Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности ФГОС основного общего образования


Управление образования администрации муниципального района «Прилузский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Чёрныш
Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом директора школы
№ 183 от 01.09.2016 г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности ФГОС основного общего образования
Срок реализации программы – 4 года
Составитель Сердитов Александр Валериевич, преподаватель-организатор ОБЖ
Чёрныш, 2016 год
Планируемые результаты освоения программы Основы комплексной безопасности
Выпускник научится:
классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природно- го и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуа- ций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и по- следствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окру- жающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха- рактера;
выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры без- опасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожар- ной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пеше- хода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах про- живания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспе- чению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по прави- лам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Фе- дерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения нацио- нальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на нацио- нальную безопасность Российской Федерации;
прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внеш- них и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Выпускник научится:
характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Рос- сийской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяс- нять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимо- связь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха- рактера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подси- стем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для за- щиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха- рактера;
характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложен- ные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать ос- новные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и воен- ного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают не- медленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населе- ния от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию совре- менных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты насе- ления от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эваку- ации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах пора- жения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно- спасательных работах в очагах поражения;
описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в те- атре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по за- щите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и воен- ного времени;
подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обо- роны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военно- го времени»;
обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры без- опасно- сти жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе про- живания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации Выпускник научится:
негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельно- сти;
характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодей- ствию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, при- нимаемых в РФ по противодействию терроризму;
воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формирова- нию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодей- ствии идеологии терроризма и экстремизма;
характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористи- ческой и экстремистской деятельности;
моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в терро- ристическую деятельность;
формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстре- мизму и терроризму;
использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодатель- стве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым ви- дам экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивиду- альную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совер- шенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, со- блюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления лич- ного здоровья;
классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характери- зовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние по- ловые связи и др.), и их возможные последствия;
систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здо- ровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обла- дать молодые люди, решившие вступить в брак;
анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; опи- сывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Феде- ра- ции; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспе- чения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Выпускник научится:
характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не бу- дет своевременно оказана первая помощь;
характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населе- ния в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выпол- нять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых пораже- ний.
Выпускник получит возможность научиться:
готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Содержание учебного предмета 5 класс
Основы безопасности личности, общества и государства Личная безопасность в повседневной жизни
Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное элек- тричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в опасных ситу- ациях.
Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы помощи: полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, комму- нальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности. Государственные, муни- ципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Характеристика городского и сельского жилища. Особенности жизнеобеспечения современного дома, квартиры (водо- снабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.
Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует де- лать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в много- квартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать, ес- ли в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Затопление квартиры. Причины затопления и его возможные последствия. Меры по предотвращению затопления. Правила поведения при затоплении жилища.
Электричество. Основные виды электрических и электронных приборов, используе- мых в быту. Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвраще- нию поражения электрическим током.
Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по предот- вращению отравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Прави- ла безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила без- опасности при употреблении лекарств и пользовании медицинскими приборами; послед- ствия их нарушения. Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры профилакти- ки. Действия при первых признаках отравления.
Взрыв и обрушение дома. Причины и последствия взрыва. Правила безопасного по- ведения в случае взрыва в квартире.
Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Что делать, если в квар- тире захлопнулась дверь, сломался замок. Правила безопасного поведения в случае потери ключей.
Опасность толпы. Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе. Как обезопасить себя при возможности попадания в толпу.
Собака бывает кусачей. Правила безопасного поведения при встрече с собакой (на улице, в подъезде). Как действовать при нападении собаки и в случае укуса.
Безопасность на дорогах и на транспорте
Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно- транспортных происшествий. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пасса- жиры, водители. Дорога и ее составные части. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности на дороге.
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила безопасного поведения пассажиров городского общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), лег- кового автомобиля, мотоцикла.
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Особенности видов го- родского общественного транспорта и характеристика основных типов аварийных ситуа- ций на них. Правила безопасного поведения в автобусе (в случае аварии), троллейбусе и трамвае (при нахождении под током). Зоны опасности в метрополитене, их характеристи- ка. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Правила безопасного пове- дения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, паде- нии на пути и т. п.). Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время по- ездки, при неизбежном столкновении.
