Исследовательская работа учащихся по истории В каждой семье — свой герой(9 класс)






Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
299046, г.Севастополь, пр. Победы, 55, тел/факс 65-49-31; e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








В каждой семье – свой герой





Исследовательская работа
учащихся ГБОУ г Севастополя СОШ № 11
Руководитель – учитель истории и севастополеведения
Тебряева Татьяна Михайловна


Севастополь 2016
План.


Введение
Начало работы
Этапы исследования
Встреча с Сапьяновой С. Б.
Работа в библиотеке, посещение музеев
Изучение документов, писем
Выводы
Приложения
.










Введение
Для занятия краеведением не надо больших затрат, достаточно внимательно присмотреться к людям, покопаться в подшивках старых газет, совершить пешую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу тайн, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, к людям, которые на ней жили.
Малая родина для наших учеников – это Корабельная сторона. Улицы здесь названы именами адмирала Макарова, генерала Родионова, Героя Советского Союза Одинцова, которые вписали славные страницы в историю нашей Родины. А живут на этих улицах семьи наших учеников, которые знают, почему улица носит имя того или иного героя, но не знают героев в своих семьях. Поэтому кабинет истории предложил проект «Герои в моей семье».
Цели школьного проекта состояли в следующем:
повысить интерес учащихся к истории своей семьи
сплотить детей и родителей в процессе общего дела
пополнить кабинет истории материалами краеведческого характера, который будет использоваться на уроках и во внеклассной работе
Проект поддержали родители. Многие семьи собрали и принесли в школу фотографии, документы, письма, рассказывающие о судьбе своих предков.
Строчка в Книге Памяти подтолкнула творческую группу учащихся начать исследовательскую работу по изучению жизни и боевого пути мичмана Сапьянова Мефодия Андреевича. Исследование проводилось в несколько этапов, изучались документы, фотографии, проводились беседы с родственниками.
По мере продвижения работы учащиеся посещали музеи, обращались в библиотеки, где просматривали литературу о событиях1941-42 гг.
Первая исследовательская работа была завершена и презентована в школе ко дню Победы.
С помощью родителей в кабинете истории был создан музейный уголок, где представлены материалы о прабабушках и прадедушках наших учеников.





















Начало работы

Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем больше возникает интерес к трагедии 1941-1945 гг. В центре этой трагедии стоит солдат, который защищал, освобождал свою землю от немецко-фашистских захватчиков. Родина помнит тех, кто не жалел своих жизней ради свободы. Особенно чтят воинов в нашем городе-герое.
Ежегодно в нашей школе проводят День музея работники музея Героической обороны и освобождения Севастополя. В этом учебном году нам рассказали сотрудники этого музейного объединения о том, как создавалась Книга Памяти. Нам было интересно. Знакомясь с Книгой Памяти, в томе I, на странице 434, в списках воинов, призванных военкоматами Севастополя, мы прочли:
«Сапьянов (Сопьянов) Мефодий Андреевич.
Мичман. Погиб в море 02.07.1942».
С такой же фамилией в нашей школе есть ученик 7 класса. Сапьянов Саша, один из активных членов кружка Пешеходного туризма, ходит в походы по историческим местам Севастополя. Поговорив с Сашей, мы выяснили, что Сапьянов М.А. – его прадедушка. В семье мальчика знают и помнят о героической судьбе Мефодия Андреевича. Документы и фотографии хранятся у Сашиной бабушки, Светланы Борисовны. Вместе с преподавателем истории Тебряевой Татьяной Михайловной мы решили составить родословную этой семьи. Сотрудничать с нами согласилась Сашина мама, Юлия Анатольевна, ведь именно ее дедом был Мефодий Андреевич. (см. Приложение №1).С интересом приступили к работе.





Этапы исследования

I ЭТАП.
На первом этапе мы встретились с бабушкой - Светланой Борисовной, которая живет в нашем городе на улице Юмашева. К нашему приходу она подготовила фотографии и документы, повествующие о семье. Из ее рассказа мы узнали, что Мефодий Андреевич Сапьянов – отец ее мужа, родился в городе Енакиево в семье шахтера в 1908 г. В 1928 г был призван на службу в г. Севастополь, на Черноморский флот. Был хорошим матросом и дослужился до мичманского звания. Здесь, в Севастополе он наше свое счастье – Ефросинью Дмитриевну. Женщина она был красивая, ласковая и работящая. Семья у них сложилась хорошая. Мефодий Андреевич закончил курсы котельных машинистов и получил квартиру на улице Макарова.
Мы удивились, узнав, что в 1938 г М.А. Сапьянова в группе специалистов направили в Италию на судовые верфи, где строился лидер эскадренных миноносцев «Ташкент». Год спустя Сапьяновы поехали в отпуск в Енакиево. К этому времени стало ясно, что своих детей у них не будет, а у брата Николая ожидалось прибавление. Мефодий уговорил брата отдать на воспитание его первенца Толю. Николай не возражал. Сапьяновы вернулись в Севастополь счастливые, и полны надежд. Связи с родителями Толи не теряли. Но счастье оборвалось 22 июня 1941 г, с первыми взрывами Великой Отечественной войны. (Приложение № 2)
Мефодий Андреевич служил на лидере «Ташкент», а Ефросинья Дмитриевна эвакуировалась вместе с Севастопольским Морским Заводом в Батуми, куда Мефодий Андреевич писал жене письма. Одно из писем было написано 9 марта 1942 г. (Приложение №3). Он беспокоился о здоровье и самочувствии своей семьи, надеялся на скорую встречу. Мы держали в руках ту самую почтовую карточку, которую Мефодий Андреевич отправил за несколько дней до своей гибели. (Приложение № 4)
Встретиться Сапьяновым было не суждено. Вместо Мефодия Андреевича в дом пришла похоронка. (Приложение №5)
2 июля 1942 г Мефодий Андреевич Сапьянов погиб на лидере эсминцев «Ташкент». Вместе с другими членами экипажа корабля он был в трюме, из которого не вышел. У М.А. Сапьянова были правительственные награды, по словам Светланы Борисовны, но в семье они не сохранились.
























