Пресс-конференция по химииЗа здоровый образ жизни

МБОУ ВМР «Семенковская основная школа имени С.В.Солодягина»









ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
сценарий конференции с мультимедийным сопровождением















Автор
учитель химии
Худякова Е.И.












Семенково
2016
Когда нет здоровья, молчит
мудрость, не может расцвести
искусство, не играют силы,
бесполезно богатство
и бессилен разум.

Геродот


Цели:
1.сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, о значении здорового образа жизни.
2.расширить знания учащихся о пагубных последствиях вредных привычек (курении и алкоголя).
3.познакомить учащихся с историей вопроса.
4.продолжить формирование активной жизненной позиции по вопросу сохранения и укрепления своего здоровья.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые участники. Нашу пресс-конференцию хочу начать с притчи. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава!» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Здоровье – это действительно бесценный дар. Что такое здоровье! Здоровье – это состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения. Без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать.
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков, а остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
Давайте вспомним 10 золотых правил сохранения здоровья.
(Учитель задает вопросы, а ученики отвечают)
1.Двигательная активность.
Делает человека сильным, ловким, выносливым, работоспособным.
Зарядка- источник бодрости и здоровья.
2.Личная гигиена.
Помогает защитить человека от различных заболеваний, в том числе и инфекционных.
3.Закаливание организма.
Делает человека устойчивым к изменениям температуры окружающей среды.
4.Правильное питание.
Обеспечивает организм всеми необходимыми веществами.
5.Режим дня.
Помогает правильно, без ущерба для здоровья, организовать свой день, чередуя труд с отдыхом.
6.Правильное экологическое поведение.
Защищает организм от загрязнений окружающей среды.
7.Соблюдение правил психогигиены.
Помогает сохранять нервную систему здоровой , правильно формировать отношения с окружающими людьми.
8.Отсутствие вредных привычек.
Курению, алкоголю, наркотикам - нет. Это защитит от опасных и смертельных заболеваний.
9.Правильное сексуальное поведение.
Защитит от опасных венерических заболеваний и СПИДа.
10.Соблюдение правил поведения на дорогах, в школе, дома.
Защитит от травм.
Кадр презентации.
Ведущий 2: Как вы думаете, что наиболее сильно вредит вашему здоровью!
По нашим наблюдениям это курение и алкоголь.
Сегодня мы с вами посмотрим на табак и алкоголь глазами разных ученых и специалистов. Обратимся к историческим корням табакокурения и употребления алкоголя.
Ведущий 1: Слово предоставляется историкам.
Историк 1: Открытие Америки подарило человеку два знаменитых растения - картофель и табак. По справедливому выражению Гете, картофель стал для человечества благословением, а табак - карой. Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности и Европе, и в Азии, и в Африке. Листья его сжигались на костре, и их дым, на людей оказывал одурманивающее действие. Упоминания о курении есть в древнекитайских летописях. Курили и египетские фараоны. Однако вплоть до средних веков нашей эры курение было лишь частью религиозных ритуалов.
Историк 2: Распространение табачной заразы среди народов мира связывается с именем Колумба, который вместе с членами своей знаменитой экспедиции впервые увидели индейца, «пьющего дым». Со второй половины 16 века курение начало «триумфальное» шествие по странам и континентам. Но почти сразу, же началась и борьба против курения. В 1604 году вышел труд « О вреде табака», принадлежавший Якову 1 Стюарту, королю Англии. В нем отмечалось, что это «привычка, вредит легким и сердцу, вредна для зрения и обоняния».
Историк 3: Курение в России.
О появлении табака в России мнение ученых-историков расходятся. Одни считают, что курение табака на Руси было ещё до открытия Америки, другие полагают, что табак завезли английские купцы во времена Ивана Грозного. Называли его «чертово зелье». Михаил Романов запретил курение из-за частых пожаров. Тем курильщикам, которые попадались первый раз, давали 60 ударов палками по стопам, а во второй раз отрезали уши и нос (1634г.). Очень давно люди поняли, что табак – сильный яд. Его стали с успехом применять для уничтожения клопов, блох. Его раствором опрыскивали деревья для уничтожения вредителей.
Историк 4: Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. Явление сбраживания было открыто почти одновременно во многих местах, и сейчас нам не с кого спрашивать за то, что этот джин был выпущен на свободу. А что в России! На царских пирах пили ковшами и чашами, но не водку, а «мед-пиво» крепость их не превышала 5-7 градусов. Водка в России появилась в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный устроил в России первый кабак, где водку подавали только опричникам. Спаивание народа безудержным становится в конце 19 века, когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без выпивки.

