Статья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Якуша Л.С.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 г.Таганрога
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Долгое время единственным и основным источником знания оставалась книга. Но постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с большим объемом информации, которая год от года только возрастает.
Свободное владение компьютером и информационно-коммуникативными технологиями – это требование современности. Ориентироваться в лавинообразном потоке информации человеку помогает глобальная сеть Интернет. Это возможность общения и передачи информации между людьми и компьютерами по всему миру. Но какая информация передаётся по сети Интернет? Любая! Есть много полезной информации: образовательные сайты для дистанционного обучения, информационно-справочные, сайты по основным предметам школьной программы, он-лайн тестирование, энциклопедии, словари, каталоги. Но! Существует и множество бесполезной, поверхностной и навязчивой информации. Здесь перед детьми встает проблема выбора. Роль педагогов и родителей в обучении ребёнка сделать правильный выбор в этом огромном информационном потоке. Задача учителя – направлять школьника в этом огромном море информации.
Современные дети не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях. Желание ребенка иметь дома компьютер, подключенный к сети Интернет, и уметь им пользоваться – это не прихоть, а требование времени. Компьютеризация нашей жизни приносит с собой много вопросов и проблем.
Ученые, медики и педагоги спорят о том, как влияет компьютер на психику ребенка. Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к развитию со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: “Компьютерами” - и не менее гордо: “Он за ним круглые сутки сидит!”. Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, вправо, “огонь”) совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга [2].
Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь усилил влияние компьютера на человека. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое персональный компьютер для детей: зло или благо?
Поговорим о пользе компьютера в жизни ребенка. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры - приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии [3]. Наименьшее зло представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Отмечают основные положительные аспекты компьютерных игр другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Спортивные и конвейерные игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие оттого, что “стал умнее”, испытывает, прежде всего, сам ребенок. Задача педагога и родителя сделать из него помощника в воспитании развитии. Конечно, ничто не заменит маленькому человеку реального общения, но как показывает практика часто у взрослого человека нет времени, а у родителей с низким уровнем образованности и желания отвечать на вопросы ребёнка. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером. Потому что он позволяет выбирать нужный интеллектуальный уровень разговора, потому что он бесконечно терпелив к ошибкам, потому что он не устает от глупостей и несуразных вопросов, а при умелом обращении и эмоции может проявлять в соответствии с действиями человека. Я остановилась лишь на некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерами и компьютерными играми.
Рассмотрим вопросы негативных последствий. К сожалению, помимо подстерегающей детей компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно сразу и не заметить невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. И основной вред – это вред духовный. Ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности. То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Особое место в жизни ребёнка занимает компьютерная игра. Это придуманный мир, более яркий, простой, чем на самом деле. Допущенные ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими. Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается. Они позволяют детям почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными. А чтобы ощущать себя так в реальном мире, требуется приложить много усилий. Жизнь детей в реальном мире целиком зависит от взрослых. Но не в игре! Там все происходит по желанию ребенка. И, наконец, сам компьютер – замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. С ним легко договориться, в отличие от с живого человека. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.
Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. По их словам, вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени [1]. Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышью. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышью их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, неожиданно замечают, что за это время он так и не научился ничему новому он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам.
Итак, проанализировав положительное и негативное влияние компьютера на развитие ребёнка, хочу отметить, что при правильном обращении компьютер поможет самоутвердиться во многом: от хороших оценок в школе до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения со сверстниками до осознанного выбора будущей профессии. Компьютер открывает путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, нужно вместе ребёнку, родителю и педагогу.
Библиография
Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
Платов А. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004.
Шапкин А.С. «Компьютерная игра: новая область психологических исследований». Психологический журнал, 1999 г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 115