Проект урока по теме: Совесть и раскаяние
Конспект урока по ОРКСЭ
Модуль: «Основы православной культуры»
Тема: «Совесть и раскаяние»
Выполнила учитель
начальных классов
МБОУ СОШ №12
Автозаводского р-на
Воронова Е.Н.
Тема: Совесть и раскаяние (№10)
Цель: развитие представления о чувстве стыда, вине, великодушии, понимания и значения в жизни общества, осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.
Задачи:
- формирование понятия «совесть» и «раскаяние», показать важность осознания вины.
- учить работать в группе, развивать навыки сотрудничества, анализировать поступки, соотносить их со своими и общечеловеческими ценностями.
- воспитание чувства доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обидам других людей.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Дидактическое обеспечение: набор карточек, толковый словарь С. И. Ожегова, учебник «Основы православной культуры» А. В. Кураев
« Просвещение», 2011г
План урока
1. Организационный момент.(1 мин)
Повторение пройденного. (2мин)
Мотивация ( самоопределение учебной деятельности) (2мин)
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (7мин)
Изучение нового материала.( 15мин)
Закрепление нового материала.(10мин)
Рефлексия учебной деятельности (3мин)
Литература и Интернет –ресурсы:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние.
2.Повторение пройденного.
Учитель: На прошлом уроке мы узнали, как в Евангелии рассказывают о человеке. Вспомним?
(В человеке есть душа, тело, дух)
3. Мотивация ( самоопределение к учебной деятельности).
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок по основам православной культуры. Этот урок будет наполнен новыми открытиями. А какими , вы скоро определите сами.
4.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
(Тема на доске не написана. Тему урока учащиеся сформулируют сами в ходе работы, направленной на выявление восприятия.
На доску выписаны ключевые понятия урока(совесть, добро, зло, вина, грех, раскаяние), провести с учащимися работу, направленную на выявление понимания ими ключевых понятий урока.)
Учитель: Составьте со словами , записанными на доске словосочетания.
Творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и
т. д.), затем – со словом «грех» и его однокоренными словами (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех.
Учитель: (проблемное задание) попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать – «раскаяться в добре»? А можно ли сказать – «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?
Нет, нельзя. Со словом «добро» связано все хорошее, положительное, полезное.
В православии “добро” - это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
Учитель: Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо. С чем (или кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?
Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?
Поступать по совести , никого не обижать, не завидовать.
Учитель: совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом?
Совесть сопряжена с душой. Понять свои ошибки не достаточно, нужно думать не нанес ли человек вреда своей душе.
Учитель: какие ключевые слова являются темой нашего урока?(Обсуждение возможной темы урока .Запись темы на доске.)
(Совесть и раскаяние.)
5. Изучение нового материала.
Слайд №1
- Учитель: давайте поиграем в игру: «Живые картины». Посмотрите на картину Ф. П. Решетникова «Опять двойка», попытайтесь представить, какие чувства испытывают главные герои картины: мама, сестра, мальчик. Разделитесь на группы, изобразите выбранного вами героя, обращая внимание на его чувства )
( дети в минигруппах изображают сцену из картины Ф. П. Решетникова).
Учитель: Какие чувства испытывает мальчик?
Вину, стыд, раскаяние
Учитель: что может сделать мальчик , чтобы избавиться от чувства стыда? Повиниться, выучить уроки, слушать учителя
- Работа с учебником.
Учитель: мы с вами столкнулись со сложными понятиями, такими ,как добро, грех, зло, совесть. Давайте узнаем, как понимают православные христиане эти слова и как расшифровывает толковый словарь С.И. Ожегова.
(Дети находят и зачитывают определения.)
Учитель: мы с вами столкнулись со сложными понятиями, такими ,как добро, грех,зло, совесть. Давайте узнаем, как понимают православные христиане эти слова и как расшифровывает толковый словарь С.И. Ожегова.
(Дети находят и зачитывают определения.)
- Добро - это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.
- Зло - это то, что удаляет от общих целей. Синоним –грех. Грех – недоброе чувство, мысль или дело.
В словаре С. И. Ожегова даются определения:
Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло- нечто дурное, вредное,противоположное добру.
Учитель: Сравните с определениями словаря. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан?
Человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой.
Учитель: выпишите в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.
Слайд 2 ( показ слайда)
Учитель: Кто такой апостол Пётр?
Самый близкий ученик Христа.
Учитель: Посмотрите на его портрет. Какое выражение лица у него?
Мученическое, так как он совершил грех.
Учитель: Какой грех он совершил?
Трижды отрёкся от своего учителя, предал его.
Учитель: Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился?
Мучился.
Учитель: Обоснуйте свой ответ.
Заплакал от стыда, в слезах обновилась его душа.
Учитель: Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения?
Совесть.
Учитель: поработаем со 2 главой статьи в учебнике . Прочитайте.
- Что показалось вам самым главным в статье, выпиши эту мысль.
От стыда обновляется душа. Быть в ладу со своей совестью, совесть подсказывает, как правильно поступить и заставляет исправлять ошибки. Главное в жизни человека быть в ладу со своей совестью. 6.Закрепление нового материала.
-Упражнение: «Дискуссионные качели». (Учитель делит учащихся на 2 группы и предлагает одной группе доказать пользу вины и стыда, другой группе объяснить, в чем их вред. Результаты работы каждой из групп вывешиваются на доску)
Дети делают общий вывод: вина и стыд нужны. Они помогают нам не совершать плохие поступки или их исправлять.
Учитель: Как православный человек исправляет свои ошибки? Как ответ на этот вопрос давайте дочитаем статью учебника.
- Чтение последней части статьи «Раскаяние».
Учитель: Что такое “Раскаяние”?
Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке.
Учитель: ( работа в парах) продумайте шаги, которые должен сделать православный христианин, чтобы исправить свои ошибки.
- согласие человека с совестью
- исправление своей ошибки
-покаянные молитвы к Богу.
- Реализация плана. ( Групповая игра «Корзина ситуаций»)
(дети в минигруппах выбирают ситуацию, продумываю, как ее решить)
1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайнонаступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.
4 ситуация. Марина опоздала на урок.
5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.
Учитель: давайте сделаем выводы .
: Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
Говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
Будьте искренними.
Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину. 7.Рефлексия учебной деятельности:
Учитель : предлагаю продолжить фразу «Сегодняшний урок научил меня»
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни”.
Домашнее задание: (дифференцированное)
Учитель: предлагаю вам на выбор:
1.Подберите пословицы и поговорки по данной теме.
2. Вспомните произведения, где героев мучает совесть.
15