Формирование у учащихся устойчивой учебной мотивации к изучению русского языка и литературы.


Капитонова Н.А., учитель русского языка и литературы , руководитель структурного подразделения МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова, канд. фил. наук.
Формирование у учащихся устойчивой учебной мотивации к изучению русского языка и литературы.

В ежегодном послании к Федеральному собранию (2016 г.) президент РФ В.В.Путин подчеркнул: «Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой.  Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы независимо от того, где они живут, какой достаток у их родителей, у самих ребят были бы равные возможности для успешного жизненного старта».
Значит, сегодня нужно, прежде всего, поднимать вопрос о формировании мотивации к учению. Все понимают, что развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в активную деятельность и учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, вызывающее положительные эмоции. Итак, важна мотивация.
Учеником руководят как познавательные мотивы, так и социальные мотивы. Познавательные мотивы в самом широком смысле это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.
К сожалению, данные статистики говорят о том, что только 9% старшеклассников учатся в школе с интересом, 15% учеников уверены, что в школе попусту тратят время; 18% часто избегают посещение школы, а 63% занимаются время от времени и только 18% занимаются систематически.
Учителя словесники давно решают вопрос: «Как сделать урок русского языка интересным?» Считаю, что есть несколько путей повышения мотивации учащихся к урокам русского языка:
1. Связь учебного материала с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению предмета. Эта связь осуществляется через материал, основу  которого составляют произведения великих русских писателей. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный.  Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя. На классных часах продолжается языковедческая работа по речевому этикету. Во время игровых речевых ситуаций на занятиях риторики ученики     сами с увлечением замечают, что не всегда умеют выразить свои мысли. Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при использовании числительных, местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам надо учиться.
2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. Наглядность осуществляется во взаимосвязи принципов обучения: сознательности, наглядности, систематичности, прочности, учете возрастных возможностей, индивидуальном подходе. Здесь подойдет все: работа над словами из орфографического словаря; картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи; таблицы по пунктуации и орфографии; портреты писателей и поэтов; иллюстративный материал к изучаемым произведениям; видеоматериал.
3. Использование на уроках современных информационных технологий, несомненно, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций и организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов. Совсем недавно для этого использовалась классная доска, на которой фиксировался урок. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы. Сегодня все больше учителя используют на уроке не просто проектор и компьютер, а интерактивную доску, возможности которой безграничные.
Сегодня у учителя появилась возможность больше внимания уделять ученикам. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Можно использовать собственные презентации, иногда же я использую готовые материалы, обмениваясь опытом с другими учителями в социальных сетях на профессиональных страницах.
4. Вовлечение в мыслительный процесс - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому сегодня учитель начинает урок не с объявления темы, а с проблемного вопроса, на который дети должны сами добыть ответ, что соответствует требованиям ФГОС.
Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.
  Вопрос, на который необходимо ответить, совместная формулировка целей и задач изучения, выдвинутых в начале урока или в ходе объяснения нового материала, возбуждают интерес учащихся к уроку.
5. Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка. Игровые технологии я использую в основном в среднем звене. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Нужно, чтобы ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом были радостными и интересными. В этом поможет урок-игра и создание на уроке соревновательного духа. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я всегда критично оцениваю проведенные уроки. Особенно радует, что  основная часть учеников работает с большим увлечением. На уроках каждый хочет быть лучшим, усерднее готовится к уроку, в этом и заключается соревновательный принцип.
Современное образование делает акцент на формировании у учащихся системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит им адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, ежеурочно создающего условия для формирования положительной учебной мотивации.
 
Использованная литература:
 
1.      Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.
2.      МакароваТ.И. Формирование   познавательного   интереса   на   уроках   русского   языка.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.      Минкин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.
4.      Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.
5.      Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.      Как сделать урок русского языка интересным? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]