Статья Психолого-педагогический аспект проблемы обучения английскому языку в начальной школе
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Э.М.Мугинова, учитель английского языка I квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Чистополь, РТ
Psychological and pedagogical aspect of English language teaching problem in primary schools
E.M.Muginova, a teacher of English of the first qualification category, Municipal and budgetary educational institution "Secondary school number 5" Chistopol, Tatarstan Republic
Статья поднимает вопросы раннего обучения английскому языку, изучения английского языка дошкольниками и учениками начальной школы. The article raises the questions of early English language studying, learning English by preschool children and pupils of primary school.
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
«Ребёнок – это факел,
который нужно зажечь,
а не сосуд,
который надо заполнить».
Франсуа Рабле
В настоящее время переход к обучению детей английскому языку в начальной школе создает совершенно иную психологическую ситуацию. Одной из важнейших функций начального обучения следует считать формирование навыков и умений учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой операций, необходимых для успешной учебной деятельности в будущем. При этом очень важно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила шаблонного характера: ум ребенка должен оставаться гибким, творческим, а не закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Главной целью обучения английскому языку является его использование в реальной жизни. Мы учим ребенка быть активным, полноценным членом общества, который легко адаптируется в социуме.
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личности, и просчеты, допускаемые здесь, нанесут в будущем неизгладимый урон. Мало дать школьнику определенный набор или систему знаний, передать ему социальный опыт, это необходимо делать в такой последовательности, чтобы основные точки развития детского интеллекта и вообще развития высших психологических функций, были обеспечены необходимым и достаточным материалом. Это требование особенно часто нарушается в обучении неродному языку.
Рассмотрев психологические функции, которые мы обязаны обеспечить при обучении английскому языку в начальной школе, перейдем к вопросу об основной стратегии обучения языку маленьких детей. О том, на какие мотивы нам необходимо опираться на разных этапах, и о том, какое участие в этом обучении должен принимать интеллект ребенка, его мышление и сознание.
Изучение английского языка - это сложный процесс формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает постоянно взаимодействовать с
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
уже выработанной системой родного языка, испытывая на себе ее всепроникающее воздействие. Как показали исследования, психологической основой для овладения речью в нашем детстве является не память, тем более механическая, а речевая врожденная функция. Эта функция синтезирует в себе все необходимые психические свойства для обработки речевого потока. Первая специфическая особенность заключается в том, что ее деятельность ограничена во времени (примерно к 9-11 годам жизни ребенка она прекращает свою работу). Вот почему с такой легкостью чувствует ребенок речь и почему так трудно ему усвоить второй язык уже после того, как речевая функция прекратила свою деятельность. Вторая особенность речевой функции: ребенок имеет возможность овладеть несколькими языками, не смешивая их друг с другом, если люди, которые общаются с ребенком сами не делают этого. Все исследователи утверждают, что обучение английскому языку должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей.
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
Также считается доказанным, что специальные занятия можно начинать проводить с детьми 3-10 лет, до трех - бессмысленно, после десяти - бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими способностями выше среднего уровня.
Лучше всего начинать изучение английского языка в 5 -8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится осознанно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому "кодировать" свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на английском языке. Дети легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Важно помнить, что в этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на английском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.
Игра в обучении английскому языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, сосредоточенности. Ведь каждая игра имеет правила, и по законам игры, ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам.
Дети младшего школьного возраста любознательны, при восприятии склонны обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное. Однако внимание их отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-5 минут) монологических объяснений учителя английского языка, поэтому любое объяснение нужно строить в форме беседы. У детей преобладает
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Применение игровых приемов позволяет создать условия для произвольного усвоения детьми всех языковых средств (лексики и речевых образцов) в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.
Воображение ребят достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Что касается речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Речь носит, в основном, описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи. Например, дети умеют объяснять правила игры. Любой нормальный ребенок может и должен овладеть английским языком и свободно пользоваться им в общении. Если он этого не достигает, следовательно, мы либо не сформировали у него требуемых умений, либо недостаточно учли его индивидуальные особенности.
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
Первая трудность заключается в отсутствии у школьника актуальных мотивов овладения английским языком. В раннем детстве в таких мотивах не было необходимости, так как речевая функциональная тенденция и языковая среда составляли достаточно сильный импульс для усвоения языка. Теперь же, когда школьник владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, удовлетворяет основные жизненные, социально-культурные и познавательные интересы, необходимость владения вторым иностранным языком отпадает.
Актуальными для изучения английского языка могли бы стать следующие мотивы: стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу - носителю этого языка и интерес к его культуре.
Вторая трудность освоения английского языка связана с владением учащимися родным языком. На уроках английского языка ученик, во-первых, невольно переводит на родной язык смысловые единицы второго языка, то есть
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
осознание им этих единиц достигается не с помощью английского языка, а посредством родного. Во-вторых, при попытках построить речевое высказывание на английском языке ученик использует речевые структуры родного языка.
Третья трудность - это личностные психологические барьеры, которые смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки.
Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся не стимулирующими оценками и отношением учителя английского языка. Вот почему необходимо усилить роль стимулирующих оценок в процессе обучения английскому языку. Давая оценку работе ученика на уроке английского языка, учитель должен, прежде всего, отметить положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на таком фоне высказывать свои замечания, указывать пути устранения пробелов.
Следующим условием повышения эффективности процесса обучения английскому языку младших
III Международный научно-практический форум
«ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА - СТРАТЕГИИ УСПЕХА»
школьников является осуществление процесса обучения на основе личностно-гуманного подхода. Ученик должен чувствовать веру в свои способности, радость за свои успехи, желание идти вперед. При неудачах необходимо помочь школьнику осмыслить их, оценить их как временные трудности, которые можно преодолеть, увидеть пути своего дальнейшего продвижения и успеха.
Таким образом, мы приходим к выводу, что раннее обучение английскому языку младших школьников психологически и педагогически обосновано и оправдано.