Реализация программы Стратегия развития междисциплинарной программы Смысловое чтение на уроках географии
Научно-практическая конференция
работников образования ОУ Красногвардейского района
«Педагогические инновации, педагогический опыт и эксперимент»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ» НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
Автор: Карибаев Руслан Иманович,
учитель географии и краеведения
высшей квалификационной категории
МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»
Плешаново – 2015
Рекомендовано методическим советом
МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»
Рецензент: Эпп И. С., замдиректора по УВР
МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»
Карибаев Р. И.
Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения» на уроках географии»: из опыта работы учителя географии МБОУ «Красногвардейская СОШ №1», 2015. – 47 с.
В данной работе представлен теоретический материал и разработки уроков, мастер класса с использованием приемов и методов технологии смыслового и продуктивного чтения на уроках географии.
Адресован учителям географии и других дисциплин ОУ.
@ Р. И. Карибаев@ МБОУ «Красногвардейская СОШ №1», 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Проект программы
«Реализация междисциплинарной программы
«Стратегия смыслового чтения»………………………………………….7
Глава 2. Технологии смыслового чтения на уроках географии……...24
2.1. Стратегии предтекстовой и
послетекстовой деятельности……………………………………………24
Заключение………………………………………………………………...31
Библиография…………………………………………………………..….32
Приложение
Введение.
Использование приемов и методов в рамках междисциплинарной программы, направленных на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и читательской компетентностей.
Исходя из всего вышеизложенного, темой моего исследования является «Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения на уроках географии». Актуальность использования приемов и методов обусловлена целью и задачами модернизации российского образования через совершенствование методов и приемов смыслового чтения.
Условиями возникновения опыта явилось необходимость формирования читательской компетенции и культуры школьников, которым предстоит жить и работать в информационном обществе.
Цель модернизации образования состоит в «создании механизма устойчивого развития системы образования» в рамках стратегии смыслового чтения и письма.
Главная обучающая задача состоит в том, чтобы совершенствовать приемы и методы понимания текста.
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически и продуктивно воспринимать поступающую к ним информацию.
Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание.
Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. И совершенствовать приемы их понимания, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Предмет исследования: влияние различных приемов и методов смыслового чтения на познавательную активность школьников.
Объект исследования: познавательная активность самих школьников.
Теоретическое значение
Сформированные на разных уровнях и развиваемые умения и навыки смыслового чтения (письма) дают человеку возможность рационально и оптимально обрабатывать полученную информацию и применять ее всю свою сознательную жизнь в современном и быстро меняющемся обществе.
Новизна опыта
Смысловое чтение (и письмо) – это процесс, с помощью которого можно формировать и совершенствовать универсальные учебные действия, повышая эффективность учебного процесса, обеспечивая каждому учащемуся право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно творческих мыслящих людей. Именно учитель призван формировать положительную мотивацию школьников, создает ситуации в организации учебного процесса и выборе оптимальных приемов и методов различных педагогических технологий, при которых учащиеся с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в поисково-познавательную и осмысленную деятельность, испытывая успех при изучении географии. Сущность опыта заключается в применении приемов и методов смыслового чтения (и письма) на различных этапах урока для повышения эффективности обучения и воспитания социально активной личности.
Диапазон опыта
Диапазон применения данного опыта не имеет определенных возрастных ограничений, что позволяет готовить учащихся не только к итоговой аттестации, но к различным конкурсам, олимпиадам, проектам и конференциям.
Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован как учителями географии, так и других дисциплин, учитывая особенность предметной специализации.
Методы исследования:
- изучение методической литературы;
- наблюдение;
- работа со школьной документацией;
- апробация приемов и методов смыслового чтения (и письма) в урочной и внеурочной деятельности;
Глава 1. Проект программы «Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения».
Данные приемы и методы обучения работы с текстом, основываются на использовании в образовательном процессе МБОУ КСОШ №1 технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо. Благодаря использованию ТРКМ на уроках создается образовательная среда, в которой формируется компетентная личность, для которой характерны гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения; развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; формирование культуры чтения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Вышеперечисленные умения являются компонентами таких ключевых компетентностей, как готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность.
Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий:
- в сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
- в сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
- в сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
- в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Таблица сопоставления содержания ключевых компетентностей и умений, формируемых технологией РКМЧП
№ Наименование ключевых компетентностей Содержание ключевых компетентностей Умения, формируемые технологией РКМЧП
1 готовность к разрешению проблем
готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности и позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь; - умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- способность брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
2 готовность к самообразованию способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи; - умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)
3 готовность к использованию информационных ресурсов (информационная компетентность) способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; - умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- умение графически оформить текстовый материал;
- умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
- умение творчески интерпретировать информацию;
4 коммуникативная компетентность готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач. - умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе.
Сопоставив умения, формируемые технологией РКМЧП, с содержанием ключевых компетентностей, можно прийти к выводу, что технология РКМЧП является средством формирования ключевых компетентностей школьников. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Формирование читательской компетентности происходит не только на уроках географии, но и на других учебных предметах. Отсюда следует концепция метапредметной связи в достижении определенных общеучебных результатов.
Состав и характеристики читательской компетентности обучающихся.
№ Элементы читательской компетентности Ученик научится Ученик получит возможность научиться
1 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного•ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. 2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста) 3 Работа с текстом: оценка информации • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Итак, каковы же условия, обеспечивающие реализацию стратегию смыслового чтения на уроках географии?
Основными задачами обучения учащихся географии в школе являются формирование экологической, коммуникативной и географической компетенции учащихся, формирование общеучебных умений и навыков, овладение нормами глобального и пространственного, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие речевой (географо-экологической) культуры, обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, приобщение учащихся к искусству слова (цитирования), развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора, воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания. Для решения поставленных задач мною была выбрана в качестве базовой технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология РЧКМП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной, проникающей, применимой как в географии, так и в любых программе и предмете.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление, обобщение и осознание приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Причем рефлексия должна быть не только содержательной, эмоциональной, но и процессуальной. Учащиеся на каждом уроке отмечают, что они сделали, как сделали, почему не сделали. Такое отношение вызывает уважение к своему труду, труду одноклассников и педагога.
Функции трех стадий технологии РКМЧП
№ Стадия Функции
1 Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме).Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
2 Осмысление
содержания Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
3 Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Применяя стратегии и приемы технологии РКМЧП, учитель акцентирует свое внимание на субъектной позиции ученика. Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда на уроке создана атмосфера доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», когда созданы условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию. У детей меняется отношение к уроку (после изучения той или иной темы ученики идут в библиотеку, в компьютерный класс и продолжают самостоятельно знакомиться с учебным материалом); повышается познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения); развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; изменяется у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); у школьников вырабатывается осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, формируется собственное отношение к информации. Кроме того, технология РКМЧП предоставляет возможность учащимся постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов технологии обучения к восприятию их в целостной системе; усвоив ряд приемов, учащиеся начинают их использовать без помощи учителя, модифицировать их и находить новые приемы, тем самым дети учатся учиться самостоятельно
Так как популярным методом демонстрации процесса мышления в технологии является графическая организация материала: модели, рисунки, схемы, отражающие взаимоотношения между идеями, показывающие учащимся ход мыслей, - процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Ребятам проще оценить свою работу на уроке, проследить ход решения задач занятий.
В результате анализа методической литературы и педагогических наблюдений, исследований мне удалось выстроить систему приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, направленную на формирование ключевых компетентностей учащихся.
Система приемов технологии развития критического мышления
через чтение и письмо.
№ Наименование ключевых компетентностей Приемы и стратегии РКМЧП
1 готовность к разрешению проблем «Фишбоун»,
«Концептуальная таблица»,
«Пирамидная история»,
«Синквейн»,
«Мышление под прямым углом»,
«Эссе»,
«Чтение и суммирование в парах»,
РАФТ,
«Создание общественного текста»,
«Прогнозирование содержания»,
«Ромашка вопросов Блума»,
«Толстые и тонкие вопросы»,
«Уголки».
2 готовность к самообразованию «Двучастный, трехчастный дневник»,
«Ассоциации»,
«Синквейн»,
«Прогнозирование содержания»,
«Эссе»,
«Ассоциации»,
«Кубик».
3 готовность к использованию информационных ресурсов (информационная компетентность) «Знаю. Хочу узнать. Узнал»,
«Инсерт»,
«Двучастный, трехчастный дневник»,
«Зигзаг»,
«Чтение с остановками»,
«Бортовой журнал»,
«Кластер»,
«Кубик».
