Социальный проект Школа добрых дел для аттестации




Пояснительная записка.
Актуальность:
В современном мире нравственные критерии несколько изменились, и жизненные ценности поменяли свой смысл. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.
Данный социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств. Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Социально активная деятельность сообщества готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.
Тема проекта актуальна ещё и потому, что на лицо дефицит человеческого милосердия. Проект содержит ряд положений, составляющих в совокупности основу нравственного воспитания, значимость которого определяется требованиями общества к личности. Он объединил вокруг себя много детей и взрослых, стал общим делом. В ходе проекта формируются и развиваются определённые компетенции: формирование общечеловеческих ценностей, уважение к старшим, забота о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Народная мудрость гласит: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра - спасение души». Своими делами мы постигаем, что значит быть добрым и милосердным, что доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, почувствовать чужое горе как своё собственное, пожертвовать чем-то для людей, разделить радость. Без этого не бывает ни доброты, ни милосердия.
Мы сейчас точно знаем, что добрый человек притягивает к себе, как магнит. Он отдаёт частицу своего сердца окружающим людям. Мы сейчас понимаем сами и готовы разъяснять другим, что каждому из нас жизненно необходимо ощущать вокруг себя очень много любви, веры и справедливости. Этим богатством мы можем делиться с другими, быть чуткими к боли ближнего, успеть подать руку, наполненную сердечным теплом.
Несколько лет назад в нашей школе был создан волонтерский отряд, и у подростков появилась аргументированная мотивация быть вовлечёнными в общественную жизнь. Огромная работа, проводимая волонтёрским отрядом «Мир не без добрых людей», способствовала совершенствованию социальной компетенции подрастающего поколения. Для дальнейшего развития волонтерского движения в нашей школе мною был разработан долгосрочный проект «ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ»
Сроки реализации проекта: 4 года (2013 – 2017гг)
Основные цели и задачи реализации программы:
Цель: Создание условий для осуществления нравственно-патриотического воспитания, развитие творческой активности обучающихся через организацию волонтёрской деятельности.
Задачи:
социальная поддержка ветеранов,
воспитание внимательного отношения к людям старшего поколения, инвалидам,
духовной потребности заботиться о них;
сохранение культурных традиций и изучение народного творчества народов России и мира;
развитие волонтёрского движения;
Формирование активной жизненной позиции у обучающихся;
воспитание любви и уважения к «малой родине», изучение истории родного города.
Этапы реализации проекта1 этап. Организационный:
определение темы и актуальности проекта;
определение цели и задач проекта;
формирование состава творческих бригад из обучающихся начального звена и координация их деятельности.
2 этап. Планирование деятельности по выполнению проекта:
Разработка плана социально-значимых мероприятий;
Определение целевой аудитории и последовательность работы по различным направлениям проекта.
3 этап. Реализация проекта. 4 этап. Подведение итогов:
контроль и оценка проведения мероприятий;
анализ результатов деятельности (отчеты, презентации, награждения по итогам учебного года);
определение перспективы развития данного проекта.
Содержание проекта
1 направление: «Милосердие
Цели:
возрождение лучших отечественных традиций благотворительности;
воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Актуальность этого направления очевидна. Мир, в котором мы живем, становится жестоким. Происходит попирание нравственных законов и ценностей. Равнодушие к человеку стало настолько повседневной нормой современного общества, что такое понятие как «милость» ушло совсем из нашего лексикона. Через СМИ мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, вскоре могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети - это наше будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества. Для детей маленького возраста, не способных пока на собственные умозаключения и размышления, путь привития милосердия лучше всего осуществлять собственным примером и примером добрых поучений и сказок, в которых делающие добро поощряются расположением окружающих, и в итоге своей добродетелью «заражают» других героев. Проводимая работа по данному направлению способствует возрождению лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания к инвалидам, пожилым и обездоленным людям, ощущение себя частью социума и формирование чувства ответственности за него.
2 направление: «Приумножение традиций родного города»
Вязьма — город в России, административный центр Вяземского района, расположенного на востоке Смоленской области. Население 56,5 тыс. жителей. Город расположен на реке Вязьма, в 175 км от Смоленска, на Вяземской возвышенности, в районе, где река Вязьма резко меняет направление своего течения с южного на северо-западное. Вязьма — родина таких известных людей, как лётчик Юрий Янов, народный артист Анатолий Папанов. В Вязьме жила Иулиания Вяземская (неизвестно - 1406), княгиня, святая православной церкви. Убита в городе Торжке (ныне Тверская обл.). Козырев Валентин Тимофеевич родился в городе Вязьма Смоленской области.(1916—1997)- советский конструктор авиационных двигателей. Дети стараются участвовать в городских мероприятиях. И помогают в благоустройстве города.

3 направление: «Гражданская инициатива и позиция»
Цели:
Прививать обучающимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям - патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу;формировать основы национального самосознания;
В основе образовательной политики современной России лежит идея многокультурности общества, толерантности, гражданственности и патриотизма. Действительно, патриотическое воспитание, духовное переустройство, нравственное возрождение русского общества невозможны без воспитания глубокого уважения и бережной любви к Родине. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейшей задач в современной школе, ведь юность и детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое может сделать школа, ее роль невозможно переоценить. Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к Родине, участие в гражданских акциях.
4 направление: «Сохранение традиций народов России и мира»
Цели: воспитывать обучающихся, в духе толерантности; повышение культуры межнационального общения;
Первый шаг к формированию культуры толерантности - это знание истории народа, родного края, языка, обычаев предков, что возвышает человека, делает его сильнее духом, тверже характером, расширяет кругозор, дает нравственную опору.
В настоящее время, используя средства культуры, у каждого человека необходимо развивать межнациональную толерантность, формировать чувство принадлежности к своему народу, к своему этносу, любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа, стремление владеть своим национальным языком, своей культурой.
Данное направление реализуется через соприкосновение с народным искусством и традициями. Участие в народных праздниках духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа мы ставим музыкальные спектакли, в основе которых лежит фольклор. Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи, чтобы не терять связь времён и поколений.
5 направление: «Пропаганда ПДД и пожарной безопасности»
Цели: пропаганда знаний правил дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Формирование общественного сознания подрастающего поколения в области пожарной безопасности;
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в подростковом возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования их общей культуры. Необходимость этого направления обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей и педагогов тревожит проблема безопасного поведения учащихся на улице, дома, на природе. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо формировать ответственность школьников за своё поведение и здоровье.
Работа в этом направлении заключается в формировании у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности. Приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях. Акцент делается на формирование грамотного участника дорожного движения, на овладение навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил, чтобы не допустить пожара и предполагает ознакомление учащихся с опасностями различного характера. Игровые технологии дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, дорогах и улицах.
6 направление: «Реализация преемственности образовательных учреждений (детский сад - школа)»
Цели:создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе;
поднять престиж школы.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна подразумевать только подготовку детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителям необходимо знакомиться с формами и методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников с учебной и общественной деятельностью в школе дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школьной жизни, желание учиться.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Ожидаемые результаты
формирование нравственности, гуманизма и толерантности у обучающихся;
приобретение обучающимися опыта социально значимой волонтёрской деятельности;
воспитание уважения к социально незащищенным людям и людям старшего поколения;
осознание обучающимися потребности в развитии своих творческих способностей.

Литература.
Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеурочное время. М.:2005
3Детское движение. Составитель: Лежнева Ю.А. Мн, 2004.
4.Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003г.
Прутченков А.С. Шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. - М.,2001г.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. - 2001. - № 9-10; 2002 - № 1-5.
Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
Информационно-методический журнал «Вестник детского движения».