Выступление на конференции методических идей Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка посредством игры


Выступление на конференции.
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Наталья Александровна Шутова, я учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ д. Комарово. Тема моего выступления «Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка посредством игры».
ЦЕЛЬ данной работы:
- показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Задачи:1.Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.2.Рассказать о дидактических играх на уроках.3.Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А.Сухомлинский Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до старшей школы Моё выступление посвящено исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык. Я хочу поделиться лишь крохотными находками, которые уже неоднократно использовались при работе с детьми. Ученикам такие виды заданий очень нравятся, и качество усваивания того или иного материала значительно возрастает.
Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках..
Я использую дидактические игры как средство повышения интереса к русскому языку и разрабатываю конспекты уроков с использованием игр, интересных, доступных, включающих разные виды деятельности детей.
С древности игра использовалась как средство обучения детей.
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.
Макаренко создал целый комплекс игр при работе в своей колонии. Не проходило ни одной недели, чтобы не создавалась новая игра. Макаренко считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего.
Педагоги понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности,
Так уж устроен человек, что игра сопровождает его всю жизнь, потому что это один из основных видов его деятельности. Несмотря на то, что в последнее время появилось много различных педагогических технологий, думаю, что игровые технологии имеют право на существование в любых условиях, потому как всегда и неизменно вызывают у школьников интерес.
Игра- форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра-интерес и удовольствие.
Игра- это момент демонстрации знаний и соревнование между участниками игры.
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии.
Функции игрыПознавательный интерес,активизация деятельностиРазвитие ВМ,логического мышления,творческихспособностейКоммуникативнаяСоциализация,толерантностьМежнациональнаякоммуникацияПовышение самооценки
Условия использования игр на уроках:
1)Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока.
2)Доступность для учащихся данного возраста.
3)Умеренность в использовании игр на уроках.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ПОСОБИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ УЧИТЕЛЮ ОСВАИВАТЬ РАЗНОООБРАЗНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА :-П.М.БАЕВ., Л.В. ПЕТРАНОВСКАЯ.-КНИГА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ПОД РЕД. Л.Д.ЧЕСНАКОВОЙ.
В своей практике я применяю следующие игры:
Игра «Мягкая посадка»При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных». Учитель бросает мяч и называет слово «земляной». Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли». Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить положение.
Игра «Я работаю волшебником»Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.Стол – столоваяМебель – мебельнаяДиван – диваннаяТакая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.
Игра «Конкурс дикторов».Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала». 
Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное»)Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры». Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.
Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное»)Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку), на столе стоит корзина. Предлагает детям: «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».
Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаютсяизображения животных»(Показываются рисунки с изображениями животных.)
За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Ползет, как черепаха.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Топает, как слон. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы
Километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.
Вариант текста, составленного из предложенных слов.(на слайде)
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)
2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
При закреплении и повторении материала, особенно полезны технологии поддерживающие интерес, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6 кл.)можно использовать словообразовательную игру:
1.Игра «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова.
Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему.
1.Этап подготовки, который включает в себя ввод в игру:
- постановка проблемы и целей;
-Условия , инструктаж;
-Распределение ролей;
-Формирование групп, консультации.
2.Этап проведения:
-Групповая работа над заданием(работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм».)
-Межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита результатов, работа экспертов.
3.Этап анализа и обобщения: Вывод, анализ, рефлексия.
Цель любой игры - помочь серьёзный , напряжённый труд сделать занимательным и интересным. Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников и сплочения ученического коллектива, поэтому игровые технологии в нашей работе , я считаю, просто необходимы.