Урок природоведения в 5 классе.Тема: «Три Подарка Человеку. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.
Урок природоведения в 5 классе.
Учитель: Васильева Елена Михайловна
МКОУ Усть –Кадинская СОШ (2012г)
Тема: «Три "Подарка" Человеку. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.
Цели урока:
1. Сформировать у обучающихся представления о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу;
2. Развитие умений работать с различными источниками информации, индивидуально и в группе; развитие логического мышления и самоанализа.
3. Развитие чувства сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду.
Оборудование: магнитофон с записями звуков природы и праздничной музыки; раздаточный материал для работы в группах; оборудование для иллюстрации действия серной кислоты (пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани листа растения, металла, бумаги и т.д.); рисунки.
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала.
Ход урока
I. Орг. Момент
Добрый день, дорогие ребята.Садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Зовут меня Елена Михайловна! Как вас много и какие вы все красивые.
«Вот мы с вами не знакомы, но предмет нам знаком, соответственно, нам есть о чем поговорить. Давайте получим удовольствие от урока?»
Целепологание и мотивация.
Звучит праздничная музыка. Учитель беседует с детьми о праздниках и подарках.
Мы не случайно говорим с вами о подарках, Т.к о подарках мы сегодня будем говорить в течении всего нашего урока. Но слово подарки заключено в кавычки.
(слайд 1)
II. Проверка домашнего задания.
Не только мы делаем подарки, но и нам их делают. Природа тоже сделала подарки человечеству. Как вы думаете, какие? (то, что нам нравится)
Один из подарков — это прекрасные пейзажи. Давайте создадим на доске свою выставку. (Под запись звуков природы дети вывешивают на доску рисунки — домашнее задание.)
Учитель: Человек — старший сын природы-матери со временем становился все более умелым, умным, сообразительным и тоже стал делать подарки Земле, а значит, и себе. Правда, не всегда приятные и безобидные, а часто и просто вредные. Как же человек изменил Землю?(д/з)
Вот о таких «подарках» и пойдет сегодня речь.
Ребята, давайте вместе подумаем, что мы должны сегодня узнать на уроке. Обсудите свои предложения с соседом. (Дети формулируют цели урока на общих листах, затем они обсуждаются в классеПосмотрите, пожалуйста, на слайды. Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь.
(слайд 2)
Общая цель: выяснить, какие «подарки» природе делает человек, как они влияют на природу, что нужно для уменьшения их воздействия. Цель записывается на доске и в тетради.)
Актуализация знаний
Ребята, что же нужно для достижения нашей цели? Давайте проверим вашу сообразительность. Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы Жить не можем.
(Воздух)
Кто быстрее составит слово из букв?
(слайд 3)
МЕАФАТОРС 371692485А кто может сказать, как связаны эти два слова? (Воздух и атмосфера.)
Вот. и «подарки», о которых мы говорим на нашем уроке, тоже связаны с атмосферой.
Ребята, посмотрите, какой удивительный шарик залетел к нам в класс! Как вы думаете, что он хочет нам рассказать?
Почему он так раскрашен? Попытайтесь найти ответ в группах. На эту работу у вас 2 минуты. (На нарисованном воздушном шарике окраской показан состав воздуха.) «Спикеры» озвучивают мнения групп.(21% кислород, 78 азот, 1% - др. газы в том числе и углекислый газ)
Скажите, пожалуйста, почему на нашей традиционной разминке мы говорили об атмосфере? Посмотрите на цель урока. Какую ее часть мы уже выполнили?
I Изучение нового материала
Парниковый эффект
Мы уже знаем, что в атмосфере содержится углекислый газ. Часто с ним связаны удивительные случаи. Один из них рассмотрен в задаче. Решите ее, пожалуйста, в группе; текст — у вас на столах. (на решение дается 2 минуты)
Задача
В Италии есть пещера , в воздухе которой повышенное содержание углекислого газа (С02) по сравнению с обычным. Когда туристы заходят в пещеру с собаками, то через некоторое время они начинают задыхаться, а люди — нет. Как это можно объяснить? ( Ученые установили что в пещере все время выделяется оксид углерода, газ собирается внизу пещеры, люди заходят безо- всякого риска для здоровья и жизни, а животные погибают.
Вспомните, пожалуйста, другие свойства углекислого газа. Цвет, запах отсутствует, физические свойства – углекислота, двуокись углерода)(Дети перечисляют.)
Но, кроме перечисленных свойств, у него есть еще одно удивительное свойство. Посмотрите на рисунок. Какое? (Задерживает тепловое излучение.)
Ребята, сейчас весна, и на огородах, дачах делают специальные сооружения, которые удерживают тепло земли. Как их называют? То же самое, благодаря углекислому газу, происходит на всей Земле. Это явление получило название «парниковый эффект» (На доске запись: парниковый эффект, углекислый газ, С02.)
Давайте выясним, что же мы узнали о первом «подарке» человека. Для этого заполните пропуски на карточке с таким же названием, при необходимости используйте рисунок на доске. На работу дается 3 минуты.
(слайд 4)
Текст карточки
Углекислый газ задерживает ... в атмосфере. В результате температура воздуха .... Это явление называется ....
Производственная деятельность человека ... поступление С02 в атмосферу.
Давайте проверим, что у вас получилось. (Фронтальная проверка работы.)
Что же должен делать человек, чтобы это явление не развивалось? (Ответы детей.)
Ребята я каждый день помогаю снижению парникового эффекта. Я мою посуду сразу после еды... — снижается парниковый эффект.
Закончите логическую цепочку. Если кто-то из вас затрудняется, можно работать вместе с соседом по парте.
А теперь в группах обсудите, как еще можно помочь нашей Земле. Придумайте свои логические цепочки. Обратимся к цели урока: все ли мы узнали из того, что планировали?
Озоновые дыры
— Ребята, пока мы с вами решали такие сложные задачи, наш шарик улетел. Он поднимается все выше и выше. Представьте себе, что и мы поднимаемся вместе с ним. Вдруг на высоте 11 километров мы ощущаем знакомый запах. Так пахнет дождем. Но вот чудеса: дождя нет, а запах есть. Что за волшебство? Это озон.
(слайд 5)
Рассказ учителя об озоне с элементами беседы. Используются рисунки. (На доске запись: озоновые дыры, озон, Ог)
— Велика будет беда, если не станет у Земли защитника — озона. Земля станет пустынной и тихой. Что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить это? Представьте себе, что ваша группа — это ученые, работающие над данной проблем ой. внесите свои предложения. В вашем распоряжении 3 минуты. (По итогам — фронтальное обсуждение.)
Проблема сохранения озонового слоя относится к глобальнымПроблемам человечества.
— Ребята, вы сейчас работали в группе. А почему это задание было вам предложено именно для групповой работы? Вернитесь, пожалуйста, к цели урока. Оцените свои знания
Релаксация (звучит спокойная музыка)
Дети закрывают глаза, опускают голову на парту.
"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся..."
Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.
Кислотные дожди
Беседа учителя с детьми о дожде:
Оказывается, человек «подарил» всей планете и себе вредный кислотный дождь. (Запись на доске: кислотный дождь, кислота.)
Как же это получается? Откуда берется кислота в небе? Подумайте, обсудите проблему в группе, у вас на это 2 минуты. Найти ответ вам немного помогут рисунки на доске.
(Учащиеся по итогам обсуждения высказывают свои версии. Учитель, при необходимости, дополняет или исправляет ответы.)Как образуются эти дожди, мы с вами выяснили. А что произойдет, если выпадет такой дождь? Давайте посмотрим.
Учителем демонстрируется воздействие концентрированной серной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла, листа растения. Учащиеся заносят результаты опыта в таблицу.
Воздействие серной кислоты (Н2SО4) на различные тела
Объект воздействия Результат воздействия
Делается совместный вывод о воздействии кислотных дождей.
(слайд 6)
Беседа (или групповая работа) о том, что произойдет с Землей, если везде будут идти такие дожди; как мы можем этому помешать.
— Ребята, обратимся к цели нашего урока. Все ли мы узнали о кислотных дождях?
Закрепление материала
Обобщающая беседа учителя с использованием записей и рисунков на доске (с обязательным обращением к цели урока).
3) Заполнение таблиц (Приложение). Возможно помощь соседа, но тогда оценка на 1 бал снижается). Проверка правильности ответов по ключу на доске. Отличные оценки за эту работу дополнительно выставляются в журнал.
(слайд 7)
2) Оценивание работы учащихся на уроке – самостоятельной и внутри группы. На листах учета с одной стороны самооценка, а с другой оценка групповой работы
Обе оценки выставляются по форме:
Рефлексия
Дата Оценка за работу Впечатление об уроке по критериям
На уроке было интересно, узнал много нового(5)
Было не очень интересно, много думал о своем (3).
Урок не понравился , было скучно, нового ничего не узнал (2)
Листы учета собираются. Выставляется средняя оценка за урок.
IV. Домашнее задание
Заканчивается урок стихотворением В. Шефнера под запись звуков природы:
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей: В увеселительных походах Не растопчи ее полей; В вокзальной сутолоке века Ты ощутить ее спеши: Она — твой давний добрый лекарь. Она — союзница души.
Учитель: И домашнее задание тоже будет творческим, требующим частичку вашей души: сочините сказку, стихотворение на тему нашего урока или сделайте рисунок. Тем, кто не смог самостоятельно заполнить таблицу, следует повторить записи в тетради и еще раз прочитать текст учебника на с. 157—159.
Приложение к уроку «Три "подарка" человеку...»
Влияние деятельности человека на состав воздуха
Вещество Антропогенный источник появления Результат воздействия
2 Образуется при сжигании топлива. Увеличивается его содержание в атмосфере. Это приводит к парниковому эффекту и перегреву нижних слоев атмосферы
Содержится в дымах предприятий, образуется при сжигании топлива. Приводит к образованию кислотных дождей, которые губительно действуют на организмы и сооружения
4 Разрушает целостность озонового слоя, уменьшает его толщину, увеличивает поступление «жесткого» солнечного излучения
Несколько текстов для проведения релаксации на уроке.
1. Дети закрывают глаза, опускают голову на парту.
"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся..."
Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.
2. Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка.
"Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину." В течении 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции.
3. Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.
"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза. " Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.
Это лишь маленькая часть тех упражнений, которые можно проводить при релаксации. Каждый учитель может сам сочинить или подобрать текст. Главное не забывать, что ваш голос и музыка должны быть едины.
Удачи!
Три подарка человека самому себе.
1. Озоновая дыра.
В атмосфере нашей планеты есть тонкий слой особого вещества – озон. Это вещество способно защищать всё живое на Земле от губительного действия солнечного излучения. В некоторых местах озоновый слой становится таким тонким, что это место называют озоновой дырой. В настоящее время такая озоновая дыра образовалась над Антарктидой. Обнаружили её в 1986 году. Учёные утверждают, что "озоновая дыра" больше не увеличивается. Сейчас ее площадь достигает размеров Северной Америки.
2. Кислотные дожди.
- Что такое кислота?
Кислота – это очень едкое вещество, способное разъедать кожу, одежду, бумагу. Представьте себе, прошёл дождь из кислоты.
- К чему это может привести?
- Как вы думаете, откуда может взяться кислота в атмосфере?
Ребята, мы только что с вами говорили о загрязнении окружающей среды отходами промышленного производства. Часто бывает, что производства выбрасывают в атмосферу такие вещества, которые при взаимодействии с водой превращаются в кислоту. Иногда выпадают вот такие кислотные дожди, которые вредят растениям, даже разъедают здания, памятники. Особенно страдают памятники, сделанные из мрамора. В Великобритании от кислотных дождей страдают целые леса.
3. Парниковый эффект.
- Ребята, что такое парник?
- Представьте себе, если высоко в атмосфере натянуть полиэтиленовую плёнку. Что будет?
