Рабочая программа по истории Удмуртии (региональный компонент)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
города Воткинска Удмуртской Республики


Рассмотрена на заседании
МО учителей русского языка и литературы
«____»___________________20___г.
Руководитель МО Белокрылова Е.Р.
Согласовано
с учебной частью
«____» __________________ 20____ г.
Заместитель директора по УВР
________________________________
Утверждена
Приказ № __________ от________________
Директор МОУ СОШ № 22
___________________ В.А. Викулов




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ УДМУРТИИ



Класс: 7 А, Б,В,Г.
Количество часов: недельных 1 ч.
годовых 34ч.

Составитель: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 22
Главатских Виктор Анатольевич








2015г.-2016г.
Воткинск
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
Гришкина М.В. История Удмуртии 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.-Ижевск: Удмуртия, 2007.-184 с.;
Учебного плана МБОУ СОШ № 22;
Программы, утвержденной Министерством образования и науки УР, составленной Никулиной Т.Е., Владимировой Р.А(сборник ИПК и ПРО «История Удмуртии: программа для 6-9 классов общеобразовательных школ», 2007)
Рабочая программа по истории Удмуртии составлена на основе государственных образовательных стандартов, которые помимо федерального включают в себя и национально- региональный компоненты. Данная программа ориентирована на учащихся 7 классов и рассчитана на 34 часа.

История Удмуртии(история удмуртского народа) изучается синхронно с историей России по соответствующему периоду.
Методологической основой предмета является единство общего и особенного в историческом процессе, раскрытие материала об удмуртах в контексте всемирной истории и истории России, с учетом восприятия особенностей своего народа на определенном этапе развития российской государственности.

Программа предусматривает вводные, повторно-обобщающие уроки, которые призваны систематизировать знания и создать целостную картину исторической действительности прошлого.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Изучение национально- регионального компонента в рамках истории Удмуртии направлено на достижение следующих целей:
- Знакомство и овладение знаниями о прошлом народов нашего края, совокупности природно- географических, этносоциальных, социокультурны особенностей Удмуртии как полиэтнического
пространства;
Развитие у учащихся самостоятельности, навыков исследовательской деятельности, познание ее особенностей и видов;
Духовно- нравственное воспитание с учетом многонационального характера российского государства, толерантного отношения ко всем народам и нациям
В основу программы положены подходы, которые соответствуют достижению следующих и задач:
- ознакомить учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия, деятельности людей в прошлом;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отношения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа ( сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т. д.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий и явлений;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, нравственного, духовного опыта людей, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, эмоционального восприятия исторического процесса;

В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории Удмуртии;
выдающихся деятелей удмуртской истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:

· выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;

· рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;

· раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

· анализировать исторические явления, процессы, факты;

· обобщать и систематизировать полученную информацию;

· давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

· определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

· обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

· определять цели своей деятельности и представлять её результаты;

· выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

· осуществлять самоконтроль и самооценку.

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

Владеть компетенциями:
¤ коммуникативной;
¤ смысло-поисковой;
¤ личностного саморазвития;
¤ информационно-поисковой;
¤ рефлексивной;
¤ учебно-познавательной.
Учебно - методическое обеспечение:
Иванова М.Г. История Удмуртии: c древнейших времен до XIII века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ 2-е изд., испр. - Ижевск: Удмуртия, 2012.-160 с.
Контроль знаний уч-ся осуществляется на каждом уроке в виде устного опроса, теста, письменных работ. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний. При оценке ответа уч-ся необходимо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
-степень осознанности, понимания изученного;
- знание основных понятий, дат, личностей.









Контролирующие элементы, заложенные в программе:

I. Хронологические знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Критерии оценивания
Оценка
Критерии

Оценка «5»
Оценка ставится, если ученик даёт развёрнутый ответ. Вывод характеризуется личностно обоснованной позицией. Ответ изложен литературным языком, без существенных нарушений. Ученик обнаруживает знание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике.

Оценка «4»
°ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий требованиям для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении ответа.


Оценка «3»
ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но:
- излагает материал неполно, допускает неточности,
2-3 существенные ошибки;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения;
- излагает материал не последовательно и допускает ошибки в звуковом оформлении

Оценка «2»
ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки, искажающие смысл. Ответ беспорядочный и неуверенный.

Оценка «1»

ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание материала

Критерии оценок за письменные работы:

Тесты
«5»
«4»
«3»
«2»

-100-95%
- 94-79%
- 78-60%
- 59-0%

Зачеты и контрольные
Работы


«5»
- ставится, если ученик даёт развёрнутый ответ, в котором выдерживается логика и последовательность. Ответ имеет свою личностную оценку, изложен грамотно, без существенных ошибок

«4»
- ставится за развёрнутый ответ с незначительными ошибками, ил с одной существенной. Допускаются стилистические недочёты.

«3»
ставится за ответ, содержащий сообщение основного материала при 2-3 существенных фактических ошибках

«2»
ставится, если учащиеся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предлагаемых на оценку «3».

«1»
ставится, если учащиеся не смог ответить на вопросы учителя, даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи.

Самостоятельная работа


«5»
- 100-95%


«4»
- 94-75%

«3»
- 74-50%


«2»
- менее 50%.























Учебно- тематическое планирование

№ п.п.
Название раздела
Количество часов
Из них контрольные

1
Вхождение Удмуртии в состав Российского государства
5
1

2
Социально-экономическое развитие края в XVI-XVII веках
7
1

3
Социально-экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века
5
1

4
Удмуртия в период промышленного строительства. Вторая половина XVIII века.
6
1

5
Культура и быт населения Удмуртии в XVI- второй половине XVIII века.
9
1

6
Итоговое обобщение
2



Всего
34
5










Календарно-тематическое планирование
по истории Удмуртии с древнейших времен до XIII века.


урока
Тема
урока
Кол-во
часов
Тип урока
Характеристика
Деятельности
учащихся
или виды
учебной
деятельности
Основные понятия
Планируемые
результаты
освоения
материала
Дом.
задание



Вхождение Удмуртии в состав Российского государства

1.
Удмурты в Вятский земле и казанском ханстве в XIII-XV вв.
1
Изучение нового материала
беседа
Южные удмурты в составе Казанского ханства. Вятская земля в XIV-XV веках.
Выделять особенности развития южных удмуртов составе Казанского ханства, и особенности развития северных удмуртов в составе Вятской земли.
§1 вопросы

2
Присоединение Вятской земли и северных удмуртов к России.
1
комбинированный
Работа по карте, беседа.
Вятская земля. Василий II. Московское княжество. Иван III, Василий III. Северные удмурты.
Причины, ход и итоги присоединения Северных удмуртов к Московскому княжеству.
§2 вопросы

3
Взаимоотношения Москвы и Казани
1
комбинированный

Противостояние Москвы и Казани. Завоевание Казанского ханства. Взятие Казани. Арские князья. Южные удмурты.
Выделять причины ход и итоги противостояния Москвы и Казани.
§3 вопросы

4
Восстания народов Поволжья 1552-1584 годах.
1
комбинированный

Структура управления. Восстания и их подавление. Последствия восстаний
Знать особенности структуры управления в Поволжье в XVI веке. Выделять причины восстаний, ход и последствия.
§ 4 вопросы


5
Контрольная работа по теме «Вхождение Удмуртии в состав Российского государства »
1
Урок проверки знаний и умений





Обобщение и систематизация изученного учебного материала
§ 1-4, выводы к главе, повторение.







Социально- экономическое развитие нашего края в XVI-XVII веках.


6
Население нашего края
1
Изучение нового материала

Расселение северных и южных удмуртов. Система управления краем.
Выделять особенности расселения северных и южных удмуртов. Характеризовать систему управления краем.
§5 вопросы


7

Сословные группы крестьянства
1
комбинированный

Дворцовые землевладения и крестьяне. Виды землевладений. Помещичье землевладение. Церковное землевладение.
Знать виды землевладений. Называть их особенности и различия.
§ 6 вопросы

8
Развитие сельского хозяйства и промыслов
1
комбинированный

Земледелие. Животноводство. Промыслы. Пчеловодство. Рыболовство.
Характеризовать развитие сельского хозяйства. Выделять роль в экономике промыслов. Выделять основные виды промыслов.
§ 7 вопросы

9
Развитие ремесла и торговли
1
комбинированный

Ремесло. Развитие торговли
Выделять характерные черты развития ремесла и торговли.
§ 8 вопросы




10
Налоги и повинности крестьян
1
комбинированный

Подати и повинности в Вятском уезде.
Подати и повинности в Казанском уезде. Злоупотребления властей
Знать основные виды податей с существовавших в Вятском уезде и в Казанском уезде. Выделять схожие и различные черты.
§9 вопросы

11
Выступления крестьян в XVII веке.
1
комбинированный

Восстания крестьян, причины, ход и последствия.
Знать причины, ход, и итоги восстаний крестьян.
§10 вопросы

12
Контрольная работа по теме
«Социально- экономическое развитие нашего края в XVI-XVII веках.»
1
Обобщения и систематизации


Обобщение и систематизация изученного учебного материала
§5-10, выводы к главе, повторение


Социально- экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века


13
Изменения управления краем при Петре I
1
Изучения нового материала

Административные реформы. Ревизии населения.
Выделять причины административных реформ, знать ход и итог проведенных реформ.
§11 вопросы

