Статья для учителей начальной школы на тему Портфолио ученика начальных классов как средство личностного развития и творческой активности учащегося
Ромашенькина Н.А.
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 40» г. Чебоксары
Портфолио ученика начальных классов как средство
личностного развития и творческой активности учащегося
В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. В современном мире особую значимость приобретают такие качества успешного человека как целенаправленность, инициативность, активность. Именно они позволяют стать успешными в жизни, реализовать себя в современном обществе.
В 2012 году, при комплектации 1 класса, я обратила внимание на то, что большинство моих дети отличались пассивностью, чувствовали себя скованно, неуверенно. Проведя входную диагностику, я убедилась, что лишь 14% моих первоклассников имеют высокий уровень мотивации обучения. Я поняла, что мне необходимо найти такой способ, который «всколыхнёт» в моих учениках желание показать себя, раскрыть свой творческий потенциал, даст толчок к развитию в них инициативности. Перепробовав многие традиционные средства, я остановилась на инновационной технологии «портфолио» в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента личностного развития, творческой индивидуальности и активности. В данной статье я хочу представить опыт своей работы по созданию портфолио в моём классе.
Актуальность данной темы состоит в том, что на современном этапе на первый план выходит не исполнительность, как требовалось в школах ранее, а инициативность. Портфолио способствует развитию творческой индивидуальности младшего школьника посредством активизации его деятельности. Технология «портфолио» позволяет последовательно и целенаправленно развивать творческую личность. В современном мире актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности. Идея применения портфолио возникла в Соединенных Штатах в 80-х гг. XX века и развивается очень интенсивно. В Российском образовании технология «портфолио» внедряется сравнительно недавно.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, что способствует реализации задач реформирования образования. В рамках ФГОС НОО, портфолио является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в условиях обновления и совершенствования качества образования.
Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон его способностей, склонностей, интересов, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности.
Цель портфолио в нашем классном коллективе – собрать, систематизировать и зафиксировать индивидуальные результаты развития ученика, демонстрировать диапазон его способностей, интересов, представить динамику личных достижений в различных областях в период обучения в начальной школе. Исходя из особенностей классного коллектива, я использовала процесс создания портфолио для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей, опираясь на мотивационную функцию портфолио. В первую очередь, ставила такие педагогические задачи как:
1. создавать ситуации успеха, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;
2. формировать установку на творческую деятельность, самореализацию, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
3. стимулировать активность и самостоятельность;
4. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; содействовать индивидуализации образования ученика;
5. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
6. проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося.Создание портфолио - долгосрочная программа. Началась она в 2012 году в первом классе. Под моим руководством, с помощью родителей и при непосредственном участии детей она будет проходить 4 года.
Большую помощь в разработке структуры портфолио оказали родители класса. Ознакомившись с большим количеством литературы по созданию портфолио нами была выработана структура портфолио нашего класса. Портфолио состоит из 6 разделов:
Раздел 1. «Мой мир». Данный раздел - это средство диагностики, через которое я, как педагог, смогла увидеть самооценку моим учеником самого себя, как личности. Это дало мне возможность работать над активизацией творческой деятельности каждого ученика в отдельности. Раздел включает следующие рубрики «Мое имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Мой город», «Мои увлечения», «Моя школа», «Мои цели».
Раздел 2. «Мои достижения». Здесь были представлены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, четвертные и годовые оценки по предметам учебного плана, графики роста скорости чтения.
Раздел 3. «Моя общественная жизнь». В данном разделе указывались постоянные обязанности и временные поручения ребёнка в школе, успешность их выполнения, благодарности учителя, помощь по дому.
Раздел 4. «Мое творчество». В этом разделе размещались самые удачные творческие работы: рисунки, сказки, стихи, фото поделок. Данный раздел позволил мне увидеть индивидуальную творческую направленность каждого ученика, что я использовала для развития его активности, целенаправленности.
Раздел 5. «Самооценка моей деятельности за год». Этот раздел ценен тем, что дополнялся самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность.
Раздел 6. «Страничка классного руководителя». В этом разделе собрана карта роста ученика за учебный год, диагностическая карта, результаты тестирования.В первом классе мы трудились над сбором материалов для создания портфолио. Работа проходила под девизом «Алло, мы ищем таланты». Дети выбирали самые удачные творческие работы, с удовольствием принимая участие в разнообразных конкурсах, викторинах, смотрах. В конце четверти по результатам достижений формировалась рейтинговая таблица «Моя высота». Анализ учебных достижений проводился на родительских собраниях, а с учащимися на классных часах. В конце первого класса ребята представляли свои портфолио на итоговом параде портфолио «По страницам уходящего года».
Важно отметить, что все ученики класса приняли активное участие в параде портфолио. В конце 1 класса было проведено анкетирование с целью выявления отношения к портфолио. На вопрос «Нравится ли тебе вести портфолио?» 100% опрошенных ответили «Да». А на вопрос, «Какой раздел тебе нравится больше всего?» мнения распределились следующим образом: «Мой мир» - 10%, «Мои достижения» - 24%, «Моя общественная жизнь» - 5%, «Моё творчество» - 61%.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Во 2 классе ребята уже проявляют большую самостоятельность и увлечённо трудятся над созданием своего портфолио. В этом учебном году работа проходит под девизом «Развиваем наши таланты». Портфолио становятся более объёмными, превращаются в настоящие «портфели достижений». Мне, как учителю и классному руководителю, необходимо позаботиться о личностном развитии каждого ребенка и посодействовать максимальному развитию индивидуальных особенностей и творческих способностей каждого ученика в моём классе. В следующем году мы продолжим работать под девизом «Развиваем наши таланты», а в 4 классе перед нами будет стоять задача тщательного анализа пройденного пути и подготовка презентации. Этот этап «Всё обо мне» не только самый сложный, но в тоже время и самый интересный. Перед каждым учеником стоит задача провести анализ своей деятельности, увидеть собственные ошибки и найти пути их исправления. Смогут ли это сделать мои ребята? Я в большей степени уверена, смогут! Ведь за эти неполные два года, я замечаю, как они саморазвиваются и самореализуются. С удовлетворением могу отметить, что даже школьники, которым трудно учиться, преуспевают в других видах деятельности. Теперь они не только успешно социализировались в классном коллективе, но и в коллективе школы. Сравнительная характеристика некоторых видов деятельности классного коллектива.
Виды деятельности
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Учебная деятельность:
- школьные предметные олимпиады
- НПК «Открытия юных»
- Всероссийские олимпиады («Кенгуру», «Русский медвежонок»
21%
16%
-
23%
21%
63%
28%
23%
70%
34%
26%
78%
Творческая деятельность:
- участие в школьных творческих конкурсах
- участие в городских творческих конкурсах
- участие в республиканских творческих конкурсах
38%
18%
10%
65%
38%
22%
70%
54%
24%
92%
60%
28%
Таким образом, в коллективе класса значительно повысился уровень активности во всех сферах деятельности. К концу 2 году обучения у детей сформировался высокий уровень мотивации обучения - 62%, средний – 28%, низкий – 10%. Ребята с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Проанализировав работу по созданию портфолио, можно сделать вывод – портфолио является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Портфолио позволяет максимально раскрыть индивидуальные возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.
Литература:
1. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севастьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
2. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2012.
3. Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - 124 с.
15