Эссе на тему Одаренность норма или патология

Одаренность - норма или патология?
Эссе

Для того чтобы однозначным образом и в полной мере аргументировано сформулировать ответ, на вопрос, вынесенный в заглавие эссе, следует, с моей точки зрения, рассмотреть соответствующий категориально – понятийный аппарат: что есть норма и что есть одаренность?
Норма - есть некоторый эталон, стандарт, который принят в рамках данного социума в целях оценки тех или иных с субъектов.
Норма - это некоторый некоторая область показателей (некоторый ограниченный теми или иными границами диапазон уровней характеристик личности (индивида, организма)), которые являются свойственными (характерными, типичными) для подавляющего большинства представителей данного общества.
Патология – отклонение от нормы.
Таким образом, очевидно: норма и патология - понятия диаметрально противоположные, однако непосредственным образом связанные между собой.
Основываясь на всем, сказанном выше, возьму на себя смелость сформулировать следующее: с моей точки зрения, одаренность - это больше патология, нежели чем норма.
Одаренность – это наличие у индивида некоторого круга способностей, талантов, которые позволяют - в случае их эффективной реализации - достичь в той или иной сфере существенных (невозможных для тех, кто одаренностью не обладает) талантов.
Вместе с тем одаренность может быть патологически значимым для личности фактором.
Приведу некоторый пример: фильм Барри Левинсона «Человек дождя». Герой, которого блистательно исполнил Дастин Хоффман – Рэймонд - страдает аутизмом: он отрешен от мира, погружен в себя.
Рэймонд обладает феноменальной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и способен производить в уме сложнейшие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Он потрясающе одарен: память, математические способности.
Но в то же время по умственному развитию герой де-факто почти ребёнок и живёт в своём внутреннем мире, опирающемся на строгое расписание и привычки.
Герой живет, погруженный в некоторую «виртуальную реальность», которая фактически полностью заменила ему реальность; в этом придуманном мире Бену комфортно, он чувствует себя уверенным в своих силах, чувствует себя защищенным, находящимся в безопасности.
Важно отметить, что Бен развит интеллектуально, но обладает некоторым специфическим видением мира – это картинка, которая схожа с мозаикой, которую герой никак не может сложить до конца.
Отношение окружающих к герою и его патологии?
Общество неоднозначно относится к Бену: он стал жертвой издевательств и насмешек со стороны одноклассников, которые не понимают трудностей героя, ведь внешне он мало чем отличается от своих сверстников.
Однако, что гораздо ценнее, ближнее окружение Бена, его семья, главным образом, мама, трепетно, чутко и с пониманием относятся в «необычности» ребенка.
Именно родные пришли на помощь Бену в осуществлении инсценировки самоубийства.
Одаренность - это всегда патология; это всегда фактор, который «дифференцирует» человека, одаренного ото всех прочих.
Одаренность – это и благо, и зло, и существенная ответственность: «зарывать свой талант в землю» - никак нельзя.
Список литературы
Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции.- Спб., 2013.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15