Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5 класс ( ФГОС ООО)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ю.А.Гагарина»
с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района РТ
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения
Протокол № 1
от «___» сентября 20__ года
Руководитель методического объединения:______________ «Согласовано»:
Заместитель директора по
УВР____________________
от «___» сентября 20___ года «Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №1
__________________________
от «___» сентября 20___ года
 
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности
5 класс
(ФГОС ООО)
 
                                                 Составитель: Мистрюкова А.С.
Преподаватель- организатор ОБЖ
 
       ___________________ учебный год
Пояснительная записка
Нормативные  документы, обеспечивающие  реализацию программы
В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации: «О безопасности»; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «О безопасности дорожного движения»; «О радиационной безопасности населения»; «О пожарной безопасности»; «Об экологической безопасности»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основании программы, подготовленной В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Ориентиром для разработки данной программы явилась Примерная программа основного общего образования но основам безопасности жизнедеятельности.
В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии (модули).
Раздел I (модуль 1) «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II (модуль 2) «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» предусматривает изучение тем о правилах и средствах оказания первой медицинской помощи.
Раздел III (модуль 3) «Основы здорового образа жизни» знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, правилами профилактики травматизма.
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5 класса основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.
Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет «ОБЖ» изучается в 5 классе на ступени основного общего образования в рамках инвариантной части Учебного плана предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности » в объёме 1 часа в неделю, 35 часов в год.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования.
Ценностные ориентиры
Цели:
1)    формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2)    приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3)    подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы  здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического  поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Результаты освоения предмета
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
– формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
– понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
– понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
– формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
– овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Планируемые результаты:
•Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
•Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
•Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
•Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
•Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
•Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Критерии оценивания устных, письменных работ учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания/Отметка
95% и более - отлично
80-94%% - хорошо
66-79%% - удовлетворительно
менее 66% - неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания по данному предмету. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу; отказался отвечать на вопросы учителя.
Содержание курса по темам
Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания
Личная безопасность в повседневной жизни
Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях.
Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы помощи: полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности. Государственные, муниципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Характеристика городского и сельского жилища. Особенности жизнеобеспечения современного дома, квартиры (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.
Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует делать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать, если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Затопление квартиры. Причины затопления и его возможные последствия. Меры по предотвращению затопления. Правила поведения при затоплении жилища.
Электричество. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения электрическим током.
Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по предотвращению отравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила безопасности при употреблении лекарств и пользовании медицинскими приборами; последствия их нарушения. Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры профилактики. Действия при первых признаках отравления.
Взрыв и обрушение дома. Причины и последствия взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва в квартире.
Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Правила безопасного поведения в случае потери ключей.
Опасность толпы. Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе. Как обезопасить себя при возможности попадания в толпу.
Собака бывает кусачей. Правила безопасного поведения при встрече с собакой (на улице, в подъезде). Как действовать при нападении собаки и в случае укуса.
Безопасность на дорогах и на транспорте
Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности на дороге.
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила безопасного поведения пассажиров городского общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), легкового автомобиля, мотоцикла.
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Особенности видов городского общественного транспорта и характеристика основных типов аварийных ситуаций на них. Правила безопасного поведения в автобусе (в случае аварии), троллейбусе и трамвае (при нахождении под током). Зоны опасности в метрополитене, их характеристика. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, падении на пути и т. п.). Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время поездки, при неизбежном столкновении.
Железнодорожный транспорт. Характеристика железнодорожного транспорта. Опасные зоны железнодорожного транспорта. Правила поведения на железнодорожном транспорте (во время ожидания и движения поезда). Правила безопасного поведения пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде.
Авиационный транспорт. Характеристика авиационного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.
Морской и речной транспорт. Характеристика водного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила эвакуации с судна. Индивидуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Правила посадки на спасательное средство (шлюпку, надувной плот). Правила пользования спасательным жилетом. Что делать, если человек упал за борт судна.
Опасные ситуации социального характера
Психологические основы самозащиты. Язык жестов, уверенность и спокойствие как способ самозащиты. Настрой на самозащиту. Действия в опасных ситуациях: что нужно делать, а чего не следует.
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде. Меры по повышению безопасности жилища. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенной ситуации в доме (квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть (взломать); когда вы вернулись домой, дверь открыта. Подъезд и лифт как зоны криминогенной опасности; способы ее избежать. Правила безопасного поведения в случае нападения в подъезде или лифте.
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. Общие сведения о зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Безопасное поведение с незнакомыми взрослыми и подростками. Меры предосторожности.
Как избежать опасных домогательств. Что считается домогательством. Правила безопасного поведения во избежание домогательств. Как вести себя, если что-либо подобное произошло. Кто может помочь в такой ситуации (родители, служба психологической помощи и т. п.).
Правила поведения при захвате в заложники. Понятие о заложнике. Возможные места и причины (террористическая акция, выкуп) захвата. Меры по предотвращению захвата в заложники. Правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в транспортном средстве или месте массового пребывания людей.
Загрязнение среды обитания
Современная экологическая ситуация в мире (уничтожение лесов, загрязнение воды, разрушение озонового слоя). Почему важно охранять природу.
Загрязнение воды. Роль воды на Земле (в природе, промышленности, быту). Неоправданный расход воды. Причины и последствия загрязнения воды. Способы очистки воды в домашних условиях.
Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха. Причины и последствия загрязнения воздуха (кислотные дожди, потеря здоровья). Меры по улучшению экологической обстановки в городе. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.
Загрязнение почвы. Понятие об опустынивании. Причины и последствия опустынивания. Накопление в почве вредных веществ.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Фильтрующие противогазы. Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Модели гражданских противогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части противогаза. Определение размера противогаза и подготовка его к эксплуатации. Положения противогаза («походное», «наготове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила пользования противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие).
Раздел 2. Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи
Оказание первой помощи и здоровый образ жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Виды ранений, их причины и первая помощь. Причины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах ран.
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное, капиллярное).
Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения максимальным сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Движение и здоровье. Благоприятное воздействие движения на организм человека. Развитие опорно-двигательного аппарата. Негативное воздействие недостатка и избытка движения на здоровье человека.
Нарушения осанки и причины их возникновения. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки.
Телевизор и компьютер — друзья или враги? Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач. Меры по предотвращению негативных последствий при работе на персональном компьютере.
Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Развитие человеческого организма. Характеристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Интенсивное развитие в период полового созревания (работа сальных и потовых желез).
Физическое и нравственное взросление человека. Почему важно заботиться о здоровья в подростковом возрасте. Состояние влюбленности; в чем она может проявляться. Как реагировать на ее проявления.
Раздел Количество часов Количество контрольных работ Количество практических работ
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. 26 3 0
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. 4 1 1
Основы здорового образа жизни. 5 1 0
Итого 35 4 1
Тематическое планирование
№ п/п Дата Тема урока
(страницы учебника) Домашнее задание. Деятельность учащихся Понятия Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС ООО)
Предметные
результаты Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) Личностные Основы учебно-исслед. и проект.
деятельности Основы смыслового чтения и работа с текстом
Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания 26 часов
1 Инструктаж по пожарной безопасности, правилам дорожного движения и антитеррористической безопасности
2 Особенности города как среды обитания человека. Система обеспечения безопасности города.
С.4 - 13
§1.1-1.2 Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций Особенности города как среды обитания. Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове Знать отличия городского жителя от сельского. Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации Р: Преобразование практической задачи в познавательную.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы Владеть понятиями горожанин и сельчанин. Порядок вызова соответствующей службы. Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
3 Дом, в котором мы живём.
С.13 - 15
§2.1 Работа с учебником и знакомство с презентацией Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и источники их возникновения. О том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники. Р: Преобразование практической задачи в познавательную.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы. Об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объяснение)
4-6 Пожар.
С.16 - 30
§ 2.2 Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения. Р: Применять установленные рекомендации.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы. Правильно действовать в случае пожара в доме. Умение находить в тексте требуемую информацию.
7 Затопление квартиры.
С. 32 - 35
§2.3 Работа с учебником, решение заданий Правила поведения при затоплении жилища. Основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению; правила поведения при затоплении жилища. Р: Применять установленные рекомендации.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы. Уметь правильно действовать в случае затопления жилища. Умение находить в тексте требуемую информацию.
8 Электричество.
С.36 - 39
§2.4 Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий Правила безопасности при пользовании электрическими приборами. Почему опасно электричество и в чем это заключается;
как уберечь себя от поражения электрическим током.
Р: Преобразование практической задачи в познавательную.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы. Иметь представление об электротравмах. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
9 Контрольная работа №1 по теме "Город как источник опасности"
10 Опасные вещества.
С.40 - 45
§2.5 Работа с учебником, ответы на вопросы Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека;
какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления.
Р: Преобразование практической задачи в познавательную.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы. Правильно обращаться с опасными веществами;
грамотно действовать в случае появления запаха газа.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
11 Взрыв и обрушение дома.
С. 46 - 49
§2.6-2.7 Решение задачи, ответы на вопросы Правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций. Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях. Р: Преобразование практической задачи в познавательную.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы. Уметь действовать при взрыве в квартире (доме). Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
12 Опасные ситуации на улице.
С.50 - 56
§3.1-3.3 Работа с учебником, работа в группах Гололед, гололедица. Как уцелеть в толпе, действия при паническом бегстве. Что делать, если напала собака. Знать правила безопасного поведения во время гололедаЗнать правила безопасного поведения в толпе. Знать правила безопасного поведения при встрече с собакой Р: Применять установленные рекомендации.
П: Установление аналогий.
К: Ставить вопросы. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
13 Современный транспорт – зона повышенной опасности.
С.57 - 60
§4.1 Формирование понятий о видах транспорта Причины транспортных аварий. Правила безопасного поведения на транспорте а) знать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом;
б) уметь правильно действовать в случае захвата транспортного средства террористами Р: Применять установленные рекомендации
П: Уметь действовать самостоятельно
К: Ставить вопросы
Сформулировать основные правила безопасного поведения в любом транспортном средстве.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
14 Общественный и городской транспорт Железнодорожный транспорт.
С.60 - 71
§4.2-4.3 Решение задач учебника, работа с плакатами Работа с плакатами, иллюстрациями Знать об основных видах опасных и аварийных ситуаций в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро) и правилах безопасного поведения.Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным транспортом. Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте. Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте. Р: Применять установленные рекомендации
П: Уметь действовать самостоятельно
К: Ставить вопросы
Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте.и на железнодорожном транспорте.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
15 Авиационный транспорт.
Морской и речной транспорт.
С.72 - 79
§4.4-4.5 Работа с учебником, решение задач Правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом Правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если человек оказался за бортом судна; Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на авиационном транспорте.Уметь пользоваться спасательным жилетом;
правильно действовать в аварийной ситуации.
Р: Применять установленные рекомендации
П: Уметь действовать самостоятельно
К: Ставить вопросы
Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте.
Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
16 Контрольная работа №2 "Чрезвычайные ситуации на транспорте"
17 Психологические основы самозащиты.
С.80 - 83
§5.1 Решение заданий учебника Знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха); Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях. Р: Применять установленные рекомендации
П: Владеть понятиями и премами самозащиты.
К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог. О манере поведения и о языке жестов. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
18 Ситуации криминогенного характера в доме (квартире).
С.83 - 86
§5.2 Решение задачи, работа с учебником Знать о характерных криминогенных ситуациях. Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. Р: Применять установленные рекомендации
П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.
К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог. Умение противодействовать злоумышленнику. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
19 Ситуации криминогенного характерав подъезде.
С.87 - 89
§5.3-5.4 Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами Знать о характерных криминогенных ситуациях. Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. Р: Применять установленные рекомендации
П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.
К: Аргументировать свою точку зрения. Умение противодействовать злоумышленнику. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
20 Ситуации криминогенного характера на улице.