4 коммуникативная компетентность Дискуссия «совместный поиск»,
«Перекрестная дискуссия»,
«Создание общественного текста»,
«Авторское кресло»,
РАФТ.
Технология обеспечивает развитие критического мышления, формирование ключевых компетенций и способностей к сотрудничеству. Использование разнообразных приёмов ведёт к развитию деятельностной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Уроки продуктивны и интересны детям, что создаёт благоприятную для сотрудничества атмосферу на уроке. Применение приёмов РКМЧП способствует развитию у ребёнка умения графически оформить текстовой материал, творчески интерпретировать и ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Ученики становятся активны в своей внутренней позиции. Интерактивные стратегии РКМЧП помогают детям легко адаптироваться к вузовской системе обучения, предполагающей большую самостоятельность.
Ожидаемые результаты:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Глава 2. Технологии смыслового чтения на уроках географии.
Развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе, по мнению Сметанниковой Натальи Николаевны, президента Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA), руководителя текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность», является актуальной проблемой сегодняшнего образования. Оно нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.
Эти задачи должны решаться силами учителей всех предметов основной и старшей школы. В работах Н.Н.Сметанниковой рассматриваются актуальные вопросы компетенции чтения и учебного стиля, формирования грамотного читателя через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов, а также подготовки и организации мониторинга чтения. В результате решения поставленных задач при переходе к ФГОС использую технологию смыслового чтения.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания
Обучение чтению предполагает, что педагог знает, как помочь человеку научиться читать, а для обучающегося – что он хочет, готов и может научиться чтению. Учитель владеет методиками обучения, а обучающийся готов работать под его руководством.
На процесс обучения влияют характеристики самого учителя (образование, опыт, отношение к предмету и читательская культура, а также владение многими приемами обучения чтению) а также условия обучения (количество и состав учащихся, учебное время, родной язык учащегося, учебные ресурсы, организация физического пространства класса, помощь родителей).
2.1. Стратегии предтекстовой и послетекстовой деятельности.
Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности
Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создания мотивации к чтению.
Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса».
Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения. Оно часто осуществляется с помощью информационных закрытых вопросов: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «каким образом?», «сколько?», «как?», которые требуют точного ответа из текста.
Текстовая составляющая предполагает выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного.
Например, при изучении темы «Географические системы. Пути сохранения устойчивости географических систем» в курсе «География России» логично использовать Предтекстовые, текстовые, послетекстовые стратегии.
Предтекстовые стратегии:
«Мозговой штурм». Посмотрите на название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы.
– Что такое географическая система?
– Какие свойства она имеет?
– Каким законам подчиняется?
– Как человек влияет на геосистемы?
– Что такое ООПТ?
– Какие виды ООПТ вам известны?
– Что такое экологический каркас территории?
«Глоссарий». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
Геосистема природа устойчивость открытость
Заказники ООПТ заповедник экологический каркас
Ландшафт литосфера Сибирь комфортность среды
«Ориентиры предвосхищения». Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны до чтения текста.
Суждения после прочтения текста.
1. Геосистема – ПК;
2. Свойства геосистемы: целостность, открытость, динамичность, устойчивость, изменчивость;
3. Изменчивость проявляется в ритмичности;
4. Геосистемный подход позволяет выделить географические районы;
5. Экологический каркас территории включает крупные ООПТ;
6. Сохранение внутреннего разнообразия – условие жизнеспособности и устойчивости геосистемы.
«Рассечение вопроса». Прочитайте заглавие текста, на какие смысловые группы можно будет его разделить.
В ходе чтения периодически следует делать остановки для размышлений и прогнозов относительно установления разнородных связей и отношений внутри разворачивающегося сюжета текста.
В этом случае преподаватель вмешивается в процесс чтения обучающегося, чтобы:
– оказать помощь в организации его стадий или при переходе от одной стадии к другой;
– обеспечить его дополнительной информацией, связанной с разъяснением значения слов, смысла отдельных фрагментов текста;
– научить приемам эффективного чтения.
Чем сложнее материал, с которым работает учащийся, тем в большей степени ему нужна помощь преподавателя в организации процесса чтения. Такой организации помогают: работа со словом в разных вариантах; рубрикация смысловых составляющих текстов и последующее обобщение рубрик; прогнозирование развития сюжета; формирование мнения относительно содержания текста.
Стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками» (методика чтения со слабочитающими), «Чтение про себя с пометками».
Например, при использовании стратегии текстовой деятельности можно дать следующее задание. Бегло просмотрите текст, правильны ли ваши ассоциации определенные при мозговом штурме, список слов. Прочитав текст, разделите его на части.
«Чтение про себя с пометками». Отметьте в тексте значками:
++ соответствует тому, что знаю;
– – противоречит тому, что знаю;
?? надо обсудить;
С какими суждениями вы согласны после прочтения текста.
Послетекстовая составляющая предполагает: использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания; включение его в более широкий контекст культурной активности; освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости;
Стратегии послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».
«Вопросы после текста».
– Что такое географическая система?
– Какие свойства она имеет?
– Каким законам подчиняется?
– Как человек влияет на геосистемы?
– Что такое ООПТ?
– Какие виды ООПТ вам известны?
– Что такое экологический каркас территории?
Стратегии работы с объемными текстами: «Алфавит за «круглым столом», «Соревнуемся с писателями», «Ориентиры предвосхищения», «Экскурсия по книге», «Список тем книги», «Следуйте за персонажем книги», «Черты характера героев», «Цитаты», «Загадки», «Доклад», «Рецензия», «Синквейн». Эти стратегии используются до чтения, во время и после прочтения текста.
1. Работа с понятием.
2. «Синквейн». Составьте синквейн – пятистрочник.
Мониторинг качества чтения и понимания текста все активнее используется как оценочная деятельность в процессе и результатам обучения. Мониторинг осуществляет учитель, самомониторинг проводит сам обучающийся.
Карточка контроля.
Критерии - Моя оценка
Мои суждения до и после прочтения совпали:
Совпали – 3 баллов; В основном – 2 балла; Частично – 1 балла; Не совпали – 0 баллов Я легко разделил текст на части:
Легко разделил – 3 балла; Частично – 2 балла; С подсказками – 1 балл; Не разделил – 0 баллов. Я составил определение понятия:
Составил полностью, привел примеры – 3 баллов; Составил полностью, нет примеров – 2 балла;
Составил частично – 1 балла; Не составил – 0 баллов.
Я составил синквейн:
Составил – 1 балла; Не получилось – 0 баллов.
Я отвечаю на вопросы:
Отвечаю, полно и грамотно – 3 балла; Отвечаю, допускаю неточности – 2 балла,
Отвечаю, делаю много ошибок – 1 балл; Не отвечаю – 0 баллов.
Набрал:
12-13 баллов – «5»; 11-8 баллов – «4»; 7-5 баллов – «3»;
4 и менее – «2».
Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где перечислен перечень умений, содержащийся в Стандартах образования (ФГОС ООО), в разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией». В них указываются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), первичные навыки работы с информацией в результате изучения предметов.
От внешнего контроля со стороны учителя, осуществляется переход к взаимоконтролю учащихся и самоконтролю читателя. Традиционные формы контроля понимания, такие, как: множественный выбор; верные/неверные суждения; законченные предложения; вопросы к тексту, относящиеся к началу, к середине или к концу текста; реферирование, аннотирование, подчеркивание и составление плана, – все это дополнилось новыми приемами: актуализацией предшествующего опыта и знаний, графической составляющей текста, опорой на структуры текста, развитием критического мышления. При использовании технологии смыслового чтения нет необходимости пользоваться малозначимой инструкцией типа «Прочитайте текст», а работа идет в направлении использования развернутых программ работы с текстом. Учитель переходит от методик обучения, являвшихся планом работы, к стратегиям чтения, выступающим в качестве плана, программы совместной работы обучающегося и обучающего.
Заключение.
Подводя итоги, можно сказать, что методика обучения чтению, по мнению Сметанниковой Н.Н., проделала путь:
- От чтения вслух к чтению про себя как основному способу обучения пониманию; при этом чтение вслух и выразительное чтение остаются приемами обучения, входящими во многие комплексные методики и в настоящее время.
- От поиска ответов на вопрос «Что и сколько понимать?» через упражнения и тренинги к поиску ответов на вопросы: Как учить пониманию? Почему ему надо учить? В каких ситуациях обучение эффективно?
