Социально — значимый проект Спорт — залог здоровья!
Министерство образования и науки
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ:
«СПОРТ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
Разработал:
преподаватель физической культуры
Хачатурян Э.В..
г. Курганинск, х. Красное Поле, 2015 г.
Лозунг проекта: «Здоровым быть здорово!»
Цель проекта:
- формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья студентов.
Задачи проекта:
-активная пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
-стимулирование и поддержка деятельности внутритехникумовского самоуправления;
-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
-повышение двигательной активности обучающихся и студентов;
- формирование потребности коллективной работы;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
Обоснование значимости проекта:
Низкий уровень спортивной жизни хутора, представляют огромную угрозу социального характера: это употребление алкоголя, повышение агрессивности среди подростков.
На базе нашего учебного заведения (далее техникума ГБПОУ КК «КАТТ») проводят спортивные мероприятия. Спортивные секции - для желающим углубленно заниматься спортом, уроки физкультуры и Дни Здоровья – для желающих умеренно заниматься спортом, семинары – для желающих получать спортивную информацию из мира спорта.
Проведение рекламно-социальных акций перед проведением спортивных мероприятий, с целью привлечения общественного внимания. Акции проводятся с целью информирования населения о преимуществах здорового образа жизни.
Нормативно – правовая база
Конвенция о правах ребенка
Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990года
Статья 23. «Каждый, даже не совсем здоровый ребенок имеет право на полноценную жизнь»
Статья 32. «Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, т.к. это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка»
Статья 33. «Государство принимает меры, чтобы защитить детей от употребления наркотиков, не допускать детей к производству наркотических средств»
Конституция Российской Федерации
Принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.
Статья 41.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно – эпидемиологическому благополучию.
Наша техникум в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению ребят, сохранению и укреплению его здоровья. Все это возможно только при наличии здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении, четко организованной воспитательной системы.
В связи с этим целостный взгляд на формирование здоровья наших подопечных можно представить в виде модели, в которой выделена взаимосвязь различных компонентов (рисунок 1).
духовное
здоровье
физическое индивидуальное психическое
здоровье здоровье здоровье
социальное
здоровье
Участники проекта:
- обучающиеся и студенты 1-2 курсов техникума
Сроки реализации проекта: октябрь 2014г. – май 2016 г.
Мероприятия по реализации проекта
План мероприятий
№
Мероприятия
Сроки реализации
Ответственные
1
Работа спортивных кружков и секций.
В течение года
Преподаватели физической культуры
Общественные акции «Твои спортивные секции»
в течении года
Спортивный сектор, педагоги физической культуры
2
Благоустройство техникумовской территории, спортивной площадки
В течение
года
Спортивный сектор, педагоги физической культуры, администрация техникума
3
Организация и проведение спортивных праздников, соревнований (легкоатлетических кроссов, игр, лыжных прогулок)
В течение
года
Спортивный сектор,
преподаватели физической культуры, администрация техникума
4
Медицинский осмотр обучающихся и студентов
по графику медицинская сестра
Медицинская сестра
5
Участие в городских, районных, краевых соревнованиях
В течение года
Преподаватели физической культуры
6
Проведение товарищеских матчей с близлежащими школами и техникумами.
В течение года
Преподаватели физической культуры
Секции, урок физкультуры
в течение года
Преподаватели физической культуры
Классные часы «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье»
в течение года
Спортивный сектор,
преподаватели физической культуры, администрация техникума
Участие в спортивных соревнованиях по футболу, волейболу, и т.д.
в течение года
Спортивный сектор,
преподаватели физической культуры, администрация техникума
Проведение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
в течение года
Спортивный сектор,
преподаватели физической культуры, администрация техникума
7
Конкурс рефератов «Мы выбираем спорт»
ноябрь
Спортивный сектор
Конкурс (исследовательская работа) по теме «Спорт – залог здоровья!»
Апрель
Спортивный сектор,
преподаватели физической культуры, администрация техникума
8
Конкурс на лучший лозунг, кричалку, стихотворение о ЗОЖ
декабрь
Спортивный сектор
9
Организация катка на пришкольной территории
декабрь
Спортивный сектор,
преподаватели физической культуры.