Железнодорожный транспорт. Характеристика железнодорожного транспорта. Опасные зоны железнодорожного транспорта. Правила поведения на железнодорожном транспорте (во время ожидания и движения поезда). Правила безопасного поведения пас- сажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде.
Авиационный транспорт. Характеристика авиационного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.
Морской и речной транспорт. Характеристика водного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила эвакуации с судна. Индивидуальные и групповые средства спасе- ния на водном транспорте. Правила посадки на спасательное средство (шлюпку, надувной плот). Правила пользования спасательным жилетом. Что делать, если человек упал за борт судна.
Опасные ситуации социального характера
Психологические основы самозащиты. Язык жестов, уверенность и спокойствие как способ самозащиты. Настрой на самозащиту. Действия в опасных ситуациях: что нужно делать, а чего не следует.
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде. Меры по по- вышению безопасности жилища. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенной ситуации в доме (квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть (взломать); когда вы вернулись домой, дверь открыта. Подъезд и лифт как зоны кримино- генной опасности; способы ее избежать. Правила безопасного поведения в случае нападе- ния в подъезде или лифте.
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. Общие сведения о зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глу- хие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Безопасное поведе- ние с незнакомыми взрослыми и подростками. Меры предосторожности.
Как избежать опасных домогательств. Что считается домогательством. Правила безопасного поведения во избежание домогательств. Как вести себя, если что-либо подоб- ное произошло. Кто может помочь в такой ситуации (родители, служба психологической помощи и т. п.).
Правила поведения при захвате в заложники. Понятие о заложнике. Возможные места и причины (террористическая акция, выкуп) захвата. Меры по предотвращению за-
хвата в заложники. Правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью вы- купа. Правила поведения при захвате в транспортном средстве или месте массового пре- бывания людей.
Загрязнение среды обитания
Современная экологическая ситуация в мире (уничтожение лесов, загрязнение воды, разрушение озонового слоя). Почему важно охранять природу.
Загрязнение воды. Роль воды на Земле (в природе, промышленности, быту). Не- оправданный расход воды. Причины и последствия загрязнения воды. Способы очистки воды в домашних условиях.
Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха. Причины и послед- ствия загрязнения воздуха (кислотные дожди, потеря здоровья). Меры по улучшению эко- логической обстановки в городе. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.
Загрязнение почвы. Понятие об опустынивании. Причины и последствия опустыни- вания. Накопление в почве вредных веществ.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Фильтрующие противогазы. Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Модели гражданских противогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части противога- за. Определение размера противогаза и подготовка его к эксплуатации. Положения проти- вогаза («походное», «наготове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила поль- зования противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие).
Оказание первой помощи и здоровый образ жизни Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Виды ранений, их причины и первая помощь. Причины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах ран.
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное, капиллярное).
Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки крово- течения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения максималь- ным сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.
Основы здорового образа жизни
Движение и здоровье. Благоприятное воздействие движения на организм человека. Развитие опорно-двигательного аппарата. Негативное воздействие недостатка и избытка движения на здоровье человека.
Нарушения осанки и причины их возникновения. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки.
Телевизор и компьютер — друзья или враги? Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач. Меры по предотвращению негативных последствий при работе на персональном компьютере.
Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Развитие человеческого орга- низма. Характеристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Интенсивное развитие в период полового созревания (работа сальных и потовых желез).
Физическое и нравственное взросление человека. Почему важно заботиться о здо- ровье в подростковом возрасте. Состояние влюбленности; в чем она может проявляться. Как реагировать на ее проявления.
класс
Основы безопасности личности, общества и государства
Экстремальные ситуации в природных условиях
Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Понятие об опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе (смена климатогеографических условий, резкое изменение природных условий, требую- щие экстренной медицинской помощи заболевания или повреждения, вынужденное авто- номное существование) и их причины. Наиболее распространенные случаи вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на местности, отставание от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности. Понятие о выживании.