Роль полиэтиленовой плёнки в атмосфере играет углекислый газ.
- Что такое углекислый газ?
- Откуда он в берётся в атмосфере в больших количествах?Углекислый газ накапливается в атмосфере из-за сжигания топлива автомобилями, самолётами. Явление парникового эффекта вызывает глобальное потепление, что в конечном счёте, приведёт к потеплению климата, таянию полярных льдов, горных ледников, сократится площадь суши, поднимется уровень воды в океане, изменится погода.
Фреоны представляют собой хлорфторуглеродосодержащие соединения (хлорфторуглеводороды). Они появились еще в 20-х годах при развитии холодильной техники как хороший (недорогой и неядовитый) заменитель использовавшегося прежде аммиака. В дальнейшем фреоны получили широкое распространение при производстве различных аэрозолей (дезодорантов, лаков, инсектицидов и т.д.), а также в других областях техники (смазки, антикоррозийные покрытия, изготовления пенопластов и т.д.). Наиболее распространенными являются – F-11 (CFCl3) и F-12 (CF2Cl2). В нумерации фреонов зашифрована их химическая формула, поэтому наряду с F-11 и F-11существуют, например, F-22 , F-114 , F-116 и т. д. К фреонам также относятся фторуглеродные соединения, в которые вместо хлора входит бром. Так, в списке фреонов есть, например, F-13B1 (CF3Br) .
Рост производства фреонов во второй половине нашего века идет огромными темпами. За период с 1956 по 1975 г. промышленный выпуск F-11вырос почти в 50 раз, F-12 – в 20 раз. Соответственно растет и количество фреонов попадающих в атмосферу. Так, с 1950 по 1980 выброс F-11 выброс примерно в 300 раз, а F-12 – более чем в 10 раз.
Вывод.
(проблемы и пути их решения)
Все сказанное выше означает, прежде всего, борьбу с увеличением количества озона в тропосфере и с выбросом хлорсодержащих веществ (особенно фреонов, угрожающих стратосферному озону).
Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с разрушением озона и пути их решения.
Выхлопы автомобилей.
а) замена топлива в существующем автомобильном транспорте на экологически более чистое.
б) переход на другие источники энергии (например, электромобили, использование солнечной энергии).
Загрязнение хлорфторуглеводородами (холодильная техника, аэрозоли).
а) Переход от долгоживущих фреонам на короткоживущие (меньше года).
б) снижение, а затем и полное прекращение производства и использования фреонов.
Химические удобрения.
Сжигание промышленного топлива.
а) Переход на экологически чистую энергетику.
Ядерные взрывы.
Выброс отработанных газов при полетах высотных самолетов и крупных ракет.
Добыча нефти и природного газа.
Осознание опасности приводит к тому, что международной общественностью предпринимаются все новые и новые шаги в защиту озонового слоя. Рассмотрим некоторые из них.
1) Создание различных организаций по охране озонового слоя (ЮНЕП, КОСПАР, МАГА)
2)Проведение конференций.
а) Венская конференция (сентябрь 1987г.). На ней был обсужден и подписан Монреальский протокол:
– необходимость постоянного контроля за изготовлением, продажей, и применением наиболее опасных для озона веществ (фреоны, бромсодержащие соединения и др.)
– использование хлорфторуглеводородов по сравнению с уровнем 1986 г. должно быть уменьшено на 20% к 1993 г. и в два раза к 1998г.
б) В начале 1990г. учение пришли к выводу, что ограничения Монреальского протокола недостаточны и были внесены предложения о полном прекращении производства и выбросов в атмосферу уже в 1991–1992гг. тех фреонов, которые ограничиваются Монреальским протоколом.
Проблема сохранения озонового слоя относится к глобальным проблемам человечества. Поэтому она обсуждается на многих форумах самого разного уровня вплоть до советско-американских встреч на высшем уровне (в Вашингтоне, США в декабре 1987г.)
Остается лишь верить в то, что глубокое осознание грозящей человечеству опасности подвигнет правительство всех стран на принятие необходимых мер по уменьшению выбросов вредных для озона веществ.