Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ учитель Стёпина С.Ю.

Урок изобразительного искусства во 2 классе
Тема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ
Цель: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения
Задачи:
Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.
Продолжать развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.
Учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.
Задание: украшение кокошников
Оборудование для учащихся: гуашь, цветная бумага.
Оборудование для учителя:
Зрительный ряд: презентация «Женские украшения», изображения сказочных принцесс, варианты украшения кокошника.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урок
Создание проблемной ситуации
У меня в руках шкатулка. Угадайте, что может храниться в ней? (бусы, кольцо, серьги, браслет)
Что это такое? (украшения)
Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)
Молодцы! Сегодня мы поговорим о женских украшениях и научимся украшать головные уборы.

Изучение нового материала
Формирование художественных знаний
Для чего люди использовали украшения?
Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине.
Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин. 
Посмотрите в книге рисунки девичьих и женских головных уборов. Чем они отличаются?
Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники.
Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.
Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кики или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус».
Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.
Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.
Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.
К нам на урок пришли сказочные героини из сказок. Угадайте кто они
Высока, стройна была,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело. (мачеха)

Я - царевна молодая, Красотой, умом блистаю,
Лью я слезы постоянно, Ведь Я - царевна ... (Несмеяна.)

Владея снегом, льдом и стужей, Она надменно холодна, И снежной вьюгой злою кружит Зимой у тёплого окна (Снежная королева)
Почему они выбрали такие украшения?
Как украшения передают их характер?
Какие средства выразительности использовал художник для выражения характера сказочных персонажей? (линия, цвет)

В жизни мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре. Иногда к школьным праздникам вам нужно подготовить карнавальные костюмы: осени, Зимушки и т.д.
Рассмотрите, какие варианты кокошников сделали художники для принцесс – времен года, угадайте, кто они?
Формирование практических умений
Догадайтесь, кокошник для какой принцессы вам предстоит украсить
ЗИМА: МОРОЗ, СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ, СНЕЖИНКИ
ВЕСНА: РУЧЕЙКИ, ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ, СОЛНЦЕ.
ЛЕТО: ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ.
ОСЕНЬ: ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ, УРОЖАЙ.
Прежде, чем украшать головной убор, сначала нужно его вырезать из сложенного вдвое листа бумаги.
А сейчас попробуйте сами украсить кокошник, имитируя драгоценные камни, образующие узор (из цветов, веток, листьев), ленты (образцы кокошников)
4. Подведение итога урока
Обсуждение работ детей в форме диалога художников и зрителей.
Угадайте, для кого украшен головной убор?
Какой характер у хозяйки этого кокошника?


Заголовок 315