Этапы работы над творческим проектом: от замысла к композиционным эскизам: от образного решения и выбора художественных приемов к законченной композиции.


Этапы работы над творческим проектом: от замысла к композиционным эскизам; от образного решения и выбора художественных приемов к законченной композиции.
I Выбор сюжета аппликации
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам – урок!
Александр Сергеевич Пушкин
Сказки помогают знакомству учащихся с обычаями, укладом жизни народа в прошлом, а значит - обогащают их знания по истории. Одна из самых популярных народных сказок в России - «Колобок». Колобок очень популярен в современной массовой культуре. Его именем называются детские сады, детские студии; пекарни и булочные, кафе и рестораны, магазины; журналы; телепередачи; даже инженерно-производственный кооператив. Выпущена специальная марка, посвященная колобку. В 2009 году студией детей «Мульти-пульти» создан кукольный мультипликационный фильм «Колобок». Изображение «Колобка» - всегда в виде шара, - один из самых распространенных логотипов. Чтобы понять степень популярности колобка, надо заглянуть в Интернет, где находятся груды сайтов, чатов, рассказов, стихов, анекдотов о Колобке.
Персонаж детской сказки чрезвычайно активно используется и взрослыми. В «Газете для женщин», к примеру, приводится психологический портрет женщин-колобков, что представляет собой вполне верную интерпретацию сюжета сказки и характера главного героя. Наконец, «Колобку» посвящены целые научные труды и устанавливают памятники (например, в Донецком парке кованых фигур есть очень своеобразный образец).(Приложение )
Дальнейшее исследование сказки необходимо ученикам, педагогам при подготовке домашних заданий к урокам русского и родного языков, литературного чтения, изобразительного искусства. Сюжет её несложен, знаком и известен любому. Но, стоит лишь внимательно вчитаться в начало сказки, и окажется, что многое в нём не понятно.
Прежде чем приступить к созданию ряда иллюстраций, автор дипломной работы решил исследовать сказку с целью выяснить: - что означает слово «колобок»; - значение устаревших слов «горсть», «короб», «сусек» и т.д., с которыми не каждый школьник знаком. Автор убежден, что изучение непонятных слов поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки и более глубокому проникновению в его смысл и содержание. Кроме этого, только хорошо зная значение того или иного слова, можно правильно употреблять его в разговорной речи, что не мало важно при работе с учащимися.
Автор обратился к словарям с тем, чтобы выяснить, а что означает само слово «сказка» и откуда оно произошло? «Современный толковый словарь русского языка» под редакцией Сергея Александровича Кузнецова поясняет: «Сказка - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил»[ ]. В «Этимологическом словаре» сказано, что слово «сказка» в русской речи употребляется только с 17 века, а называли словом «баснь». Сказка «Колобок» существует в различных вариантах. Автор при анализе, обратился к варианту сказки «Колобок» (Приложение ) в записи известного историка и фольклориста Александра Николаевича Афанасьева [ ].В сказке «Колобок» встречаются слова: «короб», «поскреби», «сусек», «авось», «пригоршня», «лавка», «сени», «пряжон», «стужон», «не хитро» (уйти), «подавно» (уйду), которые сегодня вышли из употребления в повседневной речи. Автор обратился к словарям и выяснил, что старинное слово «коло» означало «круг, окружность, обод, обруч; колесо» [ ]. Существовало слово «колоб», в значении: - «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец;
- небольшой, круглый хлебец;
- конурка, толстая лепешка, круглый пирог с толокном».
Таким образом, фактура (круглая форма) главного героя сказки продиктована его названием. В старину, слово круг обозначалось словом коло. Отсюда - «колобок», то есть - «круглый бок» или «кружок», «кружочек».
Далее растолкование значения и других непонятных слов, встречающихся в русской народной сказке «Колобок»:
Короб - «Изделие из луба, бересты, щепки и т.п., служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо» .Поскрести - «Скрести несколько, немного…».
Сусек - «закорм».