- От обучения иерархии навыков понимания к метакогнитивным и социальным стратегиям, формирующим общеучебные умения и умения чтения.
- От преподавания чтения к обучению ему, а затем к совместной деятельности обучаемого и обучающего.
Помимо этого сформировался новый взгляд на сам учебный процесс как на ситуацию обучения пониманию при чтении. Учитель ведет наблюдение за тем, как учащиеся читают и понимают, какими стратегиями пользуются, каких им не хватает, как им надо помочь.
Такой подход можно считать развивающим личность, в его рамках формируется опытный (С.К. Фоломкина), гибкий (О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова), стратегиальный (Н.Н. Сметанникова), идеальный (И.В. Усачева) чтец, который: осознает и выбирает цель чтения в зависимости от искомой информации и характера читаемого текста; подбирает, если необходимо, источники информации; владеет приемами, стратегиями чтения; правильно подбирает их в соответствии с целью, проявляя читательскую гибкость.
Библиография
Н.Н.Сметанникова, Развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе, М., «Просвещение», 235 с., 2012;
Н.В. Банникова, Методика обучения чтению, Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 142 с, 2002;
С.В. Ряховский, Итоговый и текущий контроль по географии. ФГОС. Инновационная школа, М., «Русское слово»,2013;
Д.В. Молодцов, Контрольно-измерительные материалы, М., «Русское слово», 2012;
Контрольно-измерительные материалы. География: 5-9 классы/Сост. Е.А. Жижина.-М.: ВАКО, 2012.-112 с.;
Технология РЧКМП, Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, ссылки на научные труды;
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках,-М.:Арена, 1994;
Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе и на уроках географии. УМИ.-М.:ФЦДЮТиК, 216 с., илл., 2005;
Материалы из опыта работы, 2012-14 гг., Р.И.Карибаев;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Мастер класс.
МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»
Неделя педагогического мастерства
РМО учителей географии
«Развитие исследовательской деятельности
(смыслового чтения)
на уроках географии
мастер класс
учителя географии и краеведения
Карибаева Руслана Имановича
с. Плешаново
2014 – 2015 учебный год
“Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
Аннотация на мастер класс.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии, а также познакомить с приемами вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность. Целью мастер класса является положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Возрастная категория учащихся и аудитории неограниченна.
Данная разработка является универсальной и рассчитана для учителей ОУ различных дисциплин.
Ход мастер класса:
- Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Спасибо!
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
-Для выяснения ожиданий и опасений учащихся от урока можно использовать следующий метод: Метод «Фруктовый сад»
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.
- Одно дерево у нас «Яблоня», оно будет выражать ваши ожидания, второе – «Лимонное дерево» - выражает ваши опасения по теме мастер-класса.
(Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны). (Слайд 3)
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
- Готовы наши участники. Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
- Итак, определимся с понятием «исследовательская деятельность».
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. (Слайд 4) .Он применяется при работе в парах, группах.
- У вас на столах лежат рабочие листы, на которых должна быть обозначена проблема, которую мы сегодня решаем. Итак, вспомним, какая проблема решается сегодня в нашей Мастерской? (Ответы)
-Проблема «Развитие исследовательской деятельности обучающихся на уроках».Рабочий лист разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие».
- Подумайте в паре и попробуйте назвать ключевое понятие.(Ответы педагогов – развитие исследовательская деятельность).
- А что же такое? (Ответы)
- Это система приемов и методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и исследовательской деятельности учащихся.
-Запишите. (система приемов и методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и исследовательской деятельности учащихся)
Сектор 2 – этапы урока РИД.
-На каких этапах урока можно применять данные приемы и методы? (Ответы педагогов)
- Развитие исследовательской деятельности обучения применяются на всех этапах урока. (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
- Для каждого этапа урока используются свои приемы и методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – приемы и методы РИД.
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в течении нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо-угадай-ка»)
Сектор -4. Цели РИД.
-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений, умение получать новую информацию , подготовка и защита научно-исследовательских работ)
-Мы видим, что приемы и методы РИД ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
- Задача современного учителя – подготовить ученика, умеющего ориентироваться в любой ситуации. Речь идет о способности учащихся к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
- Попробуем воплотить это практически.
