Тип урока: урок систематизации и обобщения учебного материала по теме «Силы в природе».
Тема урока: В стране сил.
Цель:
Образовательная:
1. повторить и обобщить материал по теме «Сила. Виды сил.»
2.Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить
их кругозор.
Развивающая:
1.развитие умения и навыка решать задачи различных типов:
устные, расчётные, экспериментальные;
2. развитие творческой способности ,
3.развитие логическое мышления учащихся;
Воспитательная:
1.воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении
цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом;
2.воспитание умений применять имеющиеся знания на практике;
3.воспитание самостоятельности в достижении поставленной цели,
4. воспитание интереса к изучению физики.
Принципы организации урока :
Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекаются все обучающиеся класса).
Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
Принцип заинтересованности (задания должны привлечь внимание визуально и по содержанию).
Принцип соревновательности (каждому ученику предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами других учащихся класса).
Ожидаемые результаты:
Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока физики.
Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по физике.
Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Тип урока: урок систематизации и обобщения учебного материала по теме «Силы в природе».
Форма проведения: урок – игра
Оборудование: три динамометра, листочки с заданиями, два деревянных бруска, весы, разновесы, «Ньютончики» - медали и монеты из бумаги с портретом И. Ньютона, из бумаги листья ромашки с тремя уровнями заданий, кнопка или его рисунок, рисунок детской коляски, рисунок петуха.
Рекомендации: класс делится на три равносильные команды, которые выбирают капитана. Этот урок – игру целесообразно проводить без заблаговременной и длительной подготовки. В состав жюри, кроме учителя физики, могут приглашаться старшеклассники.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока.
Учитель знакомит учащихся с особенностями урока-игры, с конкурсами, которые будут проводиться, системой оценивания результатов.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра «В стране сил».На предыдущих уроках мы с познакомились с очень важной физической величиной – СИЛОЙ.
Сегодня на уроке мы практически определим, что мы знаем об изученных силах и какие пробелы есть в наших знаниях.
А для этого нам предстоит преодолеть маршрут по очень интересным станциям
1) Станция – Разминка,
2) Станция - Экспериментальная,
3) Станция - Догадливых- «Чёрный ящик»,
4) Станция - Познавательная -«Ромашка»,
5) Станция - Художественная - «Расскажите о крокодиле»,
6) Станция-Грамотных,
7) Станция – Смекалистых,
8)Станция- Итоговая.
Каждый ответ всех конкурсов, кроме решения задач, будут оцениваться по 1 ньютончику.
Девиз нашего урока:
Наука – это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.Альберт Эйнштейн
III Основная часть урока.
Итак, На чём мы отправимся - вы выберите сами на первой станции «Разминка».
1 станция. «Разминка». Коллективное отгадывание загадок на тему «Техника».
Отвечает тот, кто первый поднял руку.
1.Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь- прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь ( ПАРОВОЗ)
2.Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет
Что такое?............. (САМОЛЁТ)
3.По волнам плывёт отважно,
Не сбивая быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?.........(ПАРОХОД)
4.Чтобы я тебя повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит(Автомобиль)
5.На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже,
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет,
Я зовусь.(Велосипед)
6.Ходит полюшком коровушка-
Саженный язычок.
Режет травушку коровушка-
Под самый корешок!
Кто или что это? (Самоходная сенокосилка)
2. станция. «Экспериментальная». С каждой команды выходит ученик и вытягивает себе экспериментальную задачу.
Цель: при помощи динамометра определить силу трения скольжения и коэффициент трения скольжения
·.
Цель: при помощи динамометра определить массу тела и проверить с помощью весов.
Цель: проградуировать пружину и получить шкалу с заданной ценой деления как у динамометра.
3. Станция - Догадливых- «Чёрный ящик». Выносятся 3 ящика, по одной каждой команде.
Каждая команда должна отгадать с двух раз свою загадку.
1.Этот маленький предмет вам подскажет всем ответ почему при малой силе в стенку вдруг его вонзили! (кнопка)
2.Назовите будильник времен Александра Македонского. (петух)
3.Назовите первый экипаж человека.(коляска)
4. Станция - Познавательная -«Ромашка». На доске три ромашки с тремя уровнями заданий. С каждой команды выходят по одному ученику и выбирают свой уровень заданий, который будут решать.
3.Найти вес керосина объемом 25л?
3.Стальной шар весит 7,8 кН. Определите объем шара.
3.Сосуд объемом 20л наполнили жидкостью. Какая это может быть жидкость, если ее вес равен 160 Н?
2.Какую силу нужно приложить к пружине, жесткость которой 100 Н/м, чтобы растянуть её на 2,5 см?
2.Две пружины, скрепленные одними концами, растягиваются за свободные концы руками. Пружина с жесткостью 100 Н/м удлинилась на 0,05м. Какова жесткость второй пружины, если она удлинилась на 0,03м.
2.Вова держит на вытянутой руке корзинку с котятами массой 10 кг. Чему равны сила тяжести и вес этой корзинки?
1.Мальчик весом 400 Н держит на поднятой вверх руке гирю весом 100 Н. С какой силой он давит на землю?
1.Какова масса книги, если на нее действует сила тяжести, равная 4,9 Н?
1.Два мальчика перетягивают канат. Один тянет с силой 280 Н, а второй – с силой 320Н. Чему равна, и в какую сторону направлена равнодействующая этих сил?
5.Станция - Художественная - «Расскажите о крокодиле»
Каждой команде выдаётся лист с заданием и рисунком крокодила, который команда выполняет.
Расскажите о «крокодиле» и его зубах.
Для этого в каждом зубе верхней челюсти напишите
1)формулу, соответствующей приведённому ниже названию силы,
2)Единицу измерения этой силы,
3)определение этой силы.
6. Станция-Грамотных (конкурс капитанов)
Физический диктант.
Сила – это физическая величина, которая характеризует (взаимодействие тел) . Под действием силы может изменяться (скорость тела) . Сила, с которой Земля притягивает к себе любое тело называется (силой тяжести) и равна (F=m*g) . Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес называется ( весом тела) . Сила, возникающая в результате деформации тела и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется (силой тяжести) . Сила, характеризующая взаимодействие одного тела с другим при соприкосновении, и препятствующая их относительному движению называется (силой трения) .
7. Станция – Смекалистых.(по 2 вопроса каждой команде)
1. Будет ли растягиваться пружина в невесомости?
(Нет, т.к. в невесомости не действует своим весом на подвес.)
2.Какая сила мешает круглый год кататься на санках?
(Fтр скольжения)
3.Что мешает развязаться всем завязанным узлам?
(Fтр покоя)
4.Под действием какой силы движется вода в водопаде?
(Fтяжести)
5.Почему у дельфинов обтекаемая форма?
(Fтр жидкость уменьшается)
6.Причину этого я не пойму!
Как только я пружину растяну –
Она стремится снова сжаться,
Наверно, нравится ей надо мною издеваться?
О какой силе и виде деформации идёт речь?
(Fупругости и деформация сжатия)
8.Станция- Итоговая. (Жюри подводит итог и награждает медалями)
IV. Д/З. Составить кроссворд.
13PAGE 15
13PAGE 14715