Конспект урока по ОРКСЭ на тему Совесть и раскаяние


Тема: «Совесть и раскаяние».
Цель урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.Задачи.
Образовательные:
- дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Тип урока. 
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры” (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, наглядные пособия.
Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
Организационный момент.
«Придумано просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!». И каждый становится добрым доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера.»2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное)
- В православии “добро” - это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.

Актуализация новых знаний.
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
(слово «совестливый» изначально скрыто, внимание детей на этом не акцентируем)
Нашел (совестливый) человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому…
-Чему обрадовался человек? (ответы детей)
-А сейчас послушайте продолжение притчи.
что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.Да еще б и на вечность хватило!
- Как вы думаете, как можно назвать человека, совершающего такие поступки?
- Дети посмотрите на текст. Что необычного в тексте? Как вы думаете, какое слово спрятано?
- Ребята, а какое чувство заставляет смущаться наше сердце? (Совесть)
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о совести и раскаянии.
Физминутка.
А теперь, ребята, встатьРуки медленно поднять,Пальцы сжать, потом разжать,Руки вниз и так стоять.Наклонитесь вправо, влево.И беритесь вновь за дело.
5. Работа с учебником. ( с. 36 – 37)
Прочитайте отрывок «Отречение Петра». (Чтение текста вслух хорошо читающими учениками). Обсуждение прочитанного по вопросам.
- Что трижды совершил Петр за одну ночь?
- Что заставило его так поступить?
- Как Петр заслужил прощение?
Работа с иллюстрациями учебника (рекомендуется показ на слайдах).

- Найдите на мозаиках апостола Петра. Почему петух изображен между Христом и Петром?
- Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести?
- Какие чувства испытывает апостол Пётр. Как это отобразилось на его лице?
- В отрывке «Работа совести» на стр.37 найдите, какие два важнейших дела Творец поручил совести?
Физминутка. (проводится в форме игры «Да. Нет»)- Встаньте. Послушайте проблемную ситуацию. Если на утверждение вы хотите сказать «да»- присядьте, если «нет» - стойте не двигаясь.
Как ты поступишь, если твой знакомый расскажет о своём злом плане:
-сделаешь вид, что не слышал?
- попробуешь объяснить советчику, почему так поступать нельзя?
- помешаешь причинять людям зло?
- предупредишь того, против кого твой советчик замыслил своё зло?
- Тихонько присядьте на свои места.
Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (повиниться, раскаяться)
Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.
6. Самостоятельная работа по тетради. Заполните пропуски, выбрав из текста учебника. (стр.38-39, отрывок «Раскаяние»).
Первый шаг в раскаянии______________________________________________________
Второй шаг в раскаянии______________________________________________________
Третий шаг в раскаянии______________________________________________________
- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
7. Обобщение изученного.

8. Домашнее задание.
-Выполните задание в тетради, обсудите его с родителями, ответ запишите на свободных строках.
Задание 1.
Внимательно посмотри на схему.

Покаяние (Раскаяние)

1. Сожаление о том, что сделано
2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание
3. Твердое решение больше так не поступать
Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Итог урока. Рефлексия. - Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.
Сейчас я прошу вас, объясните, как вы понимаете смысл этих высказываний.
Афоризмы о совести
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. Александр Сергеевич Пушкин
Чистая совесть — есть постоянный праздник. Луций Анней Сенека (младший)
Урок окончен. Надеюсь, что он не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.