Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (на примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Глава 1.Цитаты.
Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги.
1.А поворотись- ка, сын! Экой ты смешной какой!
2.Да когда на то пошло, то я с вами еду! Ей-богу, еду
3.Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько.
4.Да не стели нам постель! Не нужна нам постель. Мы будем спать на дворе.
5.Ну, давай на кулаки!
6.Ну ж, паны-браты, садись всякий, где кому лучше за стол.
7.Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? что ждет вас?
8.Вишь, какой батько!-все старый, собака, знает, а еще прикидывается.
9.Вот пусть теперь только подвернется какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь казацкая сабля!
10.Теперь благослови, мать, детей своих!
11.Вот еще что выдумал! И придет же эдакое в голову, чтобы дитя родное било отца.
12.Не смейся, не смейся, батьку!
13.Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей –богу, поколочу! А)Тарас Бульба
Б)Мать
В)Остап
Г)АндрийГлава 2
Чтение в слух ( попеременное чтение).
Ход работы:
1.Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача- читать с пониманием, задача слушающих- задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу. ( Если на самом деле имеются копии текста у остальных учеников, их нужно отложить в строну.)
2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Глава 3
Стратегия G-S-R
Ход работы:
1. Бегло прочитайте текст и разделите его на смысловые отрывки. Как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста. При чтении текста обсудите незнакомые слова.
2. Поставьте по 1-2 вопроса (обобщающих) к каждому абзацу.
3. Подготовьте таблицу из трех колонок и дайте им названия. В первую колонку нужно записывать обобщающие вопросы, во вторую- ключевые слова из текста, в третью- индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
4.Заполните таблицу:
План в вопросах Ключевые слова (основные мысли) Индивидуальные слова (детали)
1)
2)
3)
4)
5)
6) Глава 4
«Чтение с остановками»
Цель стратегии- управлять процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего.
Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.
Цель занятия- улучшить качество чтения и понимание текста.
Ход работы:
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы.
Глава 5
«Экскурсия по книге (главе)»
1.Прочитайте самостоятельно главу 5. Озаглавьте ее. Данная глава состоит из нескольких частей, микротем. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод.
Например:
1).Ведущий эпизод
1.1-Микротемы (план) эпизода
1.2
1.3
2.Ведущий эпизод
…
2).Обсуждение плана книги.
-какой эпизод самый важный в главе? Назовите его и объясните почему вы так считаете.
Например:
В 1 эпизоде- микротема 3
Во 2 эпизоде- микротема 2
3). Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить?