Викторина по литературному чтению на тему По произведениям Носова


Игра "Что? Где? Когда?" по произведениям Н.Н. Носова. 3-й класс
Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.
Задачи:
развитие интереса к чтению и расширение кругозора;
развивать мышление детей, их речь;
воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний;
помочь понять смысл дружбы и коллектива;
Методы: соревнование команд;
Форма: игра, подобная игре "Что? Где? Когда?"
Предварительная подготовка:
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н.Н.Носова:
Рассказ "Огурцы"; Рассказ "Автомобиль";
Рассказ "Телефон"; Рассказ "Огородники";
Рассказ "Тук-тук-тук"; Рассказ "Живая шляпа".
Рассказ "Мишкина каша". Рассказ "Фантазёры".
Роман-сказку "Приключения Незнайки и его друзей". Рассказ "Бенгальские огни"; Рассказ "Леденец";
Рассказ "Бобик в гостях у Барбоса"; Рассказ "Заплатка";
Рассказ "Автомобиль"; Рассказ "Затейники".
Класс заранее разделить на 2 команды. Участники придумают название своей команде и выбирают командира. (Название команд "Затейники" и "Фантазёры).
Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска; презентация "Жизнь и творчество писателя Николая Николаевича Носова; плакаты: "Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству" С.В.Михалков; "10 ноября 2008 года - 100 лет со дня рождения Николая Николаевича Носова". Выставка книг и рисунков по произведениям писателя; волчок со стрелкой; ребус; таблички с заданиями. Диск с песней "Гимн Незнайки и его друзей"; чёрный ящик; бенгальские огни; леденец; игрушка щенок; зелёный лоскут ткани; игрушка автомобиль; дом, нарисованный на листе ватмана.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Команды рассадить за два отдельных стола.
О жизни и творчестве Н.Н.Носова.
Сегодня мы ребята с вами проводим внеклассное мероприятие по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя.
Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов (подойти к выставке книг) такие как "Огурцы", "Автомобиль", "Телефон", "Огородники", "Тук-тук-тук", "Живая шляпа", "Мишкина каша", "Фантазёры"; и повестей "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома". Но самый знаменитый роман - сказка "Приключения Незнайки и его друзей".
Кто автор этих произведений? (слайд №1) (Николай Николаевич Носов). (Указать на портрет слайд №2). Что вы знаете о его жизни и творчестве? (слайд №3)
О жизни писателя и его творчестве расскажет вам библиотекарь нашей школы (на интерактивной доске):
(слайд №4) Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень.
Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна - рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису (слайд №5).Учиться Николай стал в гимназии посёлка Ирпень. (слайд №6)
Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехали на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в киевской гимназии Стельмашенко.
О своём детстве Носов писал: "Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. :Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне:. Пел в школьном хоре:. Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре:. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал "Икс", для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением".
(слайд №7) Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной артели, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в, то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии "Мосфильм" режиссёром.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды.
(слайд №8). Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете, а потом один из рассказов (слайд №9) отнёс в журнал, где его напечатали. Он автор многих книг для детей (слайд №10). Каждая книга имела огромный успех не только у детей, но и у взрослых. (Слайд №11) Но славу ему принесла повесть-сказка о приключениях маленького человечка Незнайки.
Он награжден Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.
Сегодня во время игры вы вспомните о многих его героях и произведениях. Надеюсь, из моего рассказа вы многое узнали о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова.
"Игра "Что? Где? Когда?" по произведениям Н. Н.Носова".
Наше внеклассное мероприятие мы проведём в виде игры "Что? Где? Когда?" и соревнования двух команд. Вы должны были придумать название команды и выбрать командира. (Названия "Затейники", "Фантазёры" написано на плакате).
Представление жюри.
Командир 1 команды раскручивает волчок.
1 задание: "Угадай рассказ, отгадав загадку" (слайд №12).
Ведущий задаёт загадки по очереди каждой команде. За правильный ответ - балл.
1) На грядке - длинный и зелёный,В банке - жёлтый и солёный (огурец, рассказ "Огурцы").
2) Без крыльев, а летит.Без языка, а говорит (письмо, рассказ "Автомобиль").
3) День-деньской у нас трезвон,Ох, болтун наш:(телефон, рассказ "Телефон").
4) На малину налетели,Поклевать её хотели,Но увидели урода -И скорей из огорода!А урод стоит на палкеС бородою из мочалки (огородное пугало, рассказ "Огородники").
5) Меня хлопали лопатой,Меня сделали горбатой.Меня били, колотили,Ледяной водой облили.И скатились все потомС моего горба гуртом (ледяная горка, рассказ "На горке").
2 задание: "Из какого рассказа эти диалоги?" (слайд №13).
Спрашивают ответы у обеих команд. За каждый правильный ответ - балл.
(мини-сценки отрывков из произведений Н.Н.Носова).
Рассказ "Живая шляпа".
Рассказ "Мишкина каша".
Рассказ "Фантазёры".
3 задание: Конкурс кроссвордистов (слайд №14).
Кроссворд даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают, и на проверку дают жюри.
