Разработка внекласного мероприятия День заповедников


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бориспольская начальная общеобразовательная школа»
Ракитянского района Белгородской области
«Красная книга Белгородской области»
(разработка внеклассного мероприятия в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности» -
День заповедников и национальных парков)Подготовила: учитель начальных классов
Гуреева Светлана Викторовна
2014 г.
Красная книга
Белгородской области
Цель: познакомить детей с Красной книгой Белгородской области, расширить и углубить знания учащихся о животных, растениях и птицах, встречающихся на территории Белгородской области и занесенных в Красную книгу.
Задачи:— через прочтение статьи учащиеся получат новую информацию;— учащиеся узнают о причинах исчезновения животных, насекомых, птиц;— через создание в группе правил поведения в природе, будут воспитывать в себе бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, насекомых, занесенных в Красную книгу, диск с записью голосов птиц, статьи для работы в группе, книги «По страницам Красной книги», «Редкие и исчезающие животные», презентация Ход мероприятия:1.Организационный момент.2. Психологический настройОбразуйте в группе солнышко. Улыбнитесь друг Другу и пожелайте удачи на мероприятии себе и своим товарищам. 3.  Актуализация знаний.
- Сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие. Но для начала вам нужно будет ответить на некоторые вопросы:
Кто  рождает  живых  детёнышей и выкармливает их молоком?   (птицы, звери, рыбы)
2. Какое слово пропущено:
икринка - ______________ -  взрослая  рыба?            (личинка,малёк, головастик)
   яйцо – личинка - ____________ - бабочка?             (куколка, птенец, икринка)
4.Кто откладывает  икру?
(млекопитающие, земноводные, насекомые)
5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?
                                  (весной, зимой, осенью)
 