С.89 - 91
§5.5-5.6 Решение задачи Об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности;
правила безопасного поведения на улице;
Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников. Р: Применять установленные рекомендации
П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком
К: Аргументировать свою точку зрения.
Умение противодействовать злоумышленнику. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
21 Изменение среды обитания человека в городе.
С.92 - 97
§6.1 Определение способов получения чистой воды, работа с учебником Иметь представление о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды, способах очистки воды в быту. Научиться очищать воду кипячением, фильтрацией, вымораживанием. Р: Применять установленные рекомендации
П: Умение характеризовать, объяснять.
К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
22 Загрязнение воздуха.
С.98 - 100
§6.2 Работа с плакатами, иллюстрациями Иметь представление о требованиях, предъявляемых к воздуха, способах очистки воздуха в быту. Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей. Р: Применять установленные рекомендации
П: Умение характеризовать, объяснять.
К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
23 Загрязнение почвы.
С.100 - 104
§6.3 Работа с учебником, ответить на вопросы Свалки мусора, сточные воды. Владеть понятиями. Снос плодородных земель, опустынивание, загрязнение отходами. Р: Применять установленные рекомендации
П: Умение характеризовать, объяснять.
К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
24 Фильтрующие гражданские противогазы
С.104 - 105.
§7.1 Ознакомление с противогазом, презентацией О назначении и принципе действия детского противогаза ПДФ-2Ш и гражданского противогаза ГП-7; Подбирать размер шлем-маски противогаза; Р: Применять установленные правила по выбору противогаза.
П: одевать и снимать противогаз.
К: Умение работать в группе.
Разбираться в видах и назначении противогазов. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
25 Пользование противогазом. Детские противогазы
С.105 - 107
§7.2-7.3 Практические занятия по надеванию противогаза Правила использования гражданских противогазов. Отличия детских противогазов от гражданских Положения противогаза: походное, наготове, боевое. Особенности использование детской маски. Положение лямок упоров. Порядок перевода противогаза в боевое положение. Р: Применять установленные правила по выбору противогаза.
П: одевать и снимать противогаз.
К: Умение работать в группе.
Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
26 Контрольная работа №3 по теме "Ситуации криминогенного характера"
Раздел 2. Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи – 4 часа.
27 Виды ранений и их причины, характеристика кровотечений.
С.110 - 111
Раздел 2 Глава 1
§1.1 Работа с учебником, презентацией Характеристика повреждений и их причины. Различать по характерным признакам повреждения. Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.
П: характеризовать различные травмы.
К: Умение работать в группе.
Владеть правилами оказания первой медицинской помощи. Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу Умение разбираться в видах травм.
28 Оказание ПМП при некоторых видах повреждений.
С.111 - 115
§1.2 Ознакомление с презентацией, работа с учебником Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях. Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.
П: характеризовать различные травмы.
К: Умение работать в группе.
Владеть правилами оказания первой медицинской помощи. Умение пользоваться справочной информацией
29 Оказание ПМП при кровотечениях.
С.114 - 115
§1.3-1.4 Практические занятия по способам остановки кровотечений Оказание помощи при разных кровотечениях. Уметь оказать первую помощь при незначительных ранениях. Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.
П: характеризовать различные травмы.
К: Умение работать в группе.
Владеть правилами оказания первой медицинской помощи. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
30 Контрольная работа №4 по теме "Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП" Раздел 3. Основы здорового образа жизни – 5 часа.
31 Движение и здоровье, нарушение осанки.
С.126
Глава 1-2 Ответы на вопросы учебника Двигательная активность - составляющая здорового образа жизни. Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека. Р: Преобразование практической задачи в познавательную.
П: Овладевать методами ЗОЖ
К: Умение работать в группе.
Умение вести здоровый образ жизни. Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
32 Телевизор и компьютер. Развитие организма.
С.127
Глава 3 Ответы на вопросы учебника Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Знать о последствиях малоподвижного образа жизни. Об особенностях взросления. Р: Применять установленные правила по охране здоровья.
П: Соблюдение гигиены.
К: Аргументировать точку зрения.