Авось - (частица) - «Может быть, вдруг, случайно (о том, на что говорящий надеется, считает возможным)» [кузнецов].
Пригоршня - «1. Ладони (ладонь), сложенные горстью. 2.Количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом» [кузнецов].
Лавка - «Скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене» [кузнецов].
Сени - «Помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах» [кузнецов].
Пряжить (в сказке - «пряжон») - «Жарить в масле» [даль].
Студить (в сказке - «стужон») - «Делать холоднее, охлаждать» [кузнецов].
Нехитро (наречие) (в сказке записано раздельно «не хитро») - «нетрудно, несложно; просто, незамысловато» [кузнецов].Подавно - «Тем более, разумеется» [кузнецов].
Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. Моральный смысл этой сказки часто используется в воспитании детей. В такой интерпретации Колобок - это маленький ребенок, который поскорей желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, не что иное, как жизненный с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что Колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома. И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась. Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует.
Речь Колобка, его самоуверенность – она очень точно передает завышенную самооценку. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность. Также автор заметил, что Колобок использует одну и ту же модель поведения со всеми, ведь она была успешной. Дети в коллективе занимают каждый свою позицию и прекрасно себя в ней чувствуют, но появляется, например новый лидер и популярность первого заметно снижается. Потерял бдительность колобок из-за своих успехов, не разглядел в лисе опасности и вот - уже съеден (свергнут). Жизненный урок кроется в том, чтобы вовремя сменить позицию, выбрать оптимальную для новой ситуации. Для младшего школьника смысл в том, что придет время, и он сам отправится исследовать мир, и на пути его будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные - люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции, общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку [Бердникова Анна. Сказкотерапия для детей // http://psygorodok.org.ua/articles/skazkoterapiya-dlya-detei.html.].II формирование замысла композиции
Исследовав, смыл сказки, автор приступил к формированию замысла композиций в пяти иллюстрациях, которые решено выполнить в технике аппликации. Для этого была тщательно продумана компоновка и выполнены композиционные эскизы будущих иллюстраций. Основой сюжета творческих работ является: путешествие Колобка в природный мир леса, где ему на пути встречаются лесные звери - Заяц, Медведь, Волк и Лиса. Предварительно автор выполнил зарисовки карандашом перечисленных животных, чтобы глубже изучить строение их тела и поведенческий характер (Приложение ). Также изучил иллюстрации к сказке Колобок художников-иллюстраторов (Приложение ), тем самым вдохновившись их работами.
III
Далее проведена работа поиска композиции карандашом, выполнения эскизов в цвете гуашевыми красками с подробной прорисовкой на формате А4. Задача была показать Зайца безобидным и глуповатым, Медведя – большим и при этом добродушным, Волка – со злобным оскалом, а Лису – хитрой и коварной. Определившись с форматом будущих работ (34×54см, вертикально), выполнены эскизы в натуральную величину на бумаге с построением всех элементов композиции. На этих эскизах в дальнейшем продемонстрированы варианты техник аппликации, в которых автор проводит поиск выразительности иллюстраций через средства аппликации (Приложение ). Здесь он должен был помнить, что, прежде всего, создает детскую иллюстрацию, а значит работы должны эмоционально воздействовать на юного зрителя за счет локальности цветовых пятен, без лишних уточнений и конкретизации деталей. А, так как это аппликационные работы, то имеет место быть декоративности в иллюстрациях. Выразительность заключается не в предельной деформации животных до неузнаваемости, а в оригинальном способе отображения увиденного, порой самого обычного. Несмотря на стилизацию объект должен быть понятен и легко узнаваем. Важно, чтобы все предметы в одной композиции трактовались в едином стиле, а не производили впечатление выхваченных из разных листов и случайно собранных.В декоративной аппликации линия тоже присутствует и имеет более отвлеченный, выверенный характер, ведется четко и осознанно от начала до конца. Несмотря на стилизацию, герои сказки должны быть понятны и легко узнаваемы. Важно, чтобы все элементы в композициях трактовались в едином стиле.