Технологическая карта к уроку Совесть и раскаяние


МКОУ «Кудринская основная общеобразовательная школа»
филиал «Пелеговская основная общеобразовательная школа»
Технологическая карта
урока ОПК
Тема: «Совесть и раскаяние»
(по учебнику А.В. Кураева, 4 класс)

Учитель начальных классов
Смирнова Н.Ф.

с. Пелегово 2014г.
Тема урока: «Совесть и раскаяние»
Цель урока: помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью человека, правильной – духовная радость
Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи УУД:
Предметные:
-Формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души.
Метапредметные:
Регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля; сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Коммуникативные – формировать умения договариваться и умение выслушать собеседника и принимать решение; распределять обязанности при работе в парах, в группах;
Познавательные - узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния;
способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в словарях, понимать информацию;
Личностные: формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; усвоить нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», карточки для групповой работы, учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев, фонограмма песни «Дорогою добра» для физкультминутки, карточки для рефлексии.Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Органи-зационный
момент Учитель приветствует детей
- Я держу в ладонях Солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь – это ж просто!
Лучик Солнца – это Вам!
Я желаю Вам, чтобы лучики солнца обогревали Вас чтобы сердце у Вас было тёплое, доброе. Желаю всем доброе, тёплое отношение вашим близким, друзьям. Удачи, Вам! Учащиеся настраиваются на урок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат
2.Проверка домашнего задания
3. Актуали-
зация зна-
ний
Ученица делает сообщение об иконописце Григории Журавлеве
а)-На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их.
- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?
Сегодня мы постараемся найти на них ответы.
Слайд №2
Смотрят клип «Калека»
См. приложение
Учащиеся перечисляют главные ценности:
Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
Личностные:
следование в поведении моральным и этическим требованиям;
Коммуникативные : развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные:контролировать процесс результаты своей деятельности; Познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
4.Постановка
учебной за-
дачи. б) Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет небольшой рассказ Аллы Чумак (Рассказ взят из сборника «Воскресное чудо», составитель Борис Ганаго).Слайд№3
См. приложение (№1)
– Ребята, прежде чем мы дочитаем рассказ до конца, попробуйте предположить, что же будет дальше.
– Почему Коля заплакал?
– А что такое тяжелое не давало мальчику покоя и мешало играть?
На доску выносится запись СОВЕСТЬ. Учитель дочитывает рассказ до конца.
– Ребята, а вы в своей жизни испытывали что-нибудь подобное?
Дети высказывают свои предположения.

Дети выходят на понятие «Совесть».

Ответы детей Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
Познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные :умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической формой речи.
5.Работа по теме.
6.Обобщение и систематизация знаний
Как вы думаете, что такое совесть?
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»
Например: весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет совесть -это свет внутри нас и т. д.
А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Слайд №4
(работа со словарем)
-Зачем человеку совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»
- Назовите антоним слова «добро».