Правила личной гигиены. Режим дня. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
33 Физическое и нравственное взросление человека.
С.132
Глава 4-5 Ответы на вопросы учебника Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Знать правила ухода за своим телом в подростковом возрасте. Р: Применять установленные правила по охране здоровья.
П: Соблюдение гигиены.
К: Аргументировать точку зрения.
Правила ухода за своим телом. Умение ориентироваться в содержании текста учебника.
34 Контрольная работа № 5 по теме "Основы здорового образа жизни"
35 Резерв «Инструктаж на летние каникулы»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мультимедийные издания
Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: электронное пособие. — М.: Дрофа.
Стационарные наглядные пособия
Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности (М.: Дрофа)
– Гражданская оборона Российской Федерации.
– Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.
– Средства индивидуальной защиты.
– Средства коллективной защиты.
– Личная гигиена.
– Инфекционные заболевания.
Таблицы по правилам пожарной безопасности (М.: Дрофа)
– Классификация пожаров.
– Причины пожаров в жилых и общественных зданиях.
– Признаки и поражающие факторы пожара.
– Правила поведения при пожаре в доме (квартире).
– Правила поведения при пожаре в общеобразовательном учреждении.
– Как выйти из задымленного помещения.
– Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру (помещение).
– Правила поведения при загорании телевизора.
– Правила поведения при загорании новогодней елки.
– Правила поведения в зоне лесного пожара.
– Правила безопасного тушения небольшого лесного пожара.
– Помощь человеку, на котором загорелась одежда.
– Первая медицинская помощь при термических ожогах.
– Первичные средства пожаротушения (огнетушители).
– Первичные средства пожаротушения (внутренний пожарный кран).
Таблицы по защите от терроризма (М.: Дрофа)
– Классификация терроризма.
– Взрывоопасные предметы.
– Безопасные расстояния до взрывоопасных предметов.
– Особенности поведения и одежды террориста-смертника.
– Правила безопасного поведения при угрозе взрыва.
– Как действовать, попав после взрыва в завал.
– Как действовать, попав под обстрел.
– Как действовать, попав в заложники.
– Действия при получении угрозы.
– Психологическая помощь в ситуациях террористического характера.
Таблицы о факторах, разрушающих здоровье человека (М.: Дрофа)
– Алкоголизм.
– Наркомания.
– Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).
– Табакокурение.
Экранно-звуковые пособия
Технические средства обучения
Ноутбук
Мультимедиа проектор.
Экран навесной.
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Компасы.
Бинты марлевые.
Вата гигроскопическая нестерильная.
Вата компрессная.
Жгуты кровоостанавливающие.
Индивидуальные перевязочные пакеты.
Косынки перевязочные.
Ножницы для перевязочного материала (прямые).
Противогазы.
Респираторы.
Аптечка индивидуальная (АИ-2).
Противохимические пакеты.
Противопыльные тканевые маски.
Ватно-марлевые повязки.
Список литературы
Материалы планирования и программы
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Тематическое планирование. 5—9 классы. — М.: Дрофа, 2010.
Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа, 2010.
Учебно-методический комплекс
Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н. Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К., Бурдакова Т. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: рабочая тетрадь ученика. — М.: Дрофа.
Литература для учителя
Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2009.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2009.
Крючек Н. А., Миронов С. К., Мишин Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. — М.: Дрофа, 2005.
Латчук В. Н., Миронов С. К., Мишин Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2006.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007.
Легкобытов А. В., Мишин Б. И., Александрова С. Р. Основы психологической безопасности личности. 5—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2009.
Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2004.
Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005.
Михайлов А. А. Проведение уроков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010.
Муравьева А. Г., Перевозчиков А. Н., Данченко С. П. и др. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2009.
Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005.
Раздаточные материалы
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы. — М.: Дрофа, 2010.
Справочники
Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы. — М.: Дрофа, 2009.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа, 2010.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. — М.: Дрофа, 2009.
Соколов Ю. И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа, 2010.
Соколов Ю. И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа, 2010.
Литература для учащихся
Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа.
Основы безопасности жизнедеятельности: справ.для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб.пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Конституция РФ.
ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006