Статья«УРОК КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОДАРЁННОЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ФГОС»

С.Е. Моржак,
г. Ульяновск
педагог-психолог высшей квалификационной категории
МАОУ «Физико-математический лицей №38 г. Ульяновска»

«УРОК КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОДАРЁННОЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ФГОС»

В современном мире осуществление основных идей модернизации образования связано с качеством образовательного процесса в обеспечении его доступности, укреплении направлений в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях в целях формирования ОДАРЁННОЙ личности. «Одарённость» становиться актуально-новым требованием к результатам учебно-воспитательного процесса. Существуют две крайние точки зрения: «одаренные дети встречаются редко». «все дети являются одаренными» Сторонники одной из них полагают, что одаренность уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Мы придерживаемся иной точки зрения - до уровня «одаренного» можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий успешности.
Однако, низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования в плане формирования потенциала личности, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы. Поэтому, многочисленные психофизиологические исследования убедили педагогов, психологов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению психологического здоровья школьников и формирования одарённости.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для формирования одарённой, и прежде всего, ОДАРЁННОЙ личности, а это подразумевает понятие «одаренность» не как врожденную способность ученика (априори), но как процесс - инструмент формирования личности и, следовательно, повышения качества общего образования. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации психологической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
1. реальной разгрузки содержания общего образования;
2. использования эффективных методов обучения;
3. организации мониторинга состояния здоровья детей;
4. рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей
5. организация психологического сопровождения образовательного процесса.
Отправной точкой в организации учебной и воспитательной работы в системе образовательных стандартов второго поколения является представление о ключевой роли учащегося в системе образования.
Школьник приходит в школу не только для того, чтобы получать знания, но и для того, чтобы школа содействовала личностному росту и стремлению достичь зрелости. Прежде всего, в процессе обучения ученик должен духовно расти и самосовершенствоваться как ОДАРЁННАЯ личность.
Это обстоятельство делает всех субъектов системы образования: учеников, учителей, родителей, администрацию сопричастными к воспитательному процессу формирования успешной (одарённой) личности и быть ответственными за его результат.
В таком сложном процессе, как становление личности, возникают различные проблемы, связанные и с возрастными кризисами, внешними обстоятельствами, личностным ориентированием в ситуациях различного содержания.
Умение эффективно решать проблемы формирования одарённости в системе образования является доминантным аспектом в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса и зависит, прежде всего, от способности участника процесса выделять субъективный контекст и видеть ценностно-мировоззренческие и социальные аспекты каждого ребенка.
Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей учебной деятельности является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя и учеников. Урок – живая клетка учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для школьника совершается, прежде всего, на уроке. Каждый урок – это ступенька формирования личности. И поэтому преодоление проблем, возникающих на уроке, является одним из основных условий формирования психологически здоровой личности.
«Амплитуда колебаний» возникающих проблем, успешность их преодоления в большей степени зависит от теории урока, от разработки и научного обоснования взаимосвязи элементов урока, его структуры направленных на личностно - ориентированное направление образовательной модели.
Принципы преподавания имеют в своем распоряжении целый арсенал психолого-тактических приёмов обучения, позволяющим ученикам усваивать конкретные понятия, навыки и сведения в процессе каждого урока. Таким образом, урок – не самоцель, а психолого-педагогический инструмент, в процессе развития здоровой успешно, и значит, одаренной личности учащегося. Это обстоятельство делает всех субъектов системы образования сопричастными к воспитательному процессу и ответственными за его результаты.
Основные цели и задачи нашей работы заключаются в следующем:
Обеспечение психолого-педагогических условий для роста и самосовершенствования личности ученика;
Изменение психологических приоритетов в структуре потребностей;
Нравственное совершенствование личности;
Усиление мотивации учебной деятельности;
Побуждение личности к росту потенциальных творческих возможностей;
Развитие навыков взаимодействия в коллективе;
Приобретение опыта организации самостоятельной работы;
Ведение диалога «без поражений»;
Умение строить эффективную модель межличностного общения;
Приобретение позитивного жизненного опыта;
Формирование ответственной гражданской позиции;
Воспитание правового сознания (знание традиций, культуры, истории, уважение к закону);
Воспитание и поддержание демократических ценностей;
Формирование экологической культуры;
Воспитание чувства общности, этики;
В МАОУ ФМЛ № 38 формируются условия для решения этих многосложных задач, создана и успешно осуществляет свою деятельность система воспитательной работы, обеспечивающая полное удовлетворение потребностей растущей личности в психолого-педагогическом, духовном и нравственном развитии.
Среди основных задач школы значатся:
Удовлетворение потребности личности ребёнка в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
Накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных ценностей и сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса;
Обеспечение эффективного взаимодействия между всеми подразделениями учебного и воспитательного процесса;
Выработку стратегии развития ОУ в данном направлении
Формы реализации программы:
Разработка научно-методических, организационных и координационных аспектов, связанных с умением решать проблемы ситуативного характера;
Разработка и реализация предложений по улучшению существующих и применению новых методов образовательных маршрутов.
Создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
Социально-психологическая поддержка участников образовательного процесса;
Формирование мотивации, осознанной необходимости заботиться о своем здоровье
Важной проблемой образования является проблема проектирования урока в аспекте развития одаренности у учащихся. В соответствии с этим конечный результат урока – явление сложное, многоаспектное и его нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают на данном уроке. Кроме того, важен не только конечный результат сам по себе, но пути его достижения – это умение преодолевать проблемы и трудности каждого этапа учебного времени, на что непременно будет влиять, прежде всего, характер отношений между учителем и учениками. Таким образом УРОК - системообразующий компонент ФГОС –психолого-педагогический анализ развития качеств «одаренности» у учащихся. Раскрытие учителем качеств одарённости у каждого ученика – есть конечный результат урока. ОДАРЁННОСТЬ складывается из двух составляющих: во-первых, компетентной деятельности учителя, во-вторых, результативной деятельности учащихся. Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат первого.


Список литературы:
1. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] //Школьный психолог. - 2001 - № 32
2 Белова С.В. Диалогическая позиция учителя как основа его педагогического мастерства[Текст] //Гегярлт (Просвещение).-1988.-№ 1.
3. Бондаревская Е.В..Педагогическая культура как общественная и личностная ценность[Текст] //Педагогика.-1999.- №3
4. Войтенко Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание[Текст] //Директор школы.-2000.-№3
5. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всероссийской конференции [Текст] и/ Под ред. О.С. Газмана.-М., 2015г
6. Как анализировать свой собственный урок/[Текст] /Завуч.- 2000.- №4.
7. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: Методическое пособие. Часть I. Умственное развитие учащихся и сформированность учебной деятельности [Текст] – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
8. Калинина Н.В., Лукьянова М.И., Барбитова А.Д. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. [Текст] – Ульяновск ИПК ПРО, 2014.
9. Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации [Текст] //Директор школы.- 2012.- №2.
15