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Причины, влияющие на поведение человека, — факторы выживания. Группы факторов выживания: личностные, природные, материальные, постприродные. Понятие о стрессорах выживания. Различные стрессоры и способы их побороть.
Психологические основы выживания в природных условиях. Свойства человече- ской психики, помогающие выживать. Как развивать в себе полезные способности и чер- ты (внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, память и мышление, уста- новку на выживание). Как воспользоваться ими в условиях вынужденного автономного существования.
Страх — главный психологический враг. Страх и его негативное влияние на чело- века в опасной ситуации. Паника и оцепенение как опасные состояния. Способы побороть страх. Как работа над собой повышает шансы выжить в экстремальных ситуациях. Систе- матическое воспитание воли.
Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Основные способы избе- жать экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к походу: обеспечение безопасности, распределение обязанностей, продуктов и снаряжения, выбор маршрута. Правила безопасного поведения на природе: соблюдение дисциплины, передвижение группой, внимательность, бережное отношение к природе, соблюдение границ полигона, поиск и запоминание ориентиров.
Надежные одежда и обувь — важное условие безопасности. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и просушивание) в походе. Особенности подготовки к походу в зимнее время.
Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в случае аварии самолета или автомобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения двигаться к населенному пункту или оставаться на месте. Правила безопасного поведения: оборудование аварийного лаге- ря, назначение командира, распределение обязанностей, предотвращение конфликтов.
Действия при потере ориентировки. Основные правила поведения в случае, когда человек заблудился. Как вспомнить пройденный путь, оценить расстояние до источников звука и света, воспользоваться маркировкой маршрутов. Чего нельзя делать, если вы за- блудились. Определение направления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к населенному пункту в зимнее время по лыжне. Определение направления выхода при отставании в походе от группы.
Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование по местным при- знакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, располо- жению мхов и т. д. Движение по азимуту с использованием двух ориентиров,
Техника движения в природных условиях. Правила безопасного движения по скло- нам холмов и гор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности передвиже- ния в зимнее время: по снегу, руслам замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков.
Сооружение временного жилища, добывание и использование огня. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенно- сти укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в ненастную погоду и зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. Способы разжигания и сохранения огня.
Обеспечение питанием и водой. Чувство голода и обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.
Поиск и приготовление пищи. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мел- ких животных. Основные правила рыбалки.
Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Подготовка к лыжным по- ходам: тренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного поведения в водном походе. Подготовка к велосипедному походу, основные правила без- опасности.
Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения на зимних водоемах (при передвижении по льду). Правила безопасного поведения на во- доемах летом (при купании).
Сигналы бедствия. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки между- народной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме
Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме. Поня- тие о дальнем и международном туризме. Факторы, влияющие на его безопасность (забо- левания, травматизм, стихийные бедствия, политическая ситуация в стране пребывания и др.).
Акклиматизация в различных природно-климатических условиях. Факторы, вли- яющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Рекомендации по адаптации к смене часовых поясов и климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Коллективные и индивидуальные средства защиты. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Что запрещено при нахождении в убежище. Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза на исправный в условиях зараженного воздуха.
Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств. Правила безопасного поведения при захвате. Порядок действий во время операции по освобождению заложников.
Взрывы в местах массового скопления людей. Места массового скопления людей. Проявление бдительности как мера предотвращения терактов. Признаки установки
взрывного устройства. Правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва и после него.
Оказание первой помощи и здоровый образ жизни Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Средства оказания первой помощи. Аптечка первой помощи (походная). Комплек- тование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания первой помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи.
Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей. Укусы насеко- мых и их последствия для организма человека. Оказание первой помощи при укусах ядо- витого насекомого. Как уберечься от укуса клеща и вызываемого им энцефалита. Призна- ки укуса ядовитой змеей и правила оказания первой помощи укушенному. Меры предо- сторожности от укусов ядовитых змей.
Первая помощь про ожогах. Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая помощь при ожогах кожи. Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем.
Тепловой и солнечный удар. Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теп- лового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры предупреждения их наступления.