- Я предлагаю вам, уважаемые участники, посетить турагенство ____________ и в рамках реальной ситуации попробовать решить данную проблему.
- Итак, добро пожаловать. Сегодня у нас для вас есть несколько уникальных предложений, ведь в каждой стране есть что-то свое, своя изюминка.
- Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут для туристической поездки, увидели клип о стране с незнакомым названием Россия (Клип «У моей России»).
- Что могло удивить вас – жителей Южной Африки, - в клипе о нашей стране? Мнения…
- Образ России для иностранца – это что? Что вы видите? (Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть и тд)
- Замечательно! А какими ещё природными особенностями, рекордами и чудесами мы – россияне можем заинтересовать иностранных туристов? Мнения ….
- У вас есть сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!
Предлагаю прием «Самое, самое»
1. Самое глубокое озеро России? (Байкал)
2. Самая большая по площади природная зона? (Тайга)
3. Самые высокие горы России? (Кавказ)
4 Самые крупный остров у восточных берегов России? (Сахалин)
- Один древний философ не уставал твердить: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды...» Только я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быстро.
- Внимание на экран: о какой стране идет речь? (на слайдах музыка и образ страны)
1. Франция. 2. США. 3. Германия. 4. Турция. 5. Египет. 6. Англия.
- А как вы создаете эмоциональный настрой на ваших уроках?
- Этот прием называется «Лови подсказку»
-Уважаемые участники, запишите в третий сектор еще новые приемы и методы, которые могут быть применимы также для РИД.
- Мы с вами прошли такой этап как индукция. Это важная составляющая часть в саморазвитии личности.
-Что может выступать в роли индуктора? (слова, предмет, звук)
- Индуктор должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования.
-Вернемся в наше агентство.
-Внимание на слайд: сегодня наше агентство готово представить несколько туров. (на слайде названия стран)
-На экране будут представлены города, которые вы сможете посетить, а вы соответственно назовете страну.
1. Лион, Ницца, Руан – Франция. 2. Чикаго, Нью-Йорк, Майами – США
3. Гамбург, Бремен, Берлин – Германия
- Уважаемые коллеги, мы с вами успешно справились с этапом самоконструкции, который был организован при помощи приема «Помню все». Этот прием способствует формированию универсальных учебных действий и водворению необходимой информации из долговременной памяти.
-Я на уроках географии могу использовать этот прием следующим образом: слово-объект.
- А как вы можете его использовать на своих предметах? (анг. яз.: слово-перевод).
- На пике мотивации мы переходим к этапу социоконструкции.
- Вы, наверное, слышали, что «риск — благородное дело»?
Наше агентство готово предложить три варианта путешествия – три тура в те страны, которые вы видите на экране. Вам выпал шанс совершить путешествие в одну из этих стран. Выберите карточку с названием той страны, в которую вы отправитесь.
(Участники вытаскивают карточки, таким образом, формируется три группы)
1 группа – Франция 2 группа – США 3 группа – Германия
- Такой прием «Выбор» используется при делении класса на исследовательские группы.
-Запишите название приема в третий сектор.
- Задача каждой группы выбрать название города, куда они отправятся и те объекты, которые они вместе посетят в течении тура.
(Участники работают в группах с помощью р.л. №2)
- А пока вы думаете, я вас оставлю на минутку, чтобы пообщаться с другими нашими потенциальными клиентами.
- В настоящее время наши участники находятся на этапе развития. Этот этап характеризуется резким превращением знаний: получение информации, противоречие, т.к нужно прийти к единому мнению: мое – и другое.
Я – группа Я – информация
Группа- группа.
- Однажды у Аристотеля спросили: Как преуспеть ученикам? «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», — быстро ответил тот. И был, конечно же, прав! Поэтому мы двигаемся вперед и только вперед!
- Как же удалось участникам договориться. (Ответы групп)
-Вы успешно справились с этапом социализация и афиширование.
-Работа в нашей Мастерской подходит к концу, и мы подошли к очень важному этапу – рефлексии.
-Уважаемые участники, проведите самооценку своей работы в группе: выберите тот цвет авиабилета, который соответствует вашей оценке.
Прием «Могу больше»
Красный – мы легко нашли общее решение;
Зеленый – мы с трудом нашли общее решение;
Синий – мы не пришли к общему мнению.
-Этот прием называется «Могу больше», применