Технологическая карта урока ОРКСЭ Совесть и раскаяние 4 rkfcc

Ф.И.О.  Кондратюк Татьяна Алексеевна Предмет:  Основы православной культуры Класс:  4 Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями
Класс: 4
Урок: 10
Тема: Совесть и раскаяние
Цель: Сформировать представление о совести и раскаянии.
Задачи: - личностные – формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения
- усвоение нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми
-метапредметные- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
-овладение навыками смыслового чтения
- умение выслушивать собеседника и принимать решение
- готовность к сотрудничеству
-предметные осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра со словом, работа с текстом, работа с дидактическим материалом, работа с иллюстрацией, проблемное задание, проблемный вопрос, работа с ИД, работа с дидактическим материалом, работа со словарем
Основные термины и понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.
Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, учебник


Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Метапредметные
результаты
Предметные
результаты
Ожидаемые духовно-нрав-ные
результаты

1. Оргмомент
(1 мин)



Приветствие детей.
Проверяет готовность учеников к уроку

Формирует умение готовности к учебному процессу
Проверяют наличие учебного материала
Наличие мотивации к уроку
Планирует учебную деятельность
Наличие мотивации к труду


Подведение к теме через действие: На доске выписаны ключевые понятия урока добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.








- В-с: Как вы понимаете смысл слов/ записанных на доске добро, грех, совесть?










- Сравните свои высказывания с определением этих понятий в современных словарях.






-Со словом «добро» и его однокоренными словами составьте словосочетания затем – со словом «грех» и его однокоренными словами

3 у-ка записывают на ИД свое понимание этих слов, остальные учащиеся работают устно.
Включается в беседу, отвечает.


Ребята открывают затененную сторону ИД.
Делают выводы, проводят анализ


Ребята составляют(творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.),
(сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).
Наличие мотивации к труду, работе на результат, Адекватное использование речевых средств и средств информационных технологий

Становление ценностных ориентаций


Развитие самостоятельности
Формирование умений оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации



Овладение логическими действиями анализа и синтеза




Отнесение к известным понятиям
Работа на результат

Знакомство с основами морали, понимание значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе


Развитие мотивов учебной
Деятельности

Начальное представление о моральных нормах

















Нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками





Ценностное отношение к родному языку

Подведение к теме. Создание проблемной ситуации (3 мин)

Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать – «раскаяться в добре»? А можно ли сказать – «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

Ребята работают в тетрадях, делают вывод
формирование личностного смысла учения
Становление гуманистических ценностных ориентаций

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Овладение логическими действиями анализа и синтеза
Построение рассуждения

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений;


Работа с учебником
(5-7 мин). - В – с: Что такое совесть и когда она пробуждается в человеке?

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Сопереживание чувствам других людей

Продолжает развивать самостоятельность, умение выявлять важное из текста, желание работать с учебником, развитие устной речи, формирует умение логического высказывания.
Построение рассуждения
Готовность слушать и вести диалог
Формирует внимательность, следит за ходом изложения и путем самоанализа находит ответ
Анализ нравственной стороны своих поступков и поступков других людей


Углубление в тему через
беседу с детьми, используя работу с учебником, показ видеослайдов, повторение ранее изученного материала. (7-10 мин)
































Закрепление материала через осмысление (5 мин)





Работа с рабочей тетрадью( Приложение №2)




Работа с иллюстрацией

-Работаем с учебником (стр 36-37)
В – с: Почему Петр заплакал?
















Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо. С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?
Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?
Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?




Запись темы на доске.


Да, мы сегодня с вами говорим о раскаянии. Но раскаяние может быть истинным и ложным.
Иуда тоже предал Христа и , кажется, раскаялся
- Сравните его раскаяние с раскаянием Петра.
Читаем текст дидактического материала ( Приложение 1)
-В – с:- В чем ошибка Иуды?
Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос


- Прочитайте о 2 шагах раскаяния.( стр38)

_ Задание №2


Учитель читает текст В. Асеевой



Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети. Как вам кажется, кто изображен на картине? В какой момент жизни изображены два человека? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Знаете ли вы, как называется картина? Какой сюжет лёг в её основу? Из какой книги этот сюжет?
Ребята читают по ролям «Отречение Петра»

Ребята отвечают на вопросы








Ребята работают над вопросами, отвечают, рассуждают








Обсуждение возможной темы урока.






Ребята размышляют, дают свои ответы.
Прочитав, ребята обоснованно говорят об отличии раскаяния Петра и Иуды









Ребята устно отвечают

Ребята отвечают на вопросы 1,2,3


Ребята рассматривают картину, отвечая на вопросы учителя
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Развитие этических чувств как регулятора морального поведения















Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки






















Понимание и принятие норм этики в выстраивании отношений в семье и обществе

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Установление аналогий и причинно – следственных связей















Умение осуществлять информационный поиск
Овладение осознанным построением речевых высказываний
Готовность признавать существование различных точек зрения









Установление аналогий, причинно – следственных связей
Готовность слушать собеседника и вести диалог

Излагать и аргументировать свою точку зрения
Готовность признавать другие точки зрения

Формирует и развивает способность саморегуляции, контролирует изложение собственных высказываний


























Формирование представлений об этике поведения























Бережное отношение к духовным ценностям

Опыт ролевого взаимодействия
































Неравнодушие к жизненным проблемам других людей
















Опыт реализации гражданской позиции




Ценностное отношение к культурному наследию
Анализ нравственных поступков других людей

Итог занятия: проверка усвоения знаний: (3-4 мин)
Подведем итог
-О чем мы с вами говорили на уроке?
Самостоятельно подводит итоги урока, формирует в себе нравственные ценности
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Элементарные представления об институтах гражданского общества, значимых страницах истории, об этнических традициях и культурном достоянии своего народа, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;



Домашнее задание
Задание на дом( приложение 3)
Задание 1 – устно, Задание2 письменно
Раздает дидактический материал, благодарит за работу. Читать материал урока 10 Ответить на вопрос по выбору
Определяет задачи на следующий урок, развивает чувство долга.
Развитие доброжелательности и Эмоционально – нравственной отзывчивости
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Знание и принятие ценностей: семья, религи
Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина



Приложение 1
Раскаяние истинное и ложное

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т. е. предал на смерть неповинного Человека).
Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела).
Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).
(Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий)

Илл. 1. Отречение апостола Петра и раскаяние Иуды. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Вверху справа – первое отречение Петра (фигура самого апостола почти не сохранилась), внизу – второе его отречение (у костра). Вверху слева – повесившийся на дереве Иуда.
Илл. 2. Отречение и покаяние апостола Петра. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Внизу – третье отречение Петра. Вверху слева – апостол Петр стоит облокотившись на колонну и плачет от раскаяния.

Вспомните историю жизни апостола Петра после отречения и покаяния (§ 10). Чье покаяние было истинным – Петра или Иуды?
В чем ошибка Иуды?

Приложение 2
Урок 10
Раскаяние

Задание 1.
Внимательно посмотри на схему.

Покаяние (Раскаяние)


1. Сожаление о том, что сделано

2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

3. Твердое решение больше так не поступать



Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Ответь на вопросы.

Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________
Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________

Задание 3.
Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:

Кто наказал его?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.

1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3

. Урок 10
Совесть

Задание 1.
Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.
Заполни таблицу.

Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.

Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться

(

(


(

(


(

(


(

(


Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.

1.

2.

3.

4.


15