Родительское собрание на тему ЗОЖ
Конспект родительского собрания в 7г классе МОБУ СОШ №35.
Классный руководитель Боркина Анна Георгиевна.
396811597155ТЕМА: Здоровый образ жизни – это здорово!
ЦЕЛИ:
Получение присутствующими обширной информации о здоровье школьников как факторе социализации личности.
Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на состояние здоровья учащихся класса.
Разработка рекомендации родителям по укреплению здоровья детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Анкетирование обучающихся 7г класса (Приложение 1).
2. Анкетирование родителей 7г класса (Приложение 2).
3. Анализ и обобщение результатов анкетирования.
4. Составление рекомендаций для родителей по профилактике здорового образа жизни
(Приложение 3).
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютерная презентация.
-81343515240ХОД СОБРАНИЯ.
Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех
В.В. Путин
Здравствуйте, уважаемые родители! Ежедневно повторяя это приветствие, мы зачастую и не задумываемся о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья. Видимо, здоровье для человека – одна из главных ценностей. К сожалению, обычно мы вспоминаем о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Я хочу начать наше собрание с одной древней притчи.
Давным-давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, которого сжигала черная зависть к славе этого мудреца. И вот он решил придумать такой вопрос, на который мудрец не смог бы ответить.
И пошёл он на луг, и поймал бабочку, и посадил её между сомкнутых ладоней, и подумал: «Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая. Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
И поймал завистник бабочку, и посадил её между ладонями, и отправился к мудрецу. И спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках, человек!»
4053840118745Действительно, от самого человека зависит очень многое, и здоровье в том числе. Учеными доказано, что здоровье зависит на
20% от наследственных факторов,
20% от факторов внешней среды,
10% - от деятельности системы здравоохранения,
50 % - от образа жизни человека.
Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. И недаром еще древние римляне говорили: «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровые истины передавались из поколения в поколение, так рождались народные мудрости.
Мы с вами живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которые предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик.
Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом, очень важном и серьёзном.
Итак, что такое «Здоровье»? Вот что говорят об этом некоторые источники:
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И. Дубровский).
«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т. Фролов).
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация Здравоохранения)
Выделяют 4 основных компонента здоровья, взаимодействие которых и является основой здоровой личности:
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека наблюдается гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Есть ли у наших детей физическое, нравственное и социальное благополучие? Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет до 90% детей уже обременены «букетом» хронических болезней! В нашем классе 26 учащихся: 1 группа здоровья (здоровые дети) – 5 человек, 2 группа (незначительные отклонения) – 13 человека, 3 группа (с хроническими заболеваниями) – 8 человек.
Незадолго до родительского собрания я провела анкетирование по уровню сформированности знаний учащихя нашего класса по ЗОЖ. В анкетировании приняли участие 20 человек.
Предлагаю вам познакомиться с результатами анкетирования. СЛАЙД.
№ Вопрос да иногда нет
1 Соблюдаете ли вы режим дня? 5 3 12
2 Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы хотели бы походить? 3 - -
3 Способны ли вы в случае конфликта взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься? 4 7 9
4 Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых? 8 6 6
5 Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию? 6 Делаете ли вы физическую зарядку? 2 4 14
7 Употребляете ли вы в своем рационе питания каши, супы, овощные блюда? 5 5 10
8 Употребляете ли вы в своем рационе питания чипсы, кериешки, кока-колу? 20! - -
9 Курите ли вы? - 6 14
10 Употребляете ли вы алкогольные напитки? - 8 12
11 Пробовали ли вы наркотики? - - 20
Исходя из полученных данных в ходе анкетирования, можно сделать вывод, что
А) знания детей о здоровье и здоровом образе жизни недостаточны;
Б) родители не уделяют должного внимания формированию и поддержанию в семье ЗОЖ;
В) по итогам первого полугодия учащиеся пропустили по причине болезни ? дня.
Когда мы совместными усилиями на классном часе начали разбираться в причинах, влияющих на состояние здоровья, пришли к выводу: чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений:
Правильное (рациональное) питание
Соблюдение режима дня
Соблюдение культурно- гигиенических навыков
Закаливание организма
Занятия физкультурой
Прогулки на свежем воздухе
Отказ от вредных привычек.
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому очень важно не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
Итак, остановимся подробнее на каждом пункте.
Вредные привычки
Привычка – это вторая натура. В каждом человеке есть полезные привычки и вредные. Каковы же причины появления вредных привычек?
Для учащихся 5-7 классов большую роль играет окружение, в первую очередь, друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение наших детей.
Кроме того, в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода негативным экспериментам: дети пробуют курить, употреблять алкогольные напитки. У многих это впоследствии перерождается в пагубную привычку. Самое важное в этот период – постараться воспитать в детях независимость, способность отстаивать свое мнение, не идти на поводу у других, уметь говорить «нет». Нужно формировать у ребенка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и соблазнительным предложениям сверстников.
Рациональное питание.
Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
По данным исследований содержание витаминов в организме школьников только у 10 % в норме. Поэтому рекомендуется использование детьми витаминных комплексов, особенно в зимнее время.
Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку.
Двигательная активность (занятия физкультурой).
Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений». Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.
У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма.
Значение сна для детей.
Особое место в режиме дня отводится сну. Известно, что школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Учащимся 10–13 лет рекомендуется спать до 9-10 часов в сутки.
Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость, раздражительность, плаксивость. И если ребёнок хронически недосыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.
Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.
Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Установлено, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере тёмных цветов. Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, можно использовать оттенки зелёного.
Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника. Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время. Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка, обществознания. В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается. Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. А это зачастую приводит к весьма опасным последствиям-проявлениям детской агрессии. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.
Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье можно воспитать поистине здоровое потомство.
Есть еще 2 новых, современных фактора, которые очень сильно влияют на здоровье детей – компьютер и мобильный телефон. Кто-то из умных людей сказал: «Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!» Итак, давайте попробуем выяснить, как же компьютер влияет на здоровье наших детей.
Влияние компьютера.
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. Но безопасен ли он? Итак, к вредным факторам, воздействующим на человека посредством компьютера, относятся:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- электромагнитное излучение;
- перегрузка суставов кистей рук;
- повышенная нагрузка на зрение;
- стресс при потере информации.
Рассмотрим эти факторы по отдельности.
Сидячее положение.
Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.
Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.
Электромагнитное излучение.
Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается, в общем, на снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.
Перегрузка суставов кистей рук.
В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Это заболевание называется карпальный туннельный синдром (сокращенно КТС).
Повышенная нагрузка на зрение.
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.
Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались даже инфаркты. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах организма. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность.
В компьютерные игры играют 100% учащихся. Некоторые ученики заявили, что им трудно оторваться от игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.
Влияние сотового телефона.
Последние несколько десятилетий бурное развитие цифровых технологий привело к сотовой эпидемии, поразившей весь земной шар! Сегодня «мобильник» есть у каждого, его не использует только ленивый. Вы, возможно, уже много слышали, сколько проблем и вреда может принести эта маленькая вещь.
Одной из самых главных причин, по которой обычно родители покупают своим детям сотовые телефоны – безопасность. В наше время и в этом возрасте дети очень часто любят после школы заходить к друзьям, заигрываться на улице, не задумываясь о том, что дома их ждут обеспокоенные родители. Если у них с собой есть сотовый телефон, то намного проще следить за ними и знать, что они в безопасности. Дополнительно, во многих сотовых телефонах для детей имеется встроенное устройство с функцией GPS (глобальная система навигации и определения положения). Это функция поможет родителям определить местонахождение ребёнка.
Споры о влиянии мобильных телефонов на здоровье человека бушуют уже 10 лет. В последнее время в странах северной Европы появились исследования. Результаты этих работ указывают на рост числа раковых опухолей головного мозга у тех людей, которые, по крайней мере, в течение 10 лет использовали мобильные телефоны и много по ним разговаривали. Примечательно, что опухоль возникает с той стороны головы, где пациент, как правило, держал у уха телефон. Почему же излучение телефонного аппарата может привести к подобным заболеваниям? Оказывается электромагнитное излучение причиняет вред на молекулярном уровне, т.е. нарушается структура ДНК. Повреждения ДНК могут вести к заболеваниям и, если повреждены половые клетки, рождению неполноценных детей. Одна клетка с нарушениями структуры ДНК может дать начало доброкачественной или злокачественной опухоли.
Германские исследователи из Фрайбурга обнаружили еще один изъян сотовых телефонов - во время работы они повышают артериальное давление человека.
Согласно результатам экспериментов, проведенных в московском Институте биофизики, при облучении сердца лягушки высокочастотным электромагнитным полем сотового телефона в течение 5-10 минут даже при очень низкой интенсивности сигнала удавалось остановить каждое второе сердце.
Специалисты Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений подготовили доклад «Дети и мобильные телефоны: под угрозой здоровье будущих поколений». Вот дословная цитата: «У детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям, повышение эпилептической готовности.
Как обезопасить себя и своего ребенка?
Вот несколько простых правил, знание которых позволит Вам минимизировать воздействие телефона:
- Предельно ограничивайте себя в использовании мобильного телефона, уменьшите длительность звонка.
- Не носите мобильные телефоны и в карманах или на ремне включенными.
- Не пользуйтесь сотовым телефоном в автомобиле, лифте и других закрытых металлических пространствах.
- Крайне не рекомендуется пользоваться телефоном, когда индикатор его заряда составляет одну черту.
Если соблюдать эти рекомендации, думаю, многих проблем мы сможем избежать.
Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс, который включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. Уважаемые родители, я бы хотела, чтобы вы поделились своим опытом формирования здорового образа жизни своей семьи.
Выступление родителей. Обмен мнениями.
Спасибо за выступления. Мы услышали, что основой здорового образа жизни является благоприятный психологический климат семьи и создается он часто в совместном времяпровождении. Какие же формы совместного отдыха детей и родителей можно выделить?
Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
Совместная творческая деятельность: оформление поздравлений родственникам, подготовка дома к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.
Совместная трудовая деятельность: уборка в доме, благоустройство территории вокруг дома, выполнение работ на приусадебном участке.
Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия семьей на стадионе, семейные прогулки в лесополосе.
Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Советы родителям (на слайде)(Приложение).
Выводы.
Таким образом, мы поняли, что состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит здоровому образу жизни. К основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период являются систематические занятия физической культурой и спортом. Проблема дезадаптации является комплексной психофизиологической и социальной проблемой. Для ее решения необходимо объединения усилий всех участников процесса воспитания. Я вам предлагаю памятки с рекомендациями.
Проект решения родительского собрания:
Продолжить воспитание навыков детей по профилактике ЗОЖ.
Контролировать соблюдение режима дня своими детьми.
Использовать рекомендации по формированию навыков ЗОЖ.
Оказывать детям помощь в укреплении здоровья.