«Организация проектной деятельности младших школьников на примере программы «Мой живой мир» в условиях учебно-опытного участка Атамайской средней общеобразовательной школы им.В.Д.Лонгинова»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Атамайская средняя общеобразовательная школа им. В.Д.Лонгинова»
муниципального района «Горный улус» РС (Я).
«Организация проектной деятельности младших школьников
на примере программы «Мой живой мир»
в условиях учебно-опытного участка
Атамайской средней общеобразовательной школы им.В.Д.Лонгинова»
учитель начальных классов
Павлова А.В.
г.Якутск, 2016г.
Актуальность выбранной темы обусловлена особым вниманием в педагогической науке и практике к реализации компетентностного и системно-деятельностного подходов, внедрению практико-ориентированных форм и методов обучения.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность.  
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. В новом ФГОС начального общего образования большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Объект исследования: процесс обучения проектной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников в условиях учебно-опытного участка школы.
Цель исследования:раскрыть особенности организации проектной деятельности по программе «Мой живой мир» в условиях учебно-опытного участка школы.
Цель исследования конкретизуется в следующих задачах:
проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
рассмотреть особенности функционирования и роль учебно-опытных участков школы в развитии проектной деятельности учащихся;
использовать программу «Мой живой мир» для развития исследовательских способностей младших школьников;
проверить эффективность влияния созданных условий на развитие проектной деятельности младших школьников.
Показать применение проектной деятельности вусловиях учебно-опытного участка школы.
Гипотеза. Проектная деятельность младших школьников будет успешной, если:
- проводить исследования школьников в условиях учебно-опытного участка школы;
- в процессе обучения младших школьников использовать программу «Мой живой мир»;
- организовывать проектную деятельность по программе «Мой живой мир», способствующей развитию исследовательских способностей обучающихся.
Опытно-экспериментальная деятельность учащихся является важным звеном связи обучения программы «Мой живой мир» с реальной жизнью. Она играет роль в повышении качества агробиологических знаний и опытно-экспериментальных умений и навыков учащихся:
1. Пробуждает и развивает у школьников различные познавательные интересы;
2. Служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний;
3. Способствует совершенствованию практических умений и навыков.
Программа «Мой живой мир» определяет цель, задачи, основные направления и специфику развития системы образования детей в начальных классах Атамайской средней общеобразовательной школы, а также первоочередные меры для обеспечения реализации программы. Программа «Мой живой мир» разработан учителями начальных классов как дополнения к курсу окружающий мир в начальной школе. Она используется в качестве внеаудиторного занятия. Программа предназначается для начальнойобщеобразовательной школы и рассчитан на один класс 32 часа (1 час в неделю).
Учебный материал направлен в основном на привитие учащимися знаний о строении комнатных растений и о видах животных и практических навыков по уходу за ними. В работе с комнатными растениями создаются условия для индивидуального подхода к учащимися. На их примере можно познакомить детей с различными экологическими группами, отразив в тетради паспорт растения с указанием названия, места обитания. Все это делается через контакт и наблюдение. В результате у учащихся формируется осознанное отношение к природе.
Целью программы «Мой живой мир» является становление у младших школьников нравственного, эстетического отношения к окружающей среде на основе единства чувственного, эмоционального и рационального познания природного и социального окружения человека.
Из этой цели следует следующие задачи программы:
Расширение экологических представлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование значительным числам ярких, доступных примеров.
Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Накопление доступных эмоциональных нравственно-этических чувств, которые становятся для ребенка руководством к действию (взаимоотношение с взрослыми и сверстниками, отношения к деятельности, ее результатом и.т.п.).
Воспитание элементов общей культуры ребенка.
Ценностными приоритетами являются:
Развитие чувства сопричастности к жизни природы.
Саморазвитие личностных качеств культурного человека, как доброта, терпимость, ответственность.
Создание условий для исследовательского творчества.
Учебно-опытный участок «Атамайской средней общеобразовательной агропрофилированной школы» создан для проведения в 2-11 классах учебных занятий по программе «Мой живой мир», трудовому обучению, биологии, организации общественно полезного производительного труда. Данная школа имеет пришкольный учебно-опытный участок площадью 1,0 га. За летний период лагерь «Быйан» в течении 4 сезона посещают 84 учащихся.
На учебно-опытном участке школы организованы отделы: полевой, овощной, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративной, коллекционный, начальных классов, производственный.
При проведении опытно-экспериментальных занятий на школьном учебно-опытном участке школьники овладевают навыками основных видов исследовательской и сельскохозяйственной деятельности. В том числе, весенняя обработка почвы; посев и посадка основных видов культурных растений; уход за ними в период вегетации.
Отобран перечень опытно-экспериментальных работ учащихся в учебно-опытном участке школы:
Овощные культуры пришкольного участка;
Правила подкормки растений;
Сортоиспытание овощных культур;
Сортоизучение земляники, арбуза;
Влияние удобрений на рост растений, овощных культур.
Исследовательские проекты, проведенные в условиях учебно-опытного участка школы
№ Тема проекта Количество участников Результаты
1. Летний сад школы (прил 1) 6 Озеленение участка школы
2. Путешествие по Овощеграду (прил 2) 3 Альбом
3. Проект «Влияние макроэлементов на рост моркови» (прил 3) 4 Презентация
4. Проект «Самый ранний редис» (прил 4) 4 Презентация
5. Сортоиспытание моркови 5 Презентация
6. Выращивание лука репчатого из семян подвергнутых различным способом обработки 4 Презентация
7. Ландшафтный дизайн «Цветочная палитра» 3 Цветочный дизайн в школе
8. Сортоизучение земляники в условиях Горного улуса 4 Презентация
Презентация предъявляется в форме доклада, и составление альбома. проектная деятельность учащихся на учебно-опытном участке расширяет и углубляет знания и умения при изучении программы «Мой живой мир».
По программе «Мир на ладошке» учащиеся имеют доклады по темам:
2014-2015 уч.г.
ГабышеваЭлайза - «Сортоиспытание моркови»
Габышев Эрик – «Хаппыыстаны ууннэрии»
Аввакумова Вика – «Бражник подмарениковый»
Павлов Сахамин – «Дьиэ кыыла - коза»
Яковлева Диана – «Мои домашние огурцы»
Аввакумова Вика - «Африканская улитка - идеальный домашний питомец» - III место в улусных Юниорских чтениях.
Ефремов Спартак, Иванова Никалина – «Эмтээхчэй»
Яковлева Настя – «Картофель из моего огорода»
2015-2016 уч.г.
Васильева Эвелина «Минньигэс астаах о5урсу»
Степанова Амалия – «Выращивание арбуза в условиях Якутии» - участие.
Аввакумова Вика – «Мин балыктарым Голди уонна Сара»
Павлов Сахамин – «Кустук»
Филиппова Наина - «Хара кыталык – хара хапта5ас» и.т.д.
Основная цель проектного обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей младшего школьника и его интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал учителей.
В данной работе рассмотрела различные взгляды на проблему организации проектной деятельности в современной литературе, сумела прийти к выводу, что проектная деятельность в младшем школьном возрасте не только возможна, но и может успешно практиковаться с условием четко организованной структуры учебного процесса.
Проектная деятельность младших школьников будет успешной, если:
- проводить исследования школьников в условиях учебно-опытного участка школы;
- в процессе обучения младших школьников использовать программу «Мой живой мир»;
- организовывать проектную деятельность по программе «Мой живой мир», способствующей развитию исследовательских способностей обучающихся.