- Какой смысл вы вкладываете в это слово?.
- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой
В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов.
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?
Слайд №5
А зло?
Слайд №6
*Физкультминутка
Слайд№8
Работа в паре .- Найдите вариант как можно заменить предложение : (слайд)
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойнойсовестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
Слайд№9
Вывод: Человеку на грех указывает его собственная совесть
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
(заполняем таблицу)
Слайд№10
– Вернемся к рассказу о Коле. Попробуйте предположить, как будут развиваться события дальше?
1. Коля забудет о случившемся и будет вести себя по-прежнему;
2. Коля исправится и постарается стать лучше
-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?
– В православии желание исправиться и стать лучше называется Покаянием или Раскаянием. (На доску выносится слово РАСКАЯНИЕ).
- Откройте 38 стр учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии.
- В православии существуют шаги в раскаянии.
- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии?
Слайд№11
- Как вы его понимаете?
б) Второй шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
- Как вы его понимаете?
. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена.
г) Третий шаг в раскаянии.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )Слайд №12
д) Храм – место покаянной молитвы
-Что приходит после искреннего раскаяния?
Слайд №13
Ученики дают свои варианты ответов.
Дети находят слова
Например: весть; сеть; есть; свет и т. д.
Работа со словарем
Ответы детей
Зло
Нечто дурное, вредное
Грех
Читают об этом на с. 36 учебного пособия.
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.
Слайд №7
Дети передают под музыку игрушку с добрыми пожеланиями
Одна пара работает у доски, остальные в парах на местах
Дети заполняют таблицу
Два дела совести
- Перед выбором совесть подсказывает - После ошибки совесть срабатывает Ответы детей
Выслушиваю мнения детей
Согласие человека с протестующим криком своей совести.
Сожаление о свершенном.
Переворот своих стремлений.
Готовность исправить свой поступок
Покаянные молитвы к Богу.
-Когда раскаяние искренне, то приходит радость. Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;
Познавательные : умение выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивные: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемыЛичностные:
следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Коммуникативные : участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Личностные : выражать положительное отношение к процессу познания,
Регулятивные :
оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;
Регулятивные :
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации ;Познавательные :анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные:
делать самостоятельно выводы;
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям самооценка на основе критерия успешности;
7.Самостояте
льная работа
с самопроверкой
по эталону Заполни таблицу.
См. приложение(№2) Регулятивные : понимать цель выполняемых действий
Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности;
Познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
8.Итог урока
9.Рефлексия
деятельности
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.
Какой главный нравственный урокизвлекли вы из этой темы?
-Запишем домашнее задание
Слайд №14
1)Чтение библейской истории «Отречение Петра».
Найдите в тексте слова, в которых описываются шаги в его раскаянии.
2)Творческое задание.
а) Придумать сказку «На земле пропала совесть».
б) Оформить книжку пословиц и поговорок о совести и раскаянии.
Закончить урок я хочу такими словами:
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным делам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
См. приложение(№3)
Слайд №15
Нужно всегда поступать по совести
Учащиеся записывают в дневник д.з.
Ребята заполняют таблицу
Оценивают своё участие в уроке Регулятивные:
делать самостоятельно выводы; Познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к дух самооценка на основе критерия успешности;
Коммуникативные: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
Личностные:
Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности
Приложение №1
«Коля живет в детском доме. Он не знает ни мамы, ни папы, зато знает своих воспитателей. Их у него трое, но Ольгу Андреевну он любит больше всего: она и приласкает, и конфетку принесет, и сказку расскажет. А однажды Ольга Андреевна водила всех в церковь, Коле там понравилось. Там горит много свечек, ходят дяди в длинных одеждах, их называют священниками. Еще в церкви живет Бог. Он добрый и всех любит. Ольга Андреевна говорит, что Бог стучится каждому в сердечко, только его надо слышать. А Коля пока не слышал.
Коле не нравится, когда Ольга Андреевна играет с другими детьми в группе и других гладит по голове. Недавно Ольга Андреевна похвалила рисунок Нади, а Коля взял и разлил на него воду. Надя плакала, а Коле было хорошо: нет у нее красивого рисунка. Только вот почему-то Ольга Андреевна сразу погрустнела, но его, Колю, не ругала.
А сегодня Коля ударил Сережу: ему показалось, что Ольга Андреевна дольше всех катала мальчика на качелях. Сережа сел на скамеечку и заплакал. Так ему и надо, деловому! А Ольга Андреевна снова стала грустной, подозвала Колю к себе и сказала:
– Сереже больно. Или пожалей его и не обижай больше.
«Вот еще!» – подумал Коля, отошел к песочнице и надулся: обиделся на Ольгу Андреевну и решил ее больше никогда не любить. Стал играть в песочнице, нашел камешек и бросил в сторону воспитательницы. Камешек попал ей прямо в очки и разбил их… От неожиданности Ольга Андреевна закрыла лицо руками. Коля испугался, спрятался за беседку. Но Ольга Андреевна не стала на него кричать, а собрала всех детей, позвала и его, Колю, и повела в группу.
За ужином Коля сидел задумавшись. Почему-то не хотелось ни булочки с маслом, ни сладкого какао. После ужина дети, как всегда, ждали сказку. Но Ольга Андреевна сказала, что сказки сегодня не будет, потому что очки разбились, а без них она не видит. Коле стало как-то тяжело внутри, защемило сердечко, запершило в горле, захотелось то ли заплакать, то ли подбежать к Ольге Андреевне, прижаться к ее коленям. Он сел в уголок, что-то тяжелое внутри не давало ему покоя, мешало играть. Тогда он подошел к воспитательнице, хотел что-то сказать и вдруг заплакал….»
«... – Что ты, малыш? – ласково спросила Ольга Андреевна и обняла мальчика за плечи.
– Мне плохо вот тут! – и Коля показал рукой на то место, где у него сердце. – Вы не сердитесь на меня?
– Нет, глупенький. Наконец-то у тебя проснулась совесть!
– А это хорошо? – всхлипнул Коля.
– Конечно, хорошо. Это Бог достучался в твое сердечко! – и Ольга Андреевна, улыбнувшись, погладила мальчика.»Приложение №2
Заполни таблицу.
Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать. Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться
Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.
1.
2.
3.
4.
Приложение №3
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным