Пояснительная записка программы по литературе 9 класс (по Курдюмовой)

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5 -11 классов (автор: Т.Ф. Курдюмова), примерной программы основного общего образования по литературе, с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089).
Школьным учебным планом отводится 102 часа для обязательного изучения литературы в 9 классе, из расчета 3 учебных часа в неделю. Данная программа рассчитана на 102 часа (3 ч/н).
Обучение ведется по учебнику: «Литература. 9 класс в 2 ч./ Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьин, Е.Н. Колокольцев под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011г.
Нормативными документами к реализации рабочей программы и организации образовательного процесса являются:
Приказ МО РФ от 05.03.04 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки Новосибирской области № 1573 от 01.07.2014 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2015 учебный год»;
Приказ МОиН РФ от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993;
Устав (постановление главы Барабинского района от 26.06.2014 г. №957);
Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования ОУ (приказ директора от 04.09.2013 г. №130/2).
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи обучения:

· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.


Данная рабочая программа предполагает следующие виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.

Учебно-тематический план

Раздел
Количество часов

1
Введение
1

2
Литература эпохи Средневековья
1

3
Древнерусская литература
5

4
Литература эпохи Возрождения
1

5
Литература XVIII века
12

6
Литература XIX века
53

7
Русская литература 20 века
29

Итого: 102 часа




Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.


Учебное и учебно-методическое обеспечение
Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьин, Е.Н. Колокольцев под ред. Т.Ф.Курдюмовой. Литература. 9 класс в 2 ч./– М.: Дрофа, 2011г.
Т.Ф. Курдюмова . Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5 -11 классов. М.: Дрофа, 2010г.
Примерная программа основного общего образования по литературе.
Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004



15