Обморожения и общее охлаждение организма. Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморо- жении.
Беда на воде. Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой по- мощи при утоплении.
Закрытые травмы. Понятие о травме. Виды закрытых травм (ушиб, растяжение, раз- рыв, вывих, перелом, сдавление). Причины, вызывающие каждый вид травмы, признаки травм и оказание первой помощи.
Способы переноски пострадавших. Способы переноски (на шесте, носилках, в рюк- заке и др.). Изготовление переносных приспособлений.
Основы здорового образа жизни
Правильное питание — основа здорового образа жизни. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Калорийность продуктов питания. Суточная потребность человека в калориях. Соотношение расхода энергии к потребляемым калори- ям, избыток и недостаток их в рационе. Сбалансированное питание.
Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Белки, жиры и углеводы, их функция и содержащие их продукты. Витамины и их роль в развитии человека. Основ- ные источники витаминов и минеральных веществ. Потребность подростка в воде.
Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию. Ре- жим питания. Важность соблюдения культуры питания и основные правила этикета.
Особенности подросткового возраста. Развитие и изменение организма в подростко- вом возрасте. Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с родителями.
класс
Основы безопасности личности, общества и государства
Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация.
Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации
природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Опасные природные явления, характерные для нашей страны.
Землетрясения
Из истории землетрясений.
Происхождение и классификация землетрясений. Понятие о землетрясении. Сей- смические пояса и сейсмически активные районы. Понятие об очаге и эпицентре земле- трясения. Причины возникновения землетрясений и их последствия. Классификация зем- летрясений по происхождению. Отслеживание землетрясений с помощью сейсмографа.
Оценка землетрясений, их последствия и меры по уменьшению потерь. Понятие о магнитуде и интенсивности землетрясений. Оценка землетрясений по шкале Рихтера и шкале Меркали. Типичные проявления землетрясений и уровень разрушений при различ- ных величинах магнитуды и интенсивности. Типичные последствия землетрясений, их характеристика. Меры по снижению ущерба от землетрясений.
Правила безопасного поведения при землетрясениях. Основные причины несчаст- ных случаев при землетрясениях. Меры по предотвращению повреждений или уменьше- нию их тяжести. Признаки приближающегося землетрясения. Действия при заблаговре- менном оповещении о землетрясении, во время него и после: на улице, в школе, в доме (квартире). Правила безопасного поведения в случае попадания в завал.
Вулканы
Из истории извержений вулканов.
Общее понятие о вулканах. Понятие о вулкане. Сейсмоактивные пояса. Процесс из- вержения вулкана. Строение вулкана. Понятие о магме, гейзере, фумароле. Различные состояния лавы при извержении. Палящие тучи.
Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов. Опасные явления, связан- ные с извержениями вулканов. Признаки приближающегося извержения. Способы уменьшения опасного воздействия лавовых потоков. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана и во время него.
Оползни, сели, обвалы и снежные лавины
Общее условие возникновения оползней, селей, обвалов и лавин. Зоны повышенной опасности на территории России.
Оползни. Из истории оползней. Понятие об оползне. Природные и антропогенные факторы, влияющие на образование оползней. Классификация оползней по масштабу, ме- сту образования и мощности. Причины образования оползней.
Сели (селевые потоки). Из истории селей. Понятие о селе. Причины образования се- лей, их характерные особенности и места возникновения. Классификация селей по составу селеобразующих пород, мощности и высоте истоков. Теплая и холодная зона селеопасных горных районов на территории России.
Обвалы. Из истории обвалов. Понятие об обвале. Причины, вызывающие обвалы. Классификация обвалов по мощности и масштабу. Разновидности обвалов и их характе- ристика.
Снежные лавины. Из истории лавин. Понятие о лавине. Характерные особенности лавин, места и причины их возникновения. Помощь поисковых собак в обнаружении за- сыпанных снегом людей.
Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Основные поражающие факторы оползней, селей, обвалов и лавин, наносимый ими ущерб. Меры по предупре- ждению этих явлений и снижению потерь от них. Правила безопасности для населения, проживающего в опасных районах.
Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и ла- вин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины и во время него. Действия, способствующие безопасному выходу из зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи
Из истории ураганов, бурь, смерчей.
Происхождение ураганов, бурь и смерчей. Шкала Бофорта и измерение скорости воздушных масс. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения. Понятие о циклонах и их характеристика. Области зарождения тропических циклонов.
Классификация ураганов, бурь и смерчей. Понятие об урагане. Классификация ура- ганов по скорости ветра. Происхождение ураганов и причиняемые ими разрушения. Поня- тие о буре. Классификация бурь в зависимости от окраски и состава частиц и скорости ветра. Понятие о смерче. Классификация смерчей по происхождению, строению, времени действия и охвату пространства.
Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражающие факторы ураганов, бурь и смерчей и наносимый ими ущерб. Меры по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей.
Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Действия при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Под- ходящие укрытия. Правила безопасного поведения во время урагана, бури, смерча и после них.
Наводнения
Из истории наводнений.
Виды наводнений. Классификация наводнений по масштабу, повторяемости и нано- симому ущербу. Виды наводнений по причинам возникновения и их характеристика.
Последствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них. Основные пора- жающие факторы наводнений и наносимый ими ущерб. Радикальные средства защиты и оперативные предупредительные меры по снижению потерь от наводнений.
Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. Правила без- опасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении. Действия в случае внезапного наводнения и правила самоэвакуации. Правила безопасного поведения после наводнения.
Цунами
Из истории цунами.
Причины и классификация цунами. Понятие о цунами. Классификация цунами по причинам возникновения и интенсивности.
Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражаю- щие факторы цунами и последствия их воздействия. Предупредительные меры по сниже- нию потерь среди населения. Признаки приближения цунами. Меры по уменьшению ущерба от цунами.
Правила безопасного поведения при цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами. Рекомендуемые и запрещенные действия в слу- чае внезапного прихода цунами. Действия при попадании в волну цунами.
Природные пожары
Из истории лесных пожаров.
Причины природных пожаров и их классификация. Понятие о лесном пожаре. Ос- новные причины возникновения лесных пожаров. Классификация лесных пожаров по площади. Виды пожаров по характеру распространения и силе, их характеристика.
Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение. Основные пора- жающие факторы природных пожаров и последствия их воздействия. Способы тушения природных пожаров. Меры по предупреждению природных пожаров. Запрещенные дей- ствия в лесу в пожароопасный сезон.
Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожара и при его тушении. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара или около нее. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.
Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений Из истории инфекционных заболеваний.
Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Понятие об эпидемии, эпизоотии и эпифито- тии. Инфекционные заболевания, приводящие к массовому поражению людей, животных и растений.
Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Понятие о вакцинации. Наиболее важные меры предупреждения инфекционных болезней. Общие правила личной гигиены. Меры по защите сельскохозяйственных растений от инфекцион- ных заболеваний.
Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характе-
ра
Человек и стихия. Свойства мышления, необходимые для оценки чрезвычайной си-
туации. Повышение психологической подготовленности. Необходимые знания, позволя- ющие успешно противостоять стихийному бедствию.
Характер и темперамент. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их харак- теристика. Понятие о характере. Влияние темперамента и характера на действия в чрезвы- чайной ситуации.
Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии. Осо- бенности психологических процессов во время стихийных бедствий. Негативное влияние внезапного стихийного бедствия на психику неподготовленного человека. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи Наложение повязок и помощь при переломах
Правила наложения повязок. Разновидности повязок и их характеристика. Индиви- дуальный пакет первой помощи. Общие правила наложения повязок. Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности, грудь.
Первая помощь при переломах, переноска пострадавших. Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов, первая помощь при травме кости. Способы наложения шин. Принципы и способы транспортировки пострадавших. Порядок применения спосо- бов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома.
Основы здорового образа жизни Режим учебы и отдыха подростка
Режим — необходимое условие здорового образа жизни. Понятие о режиме. Фор- мирование навыков здорового образа жизни. Умственная и физическая работоспособ- ность. Утомление и переутомление, их причины, признаки и последствия для здоровья человека.
