Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.
Тема: Портфолио ученика начальной школы,
как средство мотивации личностного развития.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Формирование готовности к саморазвитию и непрерывности образования
Проектирование и конструирование социальной среды развития обучения в системе образования
Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся
Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Портфолио ученика поможет выполнить мониторинг системно-деятельностного подхода в воспитании и обучении учащихся.
Тема моего выступления: « Портфолио ученика начальной школы,
как средство мотивации личностного развития.»
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что способен ученик. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.
По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.
По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио:
Портфолио документов
Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений).
Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов».
Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
«Портфолио» в начальной школе прежде всего должен носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
· Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
· Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и само актуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
· Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
· Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
· Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
· Приобретение навыков само рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Необязательный компонент Портфолио (собирает сам ученик).
Он содержит работы ученика по различным предметам, выполненные на уроках, во время внеурочных занятий, дома. У учащегося есть желание сохранить их, чтобы видеть свои успехи, свое продвижение вперед.
Для сбора материала в данный компонент Портфолио могут использоваться различные задания:
Разные творческие работы с уроков трудового обучения, рисования.
Творческие задания с уроков литературного чтения (на уроке и дома). Сочини стихотворение, небылицу, загадку, сказку (по иллюстрации). Составь свою азбуку (например, съедобную, сказочную, именную, животную), опиши неживой предмет, как одушевленный, составь художественный и научный рассказы на одну тему, сделай иллюстрации к тексту и т. д. При выполнении этих работ детям помогают родители, здесь идет их совместная деятельность. Учащиеся учатся у своих родителей, берут с них пример. Это тоже очень важно в учебном процессе.
Сочинения с уроков русского языка.
Используя системно-деятельностный подход я выполняю всего 5 пунктов:
Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса
Веди ученика от собственного опыта к общественному
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
Критикуя, стимулируй ученика
Примерное оформление портфолио
Портфолио
ученика начальной школы
Рязанов
Илья
·
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рязанов Илья Олегович
____________________г.р.
Отец ______________________________________
______________________________________
Мать ______________________________________
_______________________________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Обо мне
Мое любимое время года
Мое любимое животное
Место, где я люблю бывать больше всего на свете
___________________________________________________________________
Мой лучший друг ______________
Мой любимый вид спорта __
Моя любимая книга ___________
Мое любимое занятие __________
Мой любимый фильм _____________
Моя любимая одежда _____________
Моя любимая музыка
Мой любимый музыкальный инструмент
Моя любимая песенка ________________________________________________
Моя любимая игра _____________
Мой любимый цвет _____________
Мой любимый звук ____________
Мое любимое время года _____________________________________________
Моя любимая игрушка ______________
Мое любимое блюдо
Мой любимый запах
Мое любимое время суток
Вот что я люблю
делать больше всего
Лучше всего я умею:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
Я не очень хорошо умею:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
Больше всего я хочу научиться лучше....
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
Вот, что мне для этого нужно:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
Кружки и секции, которые я
посещаю
класс
наименование кружка, секции и место нахождения
Моя
2. Моя учёба
предмет
2 класс
математика
русский язык
чтение
природоведение
риторика
информатика
иностранный язык
физкультура
ОПК
предмет
3 класс
математика
русский язык
чтение
природоведение
риторика
информатика
иностранный язык
физкультура
ОПК
предмет
4 класс
математика
русский язык
чтение
природоведение
риторика
информатика
иностранный язык
физкультура
ОПК
Мой интерес к школьным
предметам
предмет
математика
русский язык
чтение
природоведение
риторика
информатика
иностранный язык
физкультура
ОПК
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
предмет
музыка
ИЗО
технология
хореография
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
3. Мои достижения
Олимпиады
Конкурсы
Научно-практические конференции
класс
форма проведения
место проведения
результат
4. Мои участия в
спортивных
мероприятиях
класс
мероприятие
результат
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Моя школьная жизнь
№
класс
мероприятие
моя роль
6. Мои творческие
работы
Рисунки
Сообщения
Презентации
класс
вид работы
тема и название работы
применение
ТЕСТ
1. На что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в школе? (Подчеркни)
распорядок и режим дня;
тренировка силы воли;
тренировка памяти
(зрительной, слуховой, логической);
развитие логического мышления;
чтение научной и художественной литературы;
просмотр развивающих телепередач;
занятия в кружках, секциях;
посещение музеев;
Приложение
13PAGE 15
13PAGE 141615
15