Конспект урока по изобразительному искусству «Выражение характера человека через украшения».

Конспект урока по изобразительному искусству.
Тема: «Выражение характера человека через украшения».
Учитель: Семенеко Елена Викторовна.
Цели: показать обучающимся как зависит украшение от характера владельца, его образа жизни и намерений.
Задачи:
познакомить со способами выражения xapaктeра человека через украшения; показать старинные женские головные уборы;
дать представление о декоративно-прикладном искусстве;
воспитывать эстетический вкус;
развивать воображение и творческие способности обучающихся.
Зрительный ряд: различные виды женских народных костюмов и головных уборов жителей нашей местности, фотографии девушек в различных народных костюмах, красивый кокошник; изображения головных уборов; готовые формы кокошников.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Оборудование: для учащихся – кисти, краски, альбомы, шаблоны кокошников.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Минутка эмоциональной живописи
3. Беседа по теме урока
- Человеку с древних времен было свойственно стремление вносить красоту в окружающий его предметный мир, в украшения. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла.
- С украшениями мы сталкиваемся каждый день, часто не осознавая, что это произведения искусства. Мы уже знаем, что Мастер Украшения, создавая свои произведения, отталкивается от природных форм и природных цвeтoвых сочетаний. У кaждого народа существуют свои национальные украшения, характер котopых определен природными условиями, культурными традициями народов. Например, народы Прибалтики любят янтарь и чаше других народов используют его в украшениях. Народы Урала делают украшения из природных камней - уральских caмоцветов.
- Тема нашего урока: «Выражение характера человека через украшение».
- Как вы думаете, ребята, украшения могут рассказать о человеке? (Ответы учащихся.)
4.Работа со зрительным рядом.
- Украшения выражают характер и настроение человека. К каждому событию человек подбирает соответствующее украшение. (Демонстрация рисунков и фотографий с изображением различных украшений.)
- Посмотрите на эти фотографии и попробуйте определить, почему девушки так оделись. Как вы догадались? (Примерный ответ. Повседневный костюм, скромное украшение нам подсказывают, что эта девушка идет на работу. Торжественное платье, дорогие ювелирные украшения говорят о том, что вторая девушка собралась на праздник.
Фата, белые перчатки, длинное кружевное платье нам подсказывают, что первая девушка - невеста.)
- Молодцы! Вы все правильно определили. Мы не будем надевать дорогие ювелирные украшения и длинное платье, когда пойдем в лес за грибами или ягодами. Если же человек нарушает представления людей о назначении украшений, их использовании в определенной ситуации, что это выглядит нелепо, и говорят, что у этого человека плохой вкус.
(Учитель показывает рисунок с изображением нарядного кокошника.)
- Мне хочется вам показать красивый головной убор. Понравился?
- Кто знает, как называется такой головной убор? (Кокошник.)
- Как вы думаете, для кого он предназначается? (такое украшение могла носить женщина. Наверное, она была ласковой и доброй женщиной, потому что на кокошнике много цветков и завитков.)
- А если бы это были животные с оскаленной пастью, могла бы женщина надеть такой головной убор? (Нет.)
- Правильно, ни за что. А что бы вы предложили для украшения кокошника? (Солнышко, звездочки, бабочек, ягодки, цветочки, листочки, веточки ит. д.)
(Учитель демострирует иллюстрации с изображением головных уборов наших предков.)
5. Сообщение новых сведений:
- На Руси девичий головной убор состоял из венка и повязки, твердого обруча или мягкой широкой полосы на лбу, скрепленной сзади лентами. Уборы были ажурные - с прорезями, «городчатыe» - с зубцами, плоские и объемные, украшались самоцветами, шитьем, ажурным плетением с речным жемчугом, стеклярусом, бисером, перламутром; пуxoм и крашеными перьями птиц. Распространенными уборами были: кокошник (север) и «сорока» (юг). Кокошник (плотная шапочка - «корона») украшался самоцветными камнями, жемчугом, бархатом, парчой.
Узоры вышивок кружев и росписей изображали птиц - символ счастья, добрых вecтей, коней - символ небесного светила, благополучия и достатка, древо жизни - символ здоровья, долголетия и плодородия.
Носили девушки и всевозможные украшения: серьги, нагрудники, подвески, ожерелья, цепочки, пуговицы со вставками из стекла, камня, жемчуга, эмали, перламутра.
Украшения и кокошник, подчеркивая нежность и изящество женщины.
(Учитель включает фонограмму русской народной песни «Утушка луговая».)
Физкультминутка:
Наш Петрушка потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Свой колпак он не нашёл!
Чтобы до него достать,
Надо на носочки встать!
6. Указания по выполнению работы.
- Ребята, сейчас мы нарисуем кокошник. Я вам сейчас раздам шаблоны кокошников. Вы их обведете и начнете украшать. Узоры на кокошнике делаем симметрично от центра к краям. Перед выполнением подумайте, какой характер человека вы хотите передать с помощь цвета, орнамента. Для более красивого рисунка сначала рисуем карандашом, а потом в цвете.
7. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Ребятам учитель раздает заготовки кокошников. Дети их обводят и украшают!
8. Итог урока.
8.1.Выставка и анализ работ.
(Взаимооценивание рисунков.)
- Расскажите о своих работах: почему вы подобрали именно такой узор?
9.Обобщение темы урока:
- О чем мoгyт рассказать украшения?
- Что интересного вы узнали на уроке?
10. Домашняя работа
Дорисовать и украсить кокошники.

15