Урок «Социальная стратификация и мобильность»




Конспект урока: «Социальная стратификация и мобильность»

Тип урока: изучения нового материала
Вид урока: лекция с элементами беседы

Цели урока:
образовательная: ознакомить студентов с некоторыми понятиями и положением социологии как систематизированной области знаний: класс, страта, социальная структура, социальная мобильность и ее каналы; выявить со студентами наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
развивающая: развить умения характеризовать основные элементы социальной структуры общества; сопоставлять классовый и стратификационный подходы к анализу общества; интерпретировать противоречивость социальных процессов; оперировать терминами и полученными знаниями при изучении материала; сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию;
воспитательная: помочь осознать студентам свою собственную социальную позицию.
.
Методы и приёмы:
элементы проблемного обучения,
беседа с элементами дискуссии,
исследовательская работа с документами, анализ документов,
использование информационной технологии.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
социальная стратификация и социальная мобильность
классы,
страты,
рабство,
сословия,
каналы социальной мобильности,
маргиналы.
Оборудование урока:
раздаточный материал в виде фрагмента текста,
презентация, выполненная в программе Power Point,
компютьер,
мультимедийное оборудование.
План урока:
1.Организационый момент( 2 мин).
2.Актуализация знаний( 3 мин).
2.Постановка проблемы (5 мин), (проблемный метод, дискуссия)
5.Сообщение новой темы, цели и плана урока - ( 2 мин)
6. Изучение нового материала - ( 40 мин), ( беседа, проблемный метод, исследовательская работа, анализ документов)
7. Закрепление нового материала - (20 мин), ( информационные технологии)
Выполнение заданий:
Разминка,
« Встречают по одёжке»,
Задание на определение титулов,
Просмотр фрагмента мультфильма «Чиполлино»,
« Старые песни о главном»,
Решение задачи.
8. Подведение итогов работы на урока. Рефлексия (5мин).
9. Домашнее задание(5 мин).
Урок проводится преподавателем дисциплины: « Обществознание» Козловой В.В. с группой в 45 кабинете

Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте! Проверим готовность студентов к уроку, все присутствуют?
2.Актуализация знаний. На прошлом занятии мы с вами начали изучать общество и рассмотрели основные типы общества, рассмотрели несколько классификаций общества и в частности, рассмотрели формационный и цивилизованный подходы изучения общества. Сегодня мы с вами продолжим изучение структуры общества.
3.Постановка проблемы.
1 слайды презентации.
«Свобода, равенство, братство!” Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Французский маркиз всем отличался от французского крестьянина: правами, обязанностями, образом жизни. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.
4.Изучение нового материала.
Сообщить тему цели и план урока.
План урока:
1.Сущность социальной стратификации.
2.Сущность социальной мобильности.
3.Исторические типы стратификации.
Слайд презентации

На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.
Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.
В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.
1.Сущность социальной стратификации.

Само слово “стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere. Стратификация – stratum (лат.) – слой fasere (лат.) – делать, что в переводе на русский означает – расслоение общества. Термин “стратификация” пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.
Слайд презентации.
Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные группы – среднюю, а бедняки – низшую. Верхняя ступенька – высший класс, средняя ступенька – средний класс, а на низшей ступеньке – низший класс. Так сформировалось представление о трех классах общества. Но ведь есть еще и рабочий класс. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение. Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса. Статус – положение и место человека в обществе. Статус выступает обобщенным показателем стратификации.
Высший класс представляет социальная элита - относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества.
Средний класс занимает в современных обществах особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе.
Рабочий класс развитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйственных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие.
Низший класс, если не делить его на подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности.
Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. от лат. margo край.


Сущность социальной мобильности
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Слайд презентации
Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.
Социальная мобильность - это изменение положения индивида в стратификационной системе. Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.
Слайд презентации
1.Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую. По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности. Вертикальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. (Молодая женщина начинает работать низкооплачиваемой секретаршей, а затем достигает должности директора фирмы). Переход к более низкому социальному статусу - нисходящей социальной мобильностью. (Банкротство директора крупной фирмы, который после этого вынужден стать страховым агентом). Горизонтальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. (Смена профессии на равную по престижу).
Каналами индивидуальной социальной мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак
2. Групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации (Например, в СССР, чтобы осуществить социальную карьеру нужно было вступить в КПСС, а в современной России нужно разбогатеть, чтобы получить необходимые стартовые возможности для повышения своего статуса).
Исторические типы стратификации
Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.
Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой одни люди буквально принадлежат другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в различных обществах. В Соединенных Штатах, Южной Америке и Вест-Индии в XVIII – XIX вв. рабы использовались почти исключительно как рабочие плантаций и домашние слуги. В классических Афинах, рабы исключались из политической и военной жизни, но были заняты выполнением других обязанностей. Одни занимались литературным творчеством, другие – квалифицированным ремесленным трудом, третьи – помогали воспитывать детей. В Риме, где правящие группы имели невысокое мнение о торговле, рабы иногда становились очень богатыми благодаря их деловой активности, а некоторые богатые рабы имели даже своих рабов. В Древнем Риме в самом низу социальной лестницы находились те, кто работал на плантациях или рудниках. Обращались с ними жестоко. Рабство часто вызывало сопротивление и борьбу против тех, кому было подвластно. История заполнена восстаниями рабов, причем иногда они добивались коллективного освобождения от своих хозяев.
Слайда презентации

