
4. Рассказы о музейных профессиях Вводный урок. Беседа Рассказ о музейных профессиях 3
5. «Грани таланта» Игра «Экспозиционер» Закрепление пройденного материала. В процессе игры дети создают проект выставки на любую тему 2
6. Формирование фондов. Источниковедение Беседа. Урок -практикум Формирование фондов. Научно-вспомогательный и основной фонд. Учет и хранение фондов. Типы источников, их подлинность, значимость и ценность 2
7. Музейная коллекция Урок-слайд Ознакомить с несколькими коллекциями и собраниями мировой художественной культуры. Эрмитаж. Архитектурный ансамбль Кремля. Третьяковская галерея. Представить коллекции живописи и графики якутских художников 2
8. Литературные музеи Якутии Беседа Республиканский музей П.А. Ойунского, музей комплекс «Бор» с. Мытаах, литературный музей Таллан Бурэ, Заблоцского – Чысхаана, музей Куннук Ураастыраба…. 5
9. История нашего музея Урок-встреча 2
10. Н.А. Лугинов – писатель современности Жизнь и творчества писателя.
Родословная писателя. Учителя писателя. «Чыныс Хаан ыйаа5ынан» 20
Писатели Кобяйского улуса
1. Олонхосуты Кобяйского улуса Кырса Содуот. Его олонхо «Бэриэт Бэргэн».
Собиратель олонхо Муотаан.
Братья Павловы- знаменитые олонхосуты нашего села. 10
10
10
2. Зачинатели Беседа-практикум Жизнь и творчества Т.Е. Сметанина.
Судьба И.Р. Петрова 10
10
3. Истории литературного кружка Кобяйской школы Беседа-практикум «Сардана», «Куннээх сарсыарда».
Руководители литературного кружка Биилин, П. Тулааьынап 10
4. Беседа-практикум Руководитель кружка «Куннээх сарсыарда», прозаик, журналист 10
5. И.Н. Левин Беседа-практикум Поэт, драматург. Сказка в поэме «Кылыы Боотур» 10
6. В.И. Иванов- певец ЛунхиБеседа-практикум Жизнь и творчества писателя земляка «Песни Лунхи», журналистское перо писателя. 10
7. «Сурэ5им хоьоон чорооно» П.С. Максимов Беседа-практикум Поэт. Философ. Переводчик. 10
8. Гражданин № 1 Беседа-практикум Жизнь и творчества В.Н. Федорова. Таас Тумус. Главный редактор газеты. 10
9. И.И. ИннокентьевБеседа-практикум Прозаик. Драматург. Журналист 10
10. И.И. Егоров «Олус элбэх учугэйдээх» Беседа-практикум Поэт. Драматург. Поэт песенник. 10
11. К.С. ЭверстовБеседа-практикум «Айдаар араллааннара», «Туман буолбут таптал» 10
12. П. Ламутский Беседа-практикум Поэт. Прозаик. Автор первого романа на эвенском языке. Педагогическая деятельность 10
13. Братья Кривошапкины «Эбээн норуотун чулуу уолаттара» Беседа-практикум Первый народный из эвенов А. Кривошапкин, Д. Кривошапкин перевод олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»
Журналист П. Кривошапкин 20
13. Баргачаан «Табалаах кыраай хоьоонньута» Беседа-практикум Поэт. 5
14. Ф. Егорова- первая женщина журналист Якутии Беседа-практикум Жизнь и творчество. Газета «Кыым» 5
15. В.Т. Варламов Беседа-практикум Спортсмен, журналист. 5
16. Д.Д. Сметанин Беседа-практикум Корресподент, краевед. Сказитель 5
17. Местные авторы
Беседа-практикум П.Е. Соловьев.
М.П. Спиридонова
Семен Сельский
Г.В. Иванов 5
18. Е.П. Гуляев - МандыйаБеседа-практикум. Стихи о родном крае. Родословное 5
19. Творческие Кобяковы Беседа-практикум П. Кобяков- Оьуордуурап, П.С. Кобяков., Г.К. Кобяков, А. Кобяков, И. Кобяков 10
20. Савва Тимофеев- ЫллыкБеседа-практикум Стихи. Режиссер народного театра 2
21. Журналист Н. Терехов Беседа-практикум Статьи. 2
22. Авторы из Мукучи Беседа-практикум Григорьев, Лана Юргина , А.Д. Иванов – Тогой 5
23. В. Попова Беседа-практикум Стихи о природе, о жизни 4
24. Кобяйская земля - колыбель творчества. Беседа-практикум Природа Кобяйского улуса 5
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРС:
Учащиеся должны знать:
основную музейную терминологию;
функции и задачи музея.
цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея;
роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.
структуру фондов и фондовую документацию;
особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
характеристику музейной экспозиции;
особенности экспозиционно-выставочной работы;
основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.
виды культурно-просветительной деятельности музея;
правила написания, подготовки и проведения экскурсии.
механизм проведения экскурсий;
правила поведения экскурсовода.
Учащиеся должны уметь:
свободно ориентироваться в музейной терминологии.
правильно пользоваться музейной терминологией;
работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки.
работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.
работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
грамотно пользоваться письменной речью;
учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.
ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на
народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.
2. Все музеи Москвы. — М., 1997;
3. «Домашнее воспитание» - Приложение к журналу «сельская школа», №№1-4, 2000 г.;
4. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
5. Музейный мир России. — М., 2003;
6. «Народное образование» - Общественно-педагогический журнал, 2001, 2002, 2003 гг.
7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобразительное
искусство, 1998.
8. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
9. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана
памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
10. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
11. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
12. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
13. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.