4. Основная часть меропиятия (На доске расположены картинки с изображением животных, птиц, насекомых занесенных в Красную книгу)-Ребята, посмотрите внимательно на доску и послушайте запись.
(Учитель включает диск с записью голосов птиц).-Что вы испытали, когда увидели и услышали все это?Закройте на миг глаза и представьте, что все это бесследно исчезло с лица Земли. Нет ни птиц с их голосами, ни животных с их красотой.-Что вы испытали теперь, когда это представили? Какой станет наша планета без животных и птиц? А что нужно делать, чтобы этого не случилось?
(Ответы детей)
-Многие ученые занимаются проблемой защиты животных. Для их охраны государство создаёт заповедники, заказники, национальные парки. Вам было дано задание по группам – найти определение этих важных слов. Итак. Что такое заповедник?(отвечают учащиеся 1 группы)
Заповедник — это особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность с целью сохранения природных богатств, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по особому разрешению.- Что такое заказник?(отвечают учащиеся 2 группы)
Заказники — открыты для всех. Но здесь нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры, ездить на машинах и мотоциклах, гулять с собакой, кричать.- Что такое национальный парк?(отвечают учащиеся 3 группы)
Национа́льный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота и т.д.).
- А теперь я предлагаю вам совершить путешествие по заповедным зонам Белгородской области.
Белогорье. Государственный природный заповедник. (В современных границах заповедник образован в 1999 г. на ба:зе существовавшего с 1925 г. заповедника «Лес на Ворскле». Цель создания — сохранение и изучение типичных и уникальных экосистем мелового юга Среднерусской возвышенности. Часть территории занимают дубравы возрастом более 300 лет, которые представляют собой исключительное научное и природоохранное значение. Как особо охраняемая природная территория заповедник ведет свою историю 1640 г., когда был образован Хотмыжский участок Белгородских засечных лесов для защиты южных рубежей государства от внешних врагов. Участок заповедника «Ямская степь» служит эталоном степных экосистем Евразии. Это единственный в мире крупный плакорный массив типичной зональной целинной ковыльно-разнотравно-луговой степи. Заповедник состоит из 5 участков, расположенных в 3-х районах Белгородской области: Борисовском (участки «Лес на Ворскле», «Острасьевы яры»), Губкинском («Ямская степь». «Лысые горы») и Новооскольском («Стенки-Изгорья»). Кроме того, в состав заповедника входит природный парк «Ровеньской» областного подчинения. Общая площадь заповедника составляет 2,1 тыс. га. Участки «Ямская степь» и «Лысые горы» окружены охранной зоной шириной 1 км. Площадь охранной зоны участка «Лес на Ворскле» 488 га. Участки «Острасьевы яры» и «Стенки-Изгорья» без охранных зон. Участок «Лес на Ворскле» расположен в окрестностях пос. Борисовка. Участок «Острасьевы яры» площадью 90 га находится в 8 км южнее пос. Борисовка. Участок «Ямская степь» площадью 566 га расположен в 12 км к юго-западу от г. Губкина. Участок «Лысые горы» (170 га) находится в З км юго-западнее г. Губкина, в верховья одного из правых притоков р. Оскол. Участок «Стенки-Изгорья» расположен в 9 км к юго-западу от г. Новый Оскол, на левом берегу р. Оскол.) Лес на Ворскле (Один из участков заповедника «Белогорье» - «Лес на Ворскле» входил в состав Белгородской оборонительной черты середины ХVII в. С 1925г. стал охраняться, как эталон среднерусской дубравы на месте заказной рощи графского имения потомков генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева. Золотой фонд заповедника составляют участки уникальной 250—300-летней дубравы высотой деревьев до 30—35 м. На его территории находится дендрарий, площадь которого занимает 5,5 га (в его пределах можно встретить около 200 видов растений, которые совершенно не свойственны лесостепи), дом академика В.Н. Сукачёва и усадьба бывшего женского монастыря Тихвинской богоматери. В музее-заповеднике расположен комплекс учебной практики биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Научная летопись заповедника ведётся с 1924 года, а музей природы работает с 1925 г. С середины 30-х годов природный музей-заповедник находился в ведении Ленинградского государственного университета. В 1951 году в результате общесоюзной кампании по ликвидации заповедников "Лес на Ворскле" перешел в разряд учебно-опытных лесных хозяйств. В 1979 году усилиями директора и преподавателей Ленинградского университета статус госзаповедника был восстановлен.)- Ребята, об этом заповеднике наша ученица Кутоманова Викторовна подготовила презентацию. Ей слово.
(учащиеся смотрят презентацию)
Нежегольский природный парк (Территория природного парка 'Нежеголь', включает природный парк, расположенный в с. Титовка Шебекинского района Белгородской области, Ботанический сад и Зимний сад БелГУ, где собраны богатейшие коллекции растений, представляющих разнообразный растительный мир Земного шара. Природный парк 'Нежеголь' – уникальный научно-учебный полигон и центр просветительской деятельности. Научные исследования направлены на разработку проблем сохранения генофонда природной и культурной флоры, интродукции и акклиматизации растений в целях рационального использования мировых ресурсов и внедрения в условиях Белгородской области. Богатейшие коллекции, созданные за короткое время, результаты нарастающей научно-просветительской деятельности приносят парку широкую известность и признание, вызывают у посетителей неподдельный интерес и делают его настоящим живым музеем природы. Территория парка представляет собой своеобразный ландшафтный ансамбль, включая в себя различные природные территории.) Ровеньской природный парк (Природный парк включен в ведение заповедника "Белогорье" в 1999 году. Площадь заповедного участка: 50 гаПлощадь комплексных заказников: 1288.06 га Основными задачами Природного парка являются: сохранение природной среды, природных ландшафтов; содействие в комплексном социально-экономическом развитии заволжской территории и ее населенных пунктов; упорядочение использования земель рекреационного и оздоровительного значения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха, сохранение и воспроизводство рекреационных ресурсов; разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории; восстановление, сохранение и развитие народных промыслов, эстетических и этнических ценностей, экологическое просвещение; охрана и содержание в надлежащем состоянии памятников истории и культуры; просветительская экологическая работа.)
Хотмыжский природный парк (Большую ценность представляет  природный парк «Хотмыжский». Оригинальные ландшафты правобережной части Ворсклы отличаются островным распространением широколиственных лесов, в том числе редкой сохранностью спелых среднерусских дубрав возрастом до 100 лет среди открытых степных пространств. Флора парка насчитывает 566 видов, 14 - занесены в Красную книгу. Оригинальные ландшафты правобережной части Ворсклы отличаются островным распространением широколиственных лесов, редкой сохранностью среднерусских дубрав возрастом до 100 лет среди открытых степных пространств.)- Ребята, а как вы думаете, кто занимается проблемами охраны природы?
(ответы детей)
- А помимо ученых этими проблемами охраны и пропаганды сохранения природы занимаются репортеры и корреспонденты. Они создают интересные передачи, рассказывающие нам о жизни и судьбе различных животных.
- А сейчас мы с вами примем участие в создании передачи «В мире животных». Вы должны дружно поработать в группах, изучить жизнь животных, изображенных у вас на картинках   подготовить репортаж, сообщение об этих животных.
(Работа в группах. Ребята изучают жизнь животного изображенного на картинке. Готовят сообщение о нем, и после рассказа картинка прикрепляется на доску).Горностай