Гости тоже могут попробовать разгадать. Кто из гостей разгадал все 5 заданий? (приз)
Пока команда и гости разгадывают, звучит песня "Гимн Незнайки и его друзей".
Главный герой романа-сказки про коротышек.
Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. Он поэт. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя).
Помощник механика.
Малыш-разиня, который всё терял.
Малышка, подружка Незнайки
Кроссворд составлен по какому произведению Н.Н.Носова? (Приключения Незнайки и его друзей).

Это произведение можно назвать рассказом, сказкой или как-то по-другому. Как? (роман-сказка). Чем же отличается "роман-сказка" от "сказки"? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий).
4 задание: конкурс "Чёрный ящик" для капитанов команд.
В ящике лежат предметы. Нужно на ощупь их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Участники из каждой команды поочереди подходят к ведущему и угадывают предмет:
Бенгальские огни (рассказ "Бенгальские огни);
Леденец (рассказ "Леденец");
Щенок (рассказ "Дружок");
Зелёный лоскут ткани (рассказ "Заплатка");
Автомобиль (рассказ "Автомобиль").
5 задание: Конкурс "Таинственное послание" (слайд №15).
Участникам предлагается расшифровать таинственные послания - зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений.
1 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.20.30". "А я море мог переплыть"- рассказ "Фантазёры".
2 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10". "Мы с Валей затейники" - рассказ "Затейники".
Задание для гостей: Игра "Путаница" (слайд №16) (провести во время конкурса).
Незнайка перепутал все названия рассказов и повестей Н.Носова. Помогите исправить его ошибки. Назовите правильные названия.
(На мультимедийной доске)
Рассказы и повести Н. Н. Носова.
"Весёлая каша" ("Весёлая семейка", "Мишкина каша");
"Федина шляпа" ("Федина задача", "Живая шляпа");
"Бенгальские огородники" ("Бенгальские огни", "Огородники");
"Тук-тук-тук фантазёрам" ("Тук-тук-тук", "Фантазёры").
6 задание: конкурс "Тест- путешествие по приключениям Незнайки" (слайд №17).
Ребята, а кто к нам в гости пожаловал?
Знайка: Я вам приготовил "Тест- путешествие по приключениям Незнайки". Надеюсь, вы сможете его выполнить (на мульдимедийной доске показывает Знайка). И ещё от сказочных человечков из Солнечного города я принёс вам подарок. А раскроете его в конце игры.
Ребята вы читаете вопрос и три варианта ответов, сообща выбираете один ответ и его называете его. Жюри будет проставлять балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов за этот конкурс -10 баллов.
(слайд №17). Тест "Путешествие по приключениям Незнайки".
1) Как назывался город, в котором жили коротышки?
а) Конфетный;
б) Цветочный;+в) Малышкин.
2) Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на воздушном шаре?
а) Зелёный;+б) Оранжевый;
в) Пёстрый.
3) Какого роста были коротышки?
а) ростом с гриб;
б) ростом с огурец;+в) ростом с арбуз.
4) На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?
а) на конфетах и печеньях;
б) на макулатуре;
в) на сиропе и газировке.+(слайд №18).
5) Из чего Знайка сделал воздушный шар?
а) сшил из лёгкой ткани;
б) резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы;+в) из целлофанового пакета.
6) Чем лечил Коротышек Доктор Пилюлькин?
а) йодом и касторкой;+б) зелёнкой;
в) горчичниками.
7) Чем лечила коротышек Медуница?
а) ирисками;
б) мармеладом;
в) мёдом. +
8) Растение, в зарослях которого сидел Незнайка, когда его уличили во лжи.
а) крапива;
б) одуванчик; +
в) ромашка.
9) С кем Незнайка отправился на луну?
а) С Тюбиком.
б) С Пончиком. +
в) С Цветиком (слайд №19).
Музыкальная пауза (после 3 конкурсов).
Какую песенку спели малыши из Цветочного города на концерте? Споём эту песню с движениями.
7. Дополнительное задание (если останется время):
(слайд №"20) Конкурс "Сказочные соседи". (Для этого конкурса должен быть заранее подготовлен рисунок на большом листе ватмана - домик с окошками, и под каждым окошком написана профессия персонажа про Незнайку и его друзей).
Задание: вставить в окошко табличку с именем героя.
1 команда:
музыкант - (Гусля);
охотник - (Пулька);
доктор из Цветочного города - (Пилюлькин);
поэт - (Цветик);
механик - (Винтик);
2 команда:
художник - (Тюбик);
помощник механика - (Шпунтик);
доктор из Зелёного города - (Медуница);
подруга Незнайки из Зелёного города - (Синеглазка);
учёный - (Знайка).
Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, споём песню под караоке
"Приключения Незнайки и его друзей".
Вывод:
Произведения, какого писателя мы сегодня вспомнили? (Николая Николаевича Носова). Что вы можете сказать о его героях? (Они весёлые, жизнерадостные, общительные смешные).
Кому понравилось играть в игру "Что? Где? Когда?"?
Чем? Кому не понравилось? Почему? Что нового для себя вы сегодня узнали? (слайд №21)
Итог. Награждение.