Положение о классном часе


Положение о классном часе
1.Общее положение.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
2.Цели и задачи классного часа.
2.1.Формировать знания по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы; 2.2.Формировать гражданскую позицию, духовно –нравственные качества личности;
2.3.Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
2.4.Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2.5.Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
2.6.Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
2.7.Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
3.Функции классного часа.
3.1. Просветительская – расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе;
3.2. Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей;
3.3. Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность;
3.4. Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.
4.Содержание классного часа.
Содержание, цели, задачи зависят от возрастных особенностей и опыта учащихся. Содержание определяется, когда изучен уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкет, бесед). Требования к содержанию классного часа:
1.Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.
2.В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
3.Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
4.Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
5.В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.
6.Структура классного часа:
Классный час состоит из нескольких частей: - вступительная часть – постановка вопроса; - основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса; - заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения. Подготовка к классному часу классный руководитель должен выполнить следующее: Определение темы классного часа, формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом; тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа; составление плана подготовки проведения классного часа; подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора; определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме; определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа; выявление возможностей по закреплению полученной информации в дальнейшей практической деятельности детей. Классный час состоит из нескольких частей: - вступительная часть – постановка вопроса; - основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса; - заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.
Схема составления плана классного часа:
Вступительная часть: тема, цель, структура, материал и вопросы, кто ведет вступление, чем вызван интерес к данной теме.
Основная часть 1)материал наблюдений по данной теме; 2)материал газет и журналов; 3)материал художественной литературы; 4)материал научной литературы по данной теме и данному вопросу.
Заключение. Выводы, рефлексия.
6. Формы проведения классных часов.
Дискуссионные формы: - диспут; - дискуссия; - конференция; - круглый стол; - вечер вопросов и ответов; - встреча с приглашенными людьми; - лекторий - аукцион. Формы состязательного характера: - конкурс - викторина - путешествие - КВН - эстафета полезных дел - смотр - парад - презентация - турнир - олимпиада; Творческие формы: - фестиваль - выставка - устный журнал - живая газета - творческий труд - представление (проектов) - юморина - спектакль - концерт - ярмарка;Игровые формы: - ролевые игры - сюжетные игры - интеллектуальные: - игры – путешествия;
Формы психологического просвещения: - тренинг - исследование;
Подвижные формы: - веселые старты - малая олимпиада - школьная олимпиада - день...(атлетики, здоровья и т.д.);
Формы работы вне школы: - экскурсия - поход - выход (концерт, цирковое, театральное представление). 7.Оценка качества классного часа.
Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности. Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они высказывают или пишут по окончании классного часа.