Небольшое, но крайне агрессивное и жестокое животное семейства куньих. Предпочитает селиться в прибрежных лесах, болотах, кустарниках и на территориях, к ним прилегающих. Большую часть жизни горностай проводит на земле, хотя также неплохо лазает по деревьям и хорошо плавает. Вывороченные корни деревьев, полые бревна, норы грызунов используются им в качестве логова. Взрослый горностай имеет общую длину тела от 170 до 330 мм, причем около 35% от этой цифры приходится на хвост. Самцы вырастают примерно вдвое больше самок. Форма тела горностая очень похожа на тело ласки: длинное, как лента, с короткими ногами, заостренной мордочкой, небольшими ушами. Глаза похожи на черные бусинки. Мех в летний период имеет шоколадно-коричневый окрас, в то время как зимой мех белоснежный, за исключением кончика хвоста – он окрашен в черный цвет. Горностаи живут по одиночке, спаривание самцов и самок носит беспорядочный характер. Молодняк рождается в апреле – мае. Количество детенышей в потомстве колеблется от 3 до 18 штук, в среднем 4-9.
Среднерусская европейская норка    
 
left0Европейская норка - это небольшой зверек, известный своим блестящим мехом. Тело норки, как у хорька, горностая или ласки, сильно вытянуто, но немного приплюснуто сверху. Ноги сравнительно короткие. Голова, с тупоносой мордочкой и короткими, едва выдающимися из меха округлыми ушами, также сверху уплощена. Пальцы соединены плавательными перепонками, причем на задних лапах эти перепонки развиты сильнее, достигая третьей фаланги пальцев. Наличие на пальцах перепонок позволяет норкам хорошо плавать и нырять. Хвост, равномерно покрытый плотно прилегающими недлинными волосами, достигает трети длины тела.
Норки линяют, как и другие водные млекопитающие, медленно и постепенно, и поэтому малозаметно. Линька, начинаясь ранней весной, затягивается до июня, когда встречаются зверьки, и сильно порыжевшие от вытертого и выгоревшего зимнего меха, и только начинающие линять. Осенняя линька зверька протекает в октябре.Окрашена норка однообразно. Мех темно-коричневого, бурого или каштаново-бурого цвета; губы и подбородок белые, на груди и по низу шеи нередко располагаются белые пятна различной величины. Верхняя часть спины немного темнее боков и брюха. Хвост почти черный. Лапы также темнее спины. Подшерсток одноцветный, пепельно-серо-бурый.  Длина тела 28-40 см, хвоста — от 12,4 до 20 см. Самцы отличаются от самок более крупными размерами. Вес: 550—800 г. Степной хорь

Длина тела 52—56 см, хвоста — до 18 см, масса тела до 2 кг.Охотится за сусликами, хомяками, пищухами, мышевидными грызунами, реже за птицами, змеями и лягушками, в летнее время и за беспозвоночными. Хорьки, живущие около рек и озёр, охотятся также и на водяных полёвок.Ведет ночной и сумеречный образ жизни, иногда активен и днем. Постоянные гнезда устраивает на сухих возвышенностях, занимая норы других грызунов (сурков, сусликов, хомяков), слегка расширив и обустроив их. Сам норы роет только при острой необходимости и использует их в качестве временных. В полях устраивает жилье в зарослях высокой травы, около скал, в развалинах, между корнями и в дуплах деревьев.По земле передвигается прыжками (до 50—70 см), по деревьям практически не лазает. Хорошо плавает, может нырять. Зрение хорошо развито. Легко спрыгивает с большой высоты. Во время опасности защищается вонючим и едким секретом из анальных желез, выстреливая им во врага. Зимой часто преследует грызунов под снегом.
Северная выдра

Тело обтекаемой формы, вытянутое, приземистое, гибкое; голова относительно небольшая, уплощенная, незаметно переходящая в длинную толстую шею; ушные раковины малы; наружный слуховой проход и ноздри снабжены клапаном для замыкания. Хвост длинный мускулистый, у корня расширен, к концу постепенно сужается, на всем протяжении равномерно и густо опушен. Ноги пятипалые, укороченные, с плавательной перепонкой, доходящей до конца пальцев. Подошвы голые. Длина тела 63-90, хвоста 35-50 см. Масса 6-10 кг. Самки несколько мельче. Окраска однотонная - коричневая или серовато-бурая. На подбородке, шее или груди иногда бывает одно или несколько небольших белых пятен. Волосяной покров сравнительно низкий, ровный по высоте на нижней и верхней стороне тела и очень густой. Строение волос разных категорий и структура волосяного покрова в целом препятствуют намоканию меха даже при длительном пребывании зверя в воде.
Хомяк обыкновенный
Размеры обыкновенного хомяка крупные (длина тела до 350 мм). Морда умеренной длины. Уши сравнительно короткие, покрытые тонкими, темноватыми волосами, более густыми в их конечной трети. Наружный (пятый) палец задней конечности укорочен. Ступни опушены только в области пятки, но в отличие от всех других наших хомяков волосы, покрывающие ее, черные; подошвенные бугорки развиты. Плоский ноготь на внутреннем (первом) пальце передней конечности имеется. Хвост не более чем вдвое длиннее ступни, толстый в основании и быстро утончающийся к концу. На большей части его длины он покрыт короткими и жесткими волосами. Отдельные длинные волосы выдаются из его более густо опушенного основания, но не заходят за половину длины хвоста. Окраска верха обыкновенного хомяка однотонная, охристо-бурая, вся нижняя поверхность черная. На боках тела, в его передней половине — три больших светлых пятна, задние из которых разделены черной полосой; по светлому пятну имеется также за ушами. В отличие от других Cricetinae нашей фауны (кроме крысовидного хомячка) на спине сравнительно хорошо развиты грубые остевые волосы.Суслик крапчатый
Волосы на голове прилегают, а на всем теле довольно редкие и короткие, на хвосте они распушены и длинные. Особенность крапчатого суслика, в том, что он имеет защечные мешки, они, конечно, не такие большие, как у хомяка, но за один раз зверек в них переносит несколько десятков диких луковиц.Окраска тела довольно пестрая и яркая. На спине по коричневому фону разбросаны очень крупные беловатые обрисованные пятна, эта та крапчатость, которая и дала название этому виду. На голове и шее пятна сливаются в белесую рябь. Белые «очки» вокруг глаз выделяются на темном фоне темени и щек. Хвост со светлой каймой по краю. Крапчатый суслик ведет в основном дневной образ жизни, населяет он луга и степи.Крапчатые суслики большую часть своей жизни проводят поодиночке, в индивидуальных норах. Зверек пугливый, энергичный. Двигаясь по открытой местности, он встает «столбиком» на задние лапки и озирается по сторонам - нет ли опасности? Испуганный суслик подает соседям сигнал тревоги и при этом громко свистит. Чтобы прокормиться ранней весной после глубокой спячки, зверек делает запасы провианта.
-Ребята, обратите внимание, что изображение животных расположены на красных цветных листах. Как вы думаете почему?
(Ответы детей)- Это страницы Красной книги. А кто знает, что такое «Красная книга»? Почему для нее выбран именно красный цвет, а не желтой, синей?
Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.
Красная книга - это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы.
В Красной книге животные разделены на 5 категорий и каждая категория книги имеет своё цветовое изображение.На черных страницах списки животных, тех кого мы уже никогда не увидим.
На красных страницах записаны особо редкие животные.      
На желтых те животные, численность, которых быстро уменьшается. 
На белых страницах записаны животные, численность которых всегда была невелика.
На серых страницах перечислены те животные, которые до сих пор мало изучены.
На зеленых страницах - самых обнадеживающих - те животные, численность которых удалось сохранить и преумножить.
В нашем регионе тоже есть такая книга - Красная книга Белгородской области.
Физминутка- Так как мы участвуем с вами в создании передачи, к нам поступило 2 жалобы от животных.
Жалоба 1.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». 
- Кто обратился к нам за помощью? (рис. совы)

Сова с 1964г. находится под охраной государства.
Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые могут уничтожить 1 т зерна.
Жалоба 2.
 «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза отменя большая».
-А это чья просьба? (рис. жабы)

Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут.
5.  Творческая работа.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы животные не попадали на страницы Красной книги? Часто жизнь животных зависит от вас, от всех нас, от нашего поведения в природе.
-  Составьте, пожалуйста, в группе по 2-3 правила поведения в природе
(Дети составляют правила и защищают их).
6. Подведение итога мероприятия.
- Я думаю, что создатели передачи останутся довольны нашей с вами работой.-Что же нового вы узнали создавая нашу передачу о животных?
-Что такое Красная книга? Каких животных заносят в нее?
-Что создает государство для охраны этих видов животных?     
 -  Сколько заповедников на территории белгородской области?7. Рефлексия.
       - Было ли вам интересно на уроке? 
Веселая лягушка на уроке было интересно.
Грустная лягушка на уроке было скучно.