14
Налоги и повинности населения нашего края в эпоху Петра I
1
комбинированный

Подушная подать. Рекрутчина. Новые налоги и поборы. Работные люди.
Знать и характеризовать изменения, произошедшие в социальной сфере в эпоху Петра I.
§12 вопросы

15
Развитие хозяйства
1
комбинированный

Земледелие. Огородничество. Животноводство. Промыслы
Характеризовать особенности развития земледелия, огородничества, животноводства и промыслов. Выделять роль их роль в жизни удмуртского населения.
§13 вопросы

16
Крестьянство Удмуртии в XVIII веке.
1
комбинированный

Крестьянская торговля. Ярмарки, торжки, базары.
Выделять характерные особенности развития товарно- денежных отношений.
§14 вопросы

17
Контрольная работа по теме
«Социально- экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века»
1
Урок проверки знаний и умений


Обобщение и систематизация изученного материала.
§11-14 вопросы, выводы к главе, повторение.

Удмуртия в период промышленного строительства. Вторая половина XVIII века.


18
Формирование крупной промышленности
1
Изучения нового материала.

Медеплавильные заводы. Чугуноплавильные и железоделательные заводы.
Доменная печь. Крица. Чугун. Камские заводы. Легкая промышленность.
Выделять причины формирования на территории Удмуртии крупной промышленности. Характер функционирования и развития заводов. Развитие легкой промышленности.
§15 вопросы





19
Уложенная комиссия
1
комбинированный

Уложенная комиссия.
Причины введения уложенной комиссии. Итоги.
§16 вопросы

20
Социальная и национальная политика самодержавия
1
комбинированный

Христианизация нерусского населения.

§17 вопросы

21
Крестьянская борьба. Участие крестьян в восстании под предводительством Е.И. Пугачева
1
комбинированный

Борьба крестьян против крепостничества. Восстание Е. И Пугачева
Выделять причины, ход и последствия крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева.
§ 18 вопросы

22
Губернская реформа 1775г.
1
комбинированный

Губернская реформа. Население. Города и городское население.
Причины, ход и итоги проведенной губернской реформы.
§19 вопросы





23
Контрольная работа по теме
«Социально- экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века
1
Урок проверки знаний и умений


Обобщение и систематизация изученного материала
§15- 19, выводы к главе, повторение.


Культура и быт населения Удмуртии в XVI- второй половины XVIII века.

24
Народное экологическое сознание
1
Изучение нового материала

Отношение к природе. Народная агрономия. Комплексное хозяйство.
Выделять особенности отношения местного населения к природе. Выделять приемы в агрономии применяемые удмуртами.
§20 вопросы

25
Народные знания и умения
1
комбинированный

Народная метрология. Народная медицина. Становление профессиональной медицины
Характеризовать признаки народной метрологии. Выделять причины широкого развития народной медицины. Знать специфику развития профессиональной медицины.
§21 вопросы

26
Народное творчество и искусство
1
комбинированный

Народное искусство. Устно-поэтическое творчество. Исторические предания. Народный эпос.
Знать особенности устного народного творчества, выделять закономерности и особенности развития.
§22 вопросы

27
Язычество и христианство
1
комбинированный

Языческие боги удмуртов. Аграрные культы. Христианство и языческая религия.
Выделять и характеризовать основных божеств удмуртского населения. Взаимоотношения язычества и христианства.
§23 вопросы

28
Народное образование
1
комбинированный

Создание удмуртской письменности. Народное образование.
Основные признаки удмуртской письменности. Особенности развития народного образования.
§24 вопросы

29
Развитие научных знаний по истории и этнографии края
1
комбинированный

Первые исследователи удмуртского края. Особенности истории национальных и социальных отношений населения нашего края. Физическая экспедиция.
Называть первых исследователей, их вклад в изучение нашего края. Выделять особенности истории национальных и социальных отношений нашего края.
§25 вопросы








30
Быт населения
1
комбинированный

Домостроительство. Убранство избы. Одежда.
Характерные черты процесса домостроительства. Особенности быта и одежды удмуртов.
§26 вопросы

31
Развитие общины и семьи в XVII-XVIII веках.
1
комбинированный

Организация деятельности общин долей и общин сотен. Внутренняя жизнь общины- деревни. Семейный уклад.
Знать основные свойства удмуртской общины и семейных взаимоотношений.
§27 вопросы

32
Обобщение по теме
«Культура и быт населения Удмуртии в XVI- второй половины XVIII века».
1
Урок проверки знаний и умений


Обобщение и систематизация изученного материала.
§20-27, выводы к главе, повторение.


Итоговое обобщение

33-34
Итоговое обобщение
2
Обобщения и систематизации


Обобщение и систематизация изученного материала.












Заголовок 215