Ведущий 2: Почему же люди начинают курить! Этот вопрос мы адресуем школьному психологу.
Психолог:
По данным анкеты в нашей школе среди учащихся 7-9 классов курит % школьников. Почему же люди курят! Данные исследования причин курения у школьников таковы. Многие пробуют курить очень рано, в 6-8 лет. Большинство опрошенных учащихся не знают точной причины курения. Можно увидеть, как меняются причины курения от возраста. Главная причина курения восьмиклассников - это желание казаться взрослыми. Зато у 9классников эта причина стоит на последнем месте. Но во всех возрастных группах много учащихся, которые начали курить из любопытства.
Ведущий 1: Как происходит процесс курения! Каков состав продуктов горения сигареты! Слово предоставляется химикам.
Химик 1: Курение представляет собой тление табака и бумаги при температуре 300С. Образующийся при этом дым является смесью 1200 газообразных, жидких и твердых компонентов, которые вредны для организма. Кроме никотина, он содержит угарный газ, цианистый водород, аммиак, пиридин, метанол, радиоактивные вещества, различные полицеклинические водороды, вызывающие рак и другие вещества. Ядовитость табачного дыма в основном все же зависит от содержания никотина. Никотин встречается в листьях табака. В свободном виде никотин- бесцветная маслянистая жидкость с характерным запахом табака. Никотин крайне токсичен, в малых концентрациях возбуждает ЦНС и повышает кровяное давление; он обладает также инсектицидными (уничтожающими насекомых) свойствами, поэтому используется в сельском хозяйстве для опрыскивания растений.
Химик 2: В табачном дыме обнаружен целый ряд веществ, объединенный общим названием канцерогены, т.е. вызывающий рак. Более кг этих веществ накапливается в легких у много и долго курящих людей. Огромное количество в табачном дыме и радиоактивных веществ. При выкуривании одной пачки сигарет в день человек получает дозу радиации, в 7 раз превышающую ту, что признана предельно допустимой Международным соглашением по защите от радиации. Неопровержимо доказано: радиация табачного происхождения – главная причина раковых заболеваний. Крайне ядовитым радиоактивным изотопом единодушно признан полоний -210.Подсчитано: в бронхах и моче курящего человека количество полония-210 в 6-7 раз больше, чем у не курящих людей.
Химик 3: Давайте проведем несложный эксперимент.
Опыт 1.Смастерим нехитрый прибор, с помощью которого можно собрать продукты горения табака, которые курильщики конденсируют в своих легких. К стеклянной трубке с ватным шариком присоединим сигарету и резиновую грушу. Сожмем грушу и подожжем сигарету. Распрямляясь, груша будет медленно просасывать дым через трубку. Часть продуктов горения соберется на ватном шарике (показывает ватку). Убедитесь, несмотря на фильтр в сигарете и ватную преграду, в дыме остается много смолы.
Опыт 2. Наполненную дымом грушу плотно прижмем к листу фильтровальной бумаги и выдавим содержимое. На бумаге остается темно-коричневая клякса.
Опыт 3. Ватку, служившую фильтром, поместим в 1мл воды и оставим постоять 5-10 минут. Желтоватый раствор сольем и разделим на две части. К 1-ой части по каплям добавим темно- розовый раствор перманганата калия. Раствор мгновенно обесцветился. Значит в продуктах горения много непредельных углеводородов. К 2-ой части добавим 2-3 капли 1% раствора хлорного железа. Интенсивная окраска в пробирке с исследуемым раствором говорит о присутствии фенола.
Кадр презентации. Состав сигаретного дыма.
Ведущий 2: Подробнее о влиянии табака на организм человека расскажут медики.
Врач-кардиолог: После каждой выкуренной сигареты повышается систолическое и диастолическое давление крови. Также увеличивается число ударов сердца и его минутный объем. Кроме того, сигаретный дым вызывает сужение сосудов периферических артерий. Наряду с этим курение способствует развитию состояний, приводящих к образованию тромбов, вследствие ускоренной агрегации и адгезии тромбоцитов, повышения уровней фибриногена в плазме и вязкости крови; сокращения периода жизни тромбоцитов и времени свертывания крови.
Курение также приводит к повышению общего содержания холестерина в сыворотке крови и уровня свободных жирных кислот в плазме. Курение усиливает риск наступления внезапной смерти и развития атеросклеротического заболевания периферических сосудов, что, в свою очередь, повышает риск омертвления ткани и ампутации конечностей у таких пациентов. Наряду с этим курение самым непосредственным образом взаимосвязано с гипертензией и повышением содержания холестерина в крови, что повышает риск развития коронарной болезни и сердечно-сосудистой болезни. После выкуривания сигареты наблюдается сужение сосудов примерно в течение 30 минут. Это приводит к увеличению нагрузки на сердце. С годами у заядлых курильщиков возникает «хромота»- боли, в конечностях даже при непродолжительной нагрузке.