10
Дни Здоровья
Ежемесячно по плану работы
Спортивный сектор,
преподаватели физической культуры.
Ожидаемые результаты:
Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья студентов и обучающихся техникума.
Улучшение состояния здоровья, уменьшение пропусков занятий, повышение качества их знаний.
Снижение интереса к психоактивным веществам (мониторинг).
Занятость ребят во внеурочное время (кружки, секции и т.д.).
Осознание ребятами необходимости разумного проведения досуга.
Повышение внимания студентов и обучающихся и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Через активное участие в жизни техникума самоутверждение ребят как личности, повышение их социального статуса.
Оценка проекта.
Осуществляется посредством опроса обучающихся и студентов (анкетирование, тестирование), которое проводится в конце года.
Используемая литература:
1. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 19 с.
2. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 2005, № 4, с. 2-7.
4. Валеологические аспекты образования /Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995.
5. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.
6. Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.
7. Зайцев Г.К., Колбанов В.В. Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. СПб, 2004. - 78 с.
8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
9. О проекте федерального закона Российской Федерации "Государственный образовательный стандарт основного общего образования" //Вестник образования, 1997, № 4, с. 24-46.
10. Павлова И.В. Совершенствование валеологического образования студентов физкультурного вуза: Автореф. канд. дис. Омск, 1999. - 20 с.
11. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991.
12. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 10-12.
13. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 5, с. 11-15.
14. Татарникова Л.Г. с соавт. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. - СПб: Петрос, 1997. - 240 с.
15. Трещева О.Л. Валеология: факультативный курс для 1-го класса: Учебное пособие. Омск, 1997. - 31 с.
16. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.
17. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, с. 8-11.
18. Трещева О.Л., Асташина Н.П., Семина А.Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебн.-метод. пос. Омск, 1999. - 100 с.
19. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 136 с.
Приложение №1
Анкета
по теме проекта «Спорт залог здоровья»
Дорогой студент, ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько полно и обстоятельно вы ответите на вопросы. Это не займёт у Вас много времени, поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьёзно и благожелательно.
Заранее благодарны за участие в исследовании.
Вопросы
1. Как Вы относитесь к спортивному образу жизни?
· Положительно
· Отрицательно
2. Ведёте ли Вы сами активный образ жизни?
· Да
· Нет
3. Давно ли Вы занимаетесь спортом?
· Да
· Нет
4. Нравится ли Вам заниматься спортом?
· Да
· Нет
5. Кто привил Вам любовь к занятиям спортом?
· Семья
· Школа
· Самостоятельное решение
· Другое
6. Что даёт Вам спортивный образ жизни?
· Хорошую физическую форму
· Бодрое настроение
· Проведение свободного времени с пользой
· Повышение иммунитета
· Расширение круга общения по интересам
· Спортивная карьера в будущем
7. Занимаются ли спортом Ваши родители?
· Да
· Нет
8. Ваш любимый вид спорта?
9. Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?
Приложение № 2
Упражнения и рекомендации для тех кто ведет
малоподвижный образ жизни.
Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах
Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.
Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение
1. Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5 с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз. Т. м.
2. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.
3. Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо. 1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное. Т. м.
Физкультурная пауза
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
1. Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.
2. Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2 - рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4 - исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.
3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Т. с.
4. Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.
5. Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.
6. Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.
Физкультурная минутка изометрическая
1. Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
2. Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
3. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей
1. Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.
2. Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.
3. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.
4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.
Значение некоторых групп упражнений.
Группа упражнений
Воздействие упражнений на организм
Ходьба, лёгкий бег.
Умеренное разогревание организма.
Упражнения в подтягивании.
Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.
Упражнения для ног (приседания, выпады).
Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Увеличение подвижности, укрепление мышц.
Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения).
Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.
Маховые упражнения для рук и ног.
Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания.
Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц.
Укрепление мышц.
Бег, прыжки, подскоки.
Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ.
Заключительные упражнения.
Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму.
Рисунок 1Заголовок 715