Психолого-педагогический аспект обучения и воспитания как условие развития одаренности
Педагог- психолог школы-гимназии №1 Юдинцевой Н.В.
Тема « Психолого-педагогический аспект обучения и воспитания как условие развития одаренности»
Моя работа направлена на создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, конструктивного решения неизбежных конфликтов, освоения индивидуально значимых и ценных методов познания, общения, понимания себя и других. В своей работе я считаю важным отслеживать психолого-педагогический статус ребенка: исследование познавательной, эмоционально-личностной и мотивационной сфер развития, особенности общения и поведения и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
Создание и поддержка креативного пространства в школе является одной из значимых задач психологической службы. В современной школе ученики не только получают определенные знания , умения , но и развивают творческий потенциал, умение нестандартно мыслить и творить.
Блок «Развитие творческого потенциала учащихся» включает в себя диагностику, наблюдения, креативные тренинги. В обычной школе развивать творчество ребенка можно, но трудно. Психолог исходит из того, что любая творческая деятельность детей – первый шаг к развитию креативности. Представляю диагностический инструментарий, который я использую в своей практике.
Диагностика учащихся с целью изучение интеллектуального, творческого, личностного потенциала:
Культурно-свободный тест Кеттелла; тесты интеллекта Г.Айзенка (диагностика вербальных, вычислительных, компьютерных, визуально-пространственных способностей);
Исследование творческих способностей проводится с помощью теста Е.П. Торренса
Исследование личностных особенностей одаренных детей: методика изучения детской креативности как черты личности ребенка. Овчарова Р.В.
Психометрическая оценка уровня развития креативного мышления позволяет говорить о необходимости непрерывной, развивающей деятельности, направленной на повышение творческого потенциала учащихся
Проведение креативных тренингов:
3-4 класс занятия по развитию творческого мышления «Маленький волшебник»
Различные развивающие игры и упражнения и др.
Нестандартный подход в решении проблем и т.д.
11 класс «Я творческая личность»
коммуникативные тренинги;
групповые дисскусии «Взгляд в будущее»
психологические игры и упражнения
«Что было бы, если бы», «Мои необычные рисунки», «Моя легенда», «Настроение группы», «Письмо себе любимому», «Горячий стул»
Ученик, обладающий высоким творческим потенциалом, креативностью, позитивным мышлением; способный к творческой самореализации и самовыражению; отличающий широким кругозором, интересный в общении.
Широко применяется метод творческой проектной деятельности. Главное что мы должны развивать в учениках – самостоятельность в выборе темы и подходов к ее реализации. Кроме того, вовлечение детей в подготовку мероприятий, где присутствует элементарное творчество. А эти шаги могут быть самые разные, возможностей много. Было бы желание, и силы.
Блок «Развитие творческого потенциала педагогов»
С целью развития и поддержания креативного пространства учителей проводятся различные мероприятия: семинары-практикумы для учителей «Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности детей», «Педагогические приемы создания ситуации успеха», интерактивная лекция «Креативный ребенок: какой он?»; провожу психологический анализа творческого пространства уроков и внеклассных мероприятий учителей; анкеты, опросники на определение творческого потенциала. Учитель с творческим потенциалом – как условие в воспитании и развитии одаренного ребенка.
С целью развитие и поддержки креативного потенциала учителей проводятся мероприятия:
Психодиагностика творческого потенциала педагога (опросники, тесты, наблюдения и т.д.)
Систематические семинары, посвященные вопросам психологии одаренности.
Использование в работе с учителями психологических игр и упражнений (с элементами арт-терапии, психогимнастики):
«Моя интересная история»;
«Если бы я превратился в »;
«Письмо в будущее»
«Антикварная лавка»;
Психологический анализ творческого пространства на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Педагогический коллектив с творческим потенциалом, осознающий и принимающий проблему креативности – как необходимо условие в развитии и воспитании одаренных детей.
Блок «Одаренность как ответственность родителей»
Работа с родителями осуществляется в несколько этапов:
Изучение социальной картины семьи (работа с социологом);
Оценка отношений ребенка с семьей (работа с классными руководителями, семейные консультации и др.);
Психологическая работа с родителями по проблеме креативной установки в семейной воспитании
Задачи: Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей.
Виды деятельности и их краткая характеристика
Консультирование родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое).
Психологическое просвещение родителей.
Психопрофилактика и психодиагностика семьи является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям. Задача, которая стоит перед психологической службой, это улучшение детско-родительских отношений, устранение источника проблем, развитие позитивного взаимодействия, умения общаться, решать проблемы и находить выходы из трудных ситуаций. При взаимодействии с родителями соблюдаю принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитания.
Мои наблюдения доказывают тот факт, что родители и психоэмоциональный климат в семье оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на креативный процесс в мировосприятии ребенка.
Существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. В течение года в нашей школе действует родительский лекторий, «Ваш ребенок-школьник. Способности ребенка, как их распознать», круглый стол «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка», оформлен стенд советы родителям одаренных детей.
Наш родитель должен быть психологически грамотным во многих вопросах, в том числе и в вопросе одаренности.
Диагностика родителей:
анкетирование «Жизненные ценности у вас и вашего ребенка», «Знаю ли я своего ребенка»
«Определение детско-родительских отношений»
«Ваше отношение к поощрениям и наказаниям в семье»
Вывод:
Высокая психологическая культура родителей;
Благоприятный психоэмоциональный семейный климат, способствующий развитию чувства сопричастности;
Креативная установка в семейном воспитании
Психологическая компетентность руководителей научных проектов, кружков, секций включает оказание необходимой психологической помощи, а так же просвещение и консультирование в области психологии одаренности
Психологами нашей школы накоплен и используется электронный банк диагностических методик «29 профессиональных тестов», «Психология отношений», «Тесты для начальной школы», и электронная подборка методического обеспечения «Школьный психолог», «Профилактика суицида», «Тренинг в теории и на практике», «Профильное обучение»
Обобщая вышеизложенное, сделала выводы, что планомерная работа со всеми категориями учебного процесса дает свои результаты: корректируется самооценка, тревожность становится в пределах нормы, формируется мотивационная сфера,развивается чувство эмпатии, познания и понимания себя и других, ученики ставят цели, умеют наметить алгоритм их достижения.
Любой профессионал не может стоять на месте. Я продолжаю работать над собой, и я делаю все от меня зависящее, чтобы каждый ребенок, переступая порог нашей школы-гимназии чувствовал себя нужным и успешным.
15