В результате курения развивается воспаление слизистых оболочек органов дыхания, которое вызывает кашель; грубый, хриплый голос- результат воспаления голосовых связок; кроме того, появляется одышка, а в перспективе возможно развитие туберкулеза и рака легких.
Часто у курильщиков наступает никотиновое отравление. Его признаки таковы: слюнотечение, тошнота, побледнение кожи, слабость, головокружение, сонливость. Сюда следует добавить чувство страха, головные боли, шум в ушах.
Кадр презентации.
Врач-гастроэнтеролог: Среди курильщиков чаще, встречается язва желудка и двенадцатиперстной кишки и, как следствие, - появляется неприятный запах изо рта; более того, в случае такой язвы опасность летального исхода у курящих выше, чем у некурящих больных. Кроме того, пептические язвы у курильщиков плохо поддаются лечению.
Врач-онколог: У курильщиков рак легких встречается в 20 раз чаще, чем у некурящих людей. Табак является причиной смертности от рака легкого в 90% всех случаев. В сочетании с неблагоприятным воздействием различных видов пыли, провоцирующих респираторные заболевания, аллергию и астму, курение может приводить к раку носовой полости и придаточных пазух.
Кадр презентации.
Врач-гинеколог: Особенно опасно курить во время беременности - это, значит подвергать опасности и здоровье новорожденного. Под воздействием никотина ухудшается кровоснабжение плаценты и тем самым питание плода, попадающий же из табачного дыма в кровь плода угарный газ ухудшает обмен веществ новорожденного. У курящих матерей вырабатывается меньше молока, чем у некурящих. Курение матери приводит к увеличению
числа врожденных дефектов развития ребенка и ухудшает его физическое и психическое развитие. Кадр презентации.
Женщины, у которых курят мужья , живут на 4 года меньше по сравнению с женщинами, у которых мужья не курят. Пассивное курение увеличивает на10-30% риск развития рака легких.
Ведущий 1.
О влиянии алкоголя на организм человека расскажут медики.
Кадры презентации.
Химик 4: Давайте проведем несложный эксперимент.
Опыт. Влияние алкоголя.
Нарушение свойств белка при воздействии на них спирта. Берем белок куриного яйца, добавляем 95% этиловый спирт. Наблюдаем появление плотного белого осадка. Разрушается структура белковой молекулы, белок погибает.
Ведущий 2.
Народ образно подметил пагубное влияние табака и алкоголя.
Почему Гете сказал: Табак – забава для дураков?
Объясните смысл пословиц и поговорок.
1.Пьяному море по колено, а лужа по уши.
2.Что у трезвого на уме, у пьяного на языке.
3.С хмелем знаться, с честью расстаться.
4. Пить до дна, не видать добра.
5.Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей» Ф.М.Достоевский.
6.«Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным».Г.Лессинг.
7. Человек вгоняет в рот врага, который берет его ум, а потом сам с радостью и весельем превращается в скота. Алкоголь для нас суеверие и сумасбродство. Вильям Шекспир.
8.Самая большая победа- это победа над собой, а самое постыдное - это быть побежденным своими страстями. Демокрит.
9.Спирт и опиум - близнецы ада и гибели. Эдгар По.
10.Пьянство - добровольное безумие. Аристотель.
Ведущий 1.
Одной из причин употребления алкоголя и курения является реклама. Она оказывает огромное воздействие на наше подсознание. Реклама окружала нас до недавнего времени повсюду: в журналах, на экранах телевизора, на рекламных щитах.
Ведущий 2.
Никотин и алкоголь оказывают наркотическое действие на организм человека, вызывают зависимость.
Она проявляется по- разному. Если курильщик какое-то время не курил, он становится беспокойным, нервным, у него портится настроение. Они уже не хозяева своего тела. Так как же бросить курить?
Кадр презентации. Рекомендации бросающему курить.
Кадр презентации. Информация для тех, кто бросил курить.
Практическое занятие. Раскрась курильщика.
Ведущий 1.
Ваша судьба в ваших руках. Вы слушали, переживали, задумывались и это вселяет надежду в то, что вы сделаете правильный выбор.
Соизмерьте ценность вашей жизни и пагубное увлечение табаком и алкоголем.
Ученик.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго.
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе?
Активно двигаться и в меру есть?
Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?
И только так здоровье сохранить!
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку друг! Давай с тобой поможем
Планете всей здоровье сохранить.
(Тухманов).


Использованная литература.
1.Журнал «Химия в школе», №5,1991, статья «Антиалкогольное воспитание учащихся при изучении этанола» стр.69-70.
2. Учителя о внеклассной работе по химии. Составитель А.А.Лазаренко. Москва, «Просвещение»,1981.
3. Внеклассная работа по химии в сельской школе. В.Г.Андросова и др. Москва, «Просвещение»,1983.
4.Изучение химии в сельской школе . Методическое пособие под редакцией Л.В. Байбородовой., Ярославль,2003.
5. Предметные недели в школе. Химия .Физика. Составители Л.М. Брейгер, П.В.Глинская., Волгоград,2001.



15