ЭТАП II.
Мы заинтересовались судьбой корабля, с которым оказалась тесно связана служба М. А. Сапьянова.
Ребята обратились к доступным им источникам. С помощью сотрудника Национального Музея Героической обороны и освобождения Севастополя Соловьевой Марины Геннадьевны, мы получили рекомендации по поиску достоверных источников. Это и посещение Музея Черноморского флота Российской Федерации, музея «Диорама», обращение к фондам библиотек города. Учащиеся пошли в Центральную детскую городскую библиотеку им. Гайдара, привлекли к поиску своих близких, которые посетили Центральную городскую библиотеку им. Л.Н. Толстого и Морскую библиотеку им. М.П. Лазарева.
Познакомившись с имеющимися у нас источниками, мы узнали, что лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» - легендарный корабль, сыгравший в судьбе Севастополя значительную роль.
На основе найденного материала мы сформировали небольшую справку о боевой судьбе лидера эсминцев «Ташкент».
СПРАВКА:
Построенный в Италии в 1937-39 гг, в годы Великой Отечественной войны «Ташкент» принял активное участие в обороне Одессы и Севастополя. Командовал кораблем капитан 3 ранга В.Н. Ерошенко.
Первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. 25-28 ноября 1941 года «Ташкент» вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Способный» успешно выполнил ответственное правительственное задание по конвоированию от Батуми к Босфору ледокола «Анастас Микоян», танкеров «Туапсе», «Сахалин» и «Варлаам Аванесов», направляющихся из Черного моря на Дальний Восток.
Помощь сражающемуся Севастополю на долгое время стала одной из основных задач Черноморского флота. В эту славную и трагическую главу истории Великой Отечественной войны имя «Ташкент» навечно вписано золотыми буквами. «Голубой крейсер» помнят и бойцы морской пехоты, доставленные на его борту в Севастополь, и воины Приморской армии, не раз ощущавшие поддержку артиллерии лидера, и команды спасенных им транспортных судов.
Защитникам города требовалось постоянно подвозить подкрепление, оружие, боеприпасы, горючее и продовольствие. Скоростные и маневренные качества «Ташкента» вкупе с мощным зенитным вооружением давали возможность успешно обороняться от вражеской авиации, а полный запас топлива, равный 1170 т, позволял каждый раз оставлять севастопольцам не менее его половины. Сравнительно просторные внутренние помещения могли принять значительное количество грузов.
В период второго наступления гитлеровцев на Севастополь, находясь на главной базе, корабль почти непрерывно поддерживал защитников города артиллерийским огнем. 22-24 декабря лидер «Ташкент» выпустил 800 снарядов главного калибра.
В 2 часа 27 июня 1942 года, приняв на борт 2300 раненых и эвакуирующихся и погрузив на борт художественные полотна знаменитой Севастопольской панорамы, фонды художественной галереи лидер последним из надводных кораблей флота покинул родной город. 86 немецких самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него 336 бомб. Умелыми маневрами командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило первое котельное отделение.
На помощь лидеру командование выслало два самолета, которые сумели отогнать самолеты люфтваффе, а вскоре появились и вышедшие из Новороссийска корабли, в том числе эсминцы «Сообразительный» и «Бдительный». Передав им раненых бойцов и мирных жителей, «Ташкент» своим ходом прибыл в Цемесскую бухту. За массовый героизм, проявленный во время последнего перехода, весь экипаж был представлен к правительственным наградам, а командиру В. Ерошенко и комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина.
1 июля 1942 года корабль посетил командующий Кавказским фронтом маршал С. М. Буденный. В своем выступлении перед экипажем он сказал, что «...такими бойцами может гордиться вся наша армия», и обещал ходатайствовать о присвоении «Ташкенту» гвардейского звания.
Но на следующий день, 2 июля 1942 года около 12 часов дня стоявший у Элеваторного причала корабль внезапно атаковали около 30 зашедших со стороны суши вражеских «юнкерсов». «Ташкент», получив два прямых попадания, лег на грунт. Из находившихся на борту 344 человек экипажа 76 погибли и 77 были ранены.
Возвратиться в строй «Ташкенту» не удалось. Водолазы, осмотрев корабль, сняли с него все ценное оборудование, в том числе и зенитную 76-мм артиллерийскую установку, которая позже вернулась на намеченный к достройке «Огневой». Сам же лидер так и остался лежать у пирса.
Поднять его оказалось возможным только после освобождения Новороссийска, уже в 1944 году. Обследование показало, что восстанавливать корабль нецелесообразно - слишком тяжелы были повреждения. «Ташкент» отбуксировали в Николаев и после войны разобрали на металл.
На обелиске, установленном в Новороссийске, в списке погибших на лидере «Ташкент» 2 июля 1942 г, значится фамилия Мефодия Александровича Сапьянова. К памятному месту гибели «Ташкента» семья Сапьяновых ездила несколько раз.





ЭТАП III.
На судьбах М.А. Сапьянова и корабля, на котором ему довелось служить и погибнуть, мы решили не останавливаться. Нам стало интересно, как же сложилась судьба членов семьи погибшего моряка. Вот, что удалось узнать:
Ефросинья Дмитриевна вышла замуж, и у сына Толи появился еще один отец, который был ему как родной. Уже в послевоенном Севастополе в 1947 г, как и во многих других разрушенных войной городах, вместе с другими мальчишками он играл на улице где жил, на ул. Макарова. Ребята нашли снаряды и стали бросать их в огонь. Двое из них погибло, а Толя и его друг получили ранения. Толю едва спасли врачи в местном госпитале. Когда он вырос, пошел в 1964 году работать тралмастером в тогда только созданное объединение «Атлантика». Работник он был хороший. Его портрет до сих пор висит на доске почета «Атлантики». Женился, у него родилось двое детей. С настоящими родителями Толя связи никогда не терял. Его мама писала письма, высылала фотографии. (Приложение №5) Анатолий Мефодьевич Сапьянов умер в 1996 г.
Продолжая традиции семьи, внуки Анатолия Мефодиевича, Саша и Толик, получивший имя в честь деда, приобщаются к морскому делу – ходят заниматься в Севастопольскую детскую морскую флотилию.
Во время одной из бесед Светлана Борисовна сожалела, что не смогла найти фотографии Мефодия Андреевича. Но точно известно, что они есть в семейном архиве.
Закончив рассказ о Сапьянове Мефодии Андреевиче, Светлана Борисовна показала нам фотографии своих родителей Козарезовых Бориса Кирилловича и Анастасии Тимофеевны.
Мы заинтересовались этой красивой парой (Приложение № 6). Нам удалось узнать, что Козарезов Борис Кириллович тоже воевал.
Закончив сельскохозяйственный техникум в Симферополе, Борис Николаевич, и получив профессию винодела, уехал в Кучук-узень. Когда началась война, Борис Кириллович получил бронь как ценный винодел-специалист. Но он от брони отказался и ушел на фронт добровольцем. Был направлен под Москву.
Из письма от 23. 07. 1942 г мы узнали, что его войсковую часть «придвинули к линии фронта», «слышна канонада, над головой идет воздушный бой». (Приложение №7А, 7Б) Солдат пишет письмо, в котором любовь и нежность к семье рядом с ненавистью к фашистам. Когда мы читали это письмо, нам стало понятно, насколько любили свою Родину ее защитники. Письмо заканчивалось словами надежды на скорую встречу. Но, в сражении под Ржевом, Борис Кириллович погиб. Эта смертельная схватка с гитлеровцами нашла отражение в творчестве знаменитого советского поэта Александра Трифоновича Твардовского в поэме «Я убит подо Ржевом».
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.

Светлана Борисовна вместе с Анатолием Мефодиевичем долго искали место захоронения. Только с помощью работников Московского архива они нашли это место. В городе Ржев на братской могиле стоит памятник воинам, погибшим в той битве.
В 1983 г семья Сапьяновых ездила на могилу деда. На памятнике среди множества фамилий значится имя Козарезова Бориса Кирилловича. За памятником тогда ухаживали учащиеся местной школы.

Выводы

Прикоснувшись, в прямом и переносном смысле к истории семьи Сапьяновых, мы узнали, что в каждой семье есть свои герои, память о которых не угасает. Начав поиск с одной строчки в Книге Памяти, мы поняли, что за каждой строкой, за каждой фамилией на памятниках и обелисках стоят судьбы отельных людей, семей, поколений.
Нас взволновало отношение наших прадедов к Отечеству, к выполнению долга перед ним. Нам захотелось рассказать об этом учащимся нашей школы. На классных часах ко Дню Победы мы представляли нашу работу в 7 – 9 классах.