На смену рабству пришли касты, которые связывают чаще всего с культурой Индии. Термин “каста” не индийского происхождения, а португальского, означает род, “чистый род” – т. е. наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств, но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырех сословий варн в процессе складывания этнических общностей из родоплеменных групп и формирования феодальной сословно-классовой структуры. Для 2-й касты в научной литературе принято индийское название кшатрии, для 3-й – вайшии.
Всю жизнь человек оставался в той касте, в которой родился. Особенно тяжелым и унизительным было положение неприкасаемых, не входивших ни в одну из основных каст. В наши дни в Индии деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях многие крестьяне не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони.
Следующей формой стратификации являются сословия. Сословия были частью европейского феодализма и представляли собой большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Первым сословием считалось духовенство. На него возлагалась обязанность молиться, "заступаться перед богом" за грешников. Все феодалы, кроме церковных, составляли второе сословие – дворянство. Обязанность дворян состояла в том, чтобы воевать, защищать короля и его подданных от врагов. Духовенство и дворянство имели ряд привилегий, т.е. прав, которые принадлежали только им. К так называемому "третьему сословию" относились слуги, свободные крестьяне, богатые горожане, торговцы, ремесленники, художники.
Слайд презентации
Проблемный вопрос: А в России сословия были? Какие?
Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс – главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие “класс” появилось в XVIII веке.
Класс, классификация группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. Классы «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).
Общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице, называют открытым. Если же переход из одной страты в другую запрещен, то общество – закрытое.


Социально-классовая структура современных обществ
Слайды презентации
Анализ документов № 1 и №2.
1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”
“истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов” / Работа вышла в свет в 1848г /
2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”
“Классы – это большие группы людей, которые различаются:
по месту в исторически определенной системе общественного производства;
по отношению к средствам производства;
по роли в общественной организации труда;
а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают” / Работа была написана В.И.Лениным в 1919/
Вопросы к документам:
Что объединяет эти документы?
Выделите понятия, содержащиеся в документах.
На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?
Работа над определением “страта” и анализ документа № 3
Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий “с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”
Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.
Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%
Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.
Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%
Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.
Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.
Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.


Закрепление нового материала:
Слайды презентации
1.Разминка:
Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления?
Браки между представителями разных классов возможны?
А переход из одного класса в другой?
Назовите высшие сословия феодального общества?
Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину?
Демонстрация фрагмента мультфильма «Кот в сапогах»
Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение службы на гражданскую и военную. Назовите этот документ.
Стабильность обществу придает средний или высший класс?
Как называлась официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их?
Что появилось раньше сословия или касты?
Какое сословие в дореволюционной России объединялось в гильдии?

2.« Встречают по одёжке»
У каждого класса свой стиль одежды в соответствии со статусом. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов.
Слайды презентации



3.Определите титул следующих известных в России политических фигур.
А. Суворов _______________ А. Невский _______________
Александр I _______________ М. Кутузов _______________
И. Грозный _______________ Я Мудрый _______________
Л. Толстой _______________
4.Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма “Чиполлино”.
Как в сказке показана стратификация общества?


Слайды презентации
5.Старые песни” о социальном.
Знаю милый, знаю, что с тобой. Потерял себя ты, потерял. Ты покинул берег свой родной, А к другому, так и не пристал.
Какие социальные группы, “потеряв свой берег”, так и не могут пристать к другому?
Я начал жизнь в трущобах городских, И добрых слов я не слыхал. Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал. О, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.
Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?
По диким степям Забайкалья, Где золото моют в горах, Бродяга, судьбу проклиная, Плетется с сумой на плечах.
Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает.
6.Решение задачи Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть, и верхушка (элита).
Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.
Подведение итогов урока.
Самооценка студентами своей работы на уроке.
Рефлексия:
Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что
Какой этап урока понравился и почему?
На каком этапе было труднее всего работать и почему?
Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?
Домашнее задание. Составить американский и российский варианты социальной стратификации.



15