Профилактика переутомления и содержание режима дня. Понятия о режиме дня и бюджете времени. Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Активный отдых, сон и рациональное питание. Трудовая деятельность школьников. Основные принципы и со- держание режима дня подростков. Рекомендации по повышению эффективности самопод- готовки.
класс
Основы безопасности личности, общества и государства
Производственные аварии и катастрофы
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техно- генного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенно- го характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетиче- ских и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.).
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. По- нятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техноген- ного характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техно- генного характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычай- ных ситуаций.
Взрывы и пожары
Из истории катастроф.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные при- чины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских по- мещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибы- тия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Ос- новные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поража- ющие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основ- ные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного по- ведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температу- ры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила без-
опасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на чело- веке одежды.
Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ Из истории химических аварий.
Виды аварий на химически опасных объектах. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышлен- ных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм чело- века. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воз- действие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Причины хими- ческих аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие лю- дей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений. Организа- ция эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхо- да из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически опас- ными веществами.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ Из истории радиационных аварий.
Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на чело- века. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характери- стика. Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирую- щего излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различ- ных источников излучения.
Аварии на радиационно опасных объектах. Понятие о радиационно опасном объек- те. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их характеристика.
Последствия радиационных аварий. Специфические свойства радиоактивных ве- ществ. Понятие о периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды ра- диационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о радиочув- ствительности органов человека, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения.
Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.
Защита от радиационных аварий. Меры предосторожности, принимаемые прожи- вающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае поступле- ния сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, дей- ствия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защи- ты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания.
Гидродинамические аварии
Из истории гидродинамических аварий.
Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамиче- ской аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их харак- теристика. Классификация гидродинамически опасных объектов, основные причины ава- рий на них. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.
Чрезвычайные ситуации на транспорте Из истории транспортных аварий.
Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге.
Чрезвычайные ситуации экологического характера
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Антропогенные изме- нения в природе: преднамеренные преобразования и попутные изменения. Формы воздей- ствия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. По- нятие о токсичности. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Функции воздушной среды. За- висимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава атмо- сферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по улучшению ситуации.
Изменение состояния гидросферы (водной среды). Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества прес- ных природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния питьевой воды.
Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причи- ны сокращения сельскохозяйственных угодий. Причины опасного влияния почвы на здо- ровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким приме- нением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Классификация отходов и их влия- ние на загрязнение почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях. Основные факторы поражения людей при чрезвычайных ситуациях. Главная задача и основная цель первой помощи. Мероприя- тия первой помощи при массовых поражениях.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых ве- ществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, че- рез кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие пра- вила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными вещества- ми: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и общеядовитого дей- ствия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами быто- вой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрени- ями. Оказание первой помощи при первых признаках отравления минеральными удобре- ниями (при отравлении через органы пищеварения, дыхательные пути, глаза и кожу).
Основы здорового образа жизни
Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хоро- шей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Понятие о закаливании. Роль закаливания в профи- лактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.
Семья в современном обществе. Роль и задачи семьи в современном обществе. Со- здание семьи путем заключения брака. Понятие о законном браке. Права и обязанности супругов. Пути достижения взаимопонимания в семье.
класс
Основы безопасности личности, общества и государства
Современный комплекс проблем безопасности
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Структура законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Краткое содержание основных правовых актов.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Понятие о нацио- нальной безопасности и основные направления ее обеспечения. Угрозы в сфере военной, государственной и общественной безопасности. Меры по защите от этих угроз.
Международный терроризм как угроза национальной безопасности. Понятие о терроризме. Цели террористических организаций. Типы терроризма и их характеристика. Основные направления международного сотрудничества в сфере антитеррористической деятельности. Правовая основа антитеррористической деятельности в России.
Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании, ток- сикомании. Социальная опасность наркотизма. Правовая основа государственной полити- ки в сфере оборота наркотических и психотропных веществ.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны и защиты насе- ления. Силы гражданской обороны. Структуры, руководящие гражданской обороной.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрез- вычайных ситуаций (РСЧС)
Цели, задачи и структура РСЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и причины ее создания. Цели, задачи и структура РСЧС. Координационные органы РСЧС и их характеристика.
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. Режимы функционирования и основные мероприятия при их введении: в отсутствие чрезвычайной ситуации; при угрозе ее возникновения; при возникновении и ликвидации. Силы и средства РСЧС, их задачи и характеристика.
Международное гуманитарное право
Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм. Понятие о международном гуманитарном праве и сфера его примене- ния. Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права. Основные документы международного гуманитарного права. Действия, нарушающие нормы между- народного гуманитарного права, и ответственность за их совершение.
Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и ду- ховного персонала. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекруше- ние. Обеспечение защиты раненых и больных во время вооруженного конфликта. Основ- ные требования по защите раненых и больных из состава действующей армии и воору- женных сил на море. Защита медицинского и духовного персонала. Состав медицинских формирований и их эмблемы.
Защита военнопленных и гражданского населения. Понятие о комбатанте и воен- нопленном. Основные требования по защите военнопленных. Случаи применения защит- ных мер в отношении гражданского населения. Основные требования по защите лиц из числа гражданского населения, находящихся во власти противника. Особая защита жен- щин и детей.
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях
Защита от мошенников. Понятие о мошенничестве, обмане, злоупотреблении дове- рием. Распространенные способы мошенничества. Правила безопасного поведения, если вы подозреваете, что являетесь объектом мошенничества.
Безопасное поведение девушек. Понятие о преступлениях на сексуальной почве. Безопасное поведение девушек при столкновении с молодыми и взрослыми хулиганами, уголовниками и лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Правила поведения де- вушки в обществе мужчины: в незнакомом месте; при возникновении угрозы или опасно- сти насилия. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Наиболее уязви- мые части тела.
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Самооценка поведения. Признаки потенциальной жертвы. Уверенное и решительное поведение в криминогенных ситуациях. Тренировка уверенно- сти. Правила безопасного поведения при неизбежности конфликта. Поведение при столк- новении с хулиганами, похищении, попытке изнасилования.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи Профилактика травм в старшем школьном возрасте
Причины травматизма и пути их предотвращения. Понятие о травматизме. Основ- ные причины травматизма и виды травм в школьном возрасте. Меры по предотвращению различных видов травм.
Безопасное поведение дома и на улице. Правила безопасного поведения в быту, снижающие риск получения травм в домашних условиях. Меры по снижению опасности на воде. Защита от дорожно-транспортных происшествий. Что делать, если вы оказались свидетелем или участником ДТП.
Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом. Правила по- ведения на уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой степенью травматического риска. Профилактика травматизма на уроках физической культуры и на занятиях спортом. Безопасная одежда, обувь и защитное снаряжение.
Основы медицинских знаний
Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика. Понятие о ране. Виды ран. Понятие об антисептике и ее виды. Основные антисептические средства и порядок их применения. Понятие об асептике. Предупреждение инфицирования ран с помощью асеп- тических средств.
Травмы головы, позвоночника и спины. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника; первая помощь при них. Сотрясение головного мозга: признаки и симптомы; первая помощь. Признаки и симптомы поврежде- ния спины. Предупреждение повреждения спины и первая помощь при болях.
Экстренная реанимационная помощь. Понятие о клинической смерти и ее призна- ки. Основные правила определения признаков клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Подготовка пострадавшего к реанимации. По- нятие о прекардиальном ударе, непрямом массаже сердца, искусственной вентиляции лег- ких. Техника и последовательность действий при выполнении этих реанимационных ме- роприятий.
Основные неинфекционные заболевания. Характеристика наиболее распространен- ных и опасных неинфекционных заболеваний. Причины неинфекционных заболеваний и доступные меры их профилактики.
Основы здорового образа жизни Здоровье и здоровый образ жизни
Здоровье человека. Понятие о здоровье. Физическое, духовное, социальное здоровье. Характеристика групп здоровья детей и подростков. Взаимосвязь между индивидуальным и общественным здоровьем. Факторы, влияющие на здоровье.
Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и со- временные методы оздоровления. Понятие о здоровом образе жизни. Основные компо- ненты здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закали- вание, режим труда и отдыха; их характеристика. Теории оздоровления.
Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье. Понятие о внешней среде. Факторы риска во внешней среде и их влияние на организм человека. Понятие о внутренней среде организма. Роль внутрен- ней среды организма.
Личная гигиена
Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды. Понятие о гигиене и личной ги- гиене. Правила ухода за кожей. Основная функция одежды и гигиенические требования к ней.
Гигиена питания и воды. Важность питания в процессе нормальной жизнедеятель- ности организма. Группы продуктов питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека и подростка. Суточное распределение пищевого рациона. Гигиена питания. Функции, выполняемые водой в организме человека. Гигиена воды. Способы очистки воды.
Гигиена жилища и индивидуального строительства. Гигиена жилища. Микрокли- мат помещения. Нормы искусственной освещенности. Гигиена индивидуального строи- тельства.
Физиологические и психологические особенности организма подростка
Физиологическое и психологическое развитие подростков. Особенности физиоло- гического развития в период полового созревания. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Мероприятия, помогающие справиться с чувствами и эмоциями.
Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции. Понятие о влюбленности. Рекомендации по снятию стресса, вызванного безответной любовью. По- нятие о «ловушках влюбленности». Нежелательные мотивы вступления в сексуальные отношения.
Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Понятие о конфликте. Виды конфликтов и методы преодоления разногласий. Правила поведения в конфликтной ситуации. Управление чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации. Приемы управления чувствами и эмоциями.
Суицидальное поведение в подростковом возрасте. Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Признаки, указывающие на возможность суицида. Зависимость числа суицидов от возраста и пола. Суицид среди подростков и мо- лодежи. Причины и признаки эмоционального неблагополучия человека. Угнетенное пси- хическое состояние. Профилактика суицида.
Факторы, разрушающие здоровье человека
Употребление табака. Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. Стадии никотиновой зависимости. Как бросить курить.
Употребление алкоголя. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Развитие ал- коголизма. Профилактика употребления алкогольных напитков. Помощь при алкогольном отравлении.
Наркомания и токсикомания. Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической и физической зависимости от нарко- тика. Признаки наркотического отравления и отравления лекарственными препаратами; оказание первой помощи.
Заболевания, передающиеся половым путем. Опасность заболеваний, передающих- ся половым путем. Характеристика распространенных заболеваний, передающихся поло- вым путем, и их негативное влияние на здоровье человека.
Тематическое планирование 5 класс
Тема Количество часов
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства 27
Личная безопасность в повседневной жизни 11
Безопасность на дорогах и на транспорте 7
Опасные ситуации социального характера 4
Загрязнение среды обитания 3
Средства индивидуальной защиты органов дыхания 2
Раздел II. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни 9
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4
Основы здорового образа жизни 5
Всего 35
класс
Тема Количество часов
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства 22
Экстремальные ситуации в природных условиях 16
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме 2
Безопасность в чрезвычайных ситуациях 4
Раздел II. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни 13
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 8
Основы здорового образа жизни 5
Всего 35
класс
Тема Количество часов
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства 31
Землетрясения 3
Вулканы 2
Оползни, сели, обвалы и снежные лавины 6
Ураганы, бури, смерчи 4
Наводнения 3
Цунами 3
Природные пожары 4
Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений 2
Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях при- родного характера 3
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи 2
Наложение повязок и помощь при переломах 2
Раздел III . Основы здорового образа жизни 2
Режим учебы и отдыха подростка 2
Всего 35
класс
Тема Количество часов
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства 30
Производственные аварии и катастрофы 2
Взрывы и пожары 7
Аварии с выбросом аварийно-химически опасных веществ 6
Аварии с выбросом радиоактивных веществ 5
Гидродинамические аварии 3
Чрезвычайные ситуации на транспорте 2
Чрезвычайные ситуации экологического характера 5
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи 3
Раздел III . Основы здорового образа жизни 3
Всего 36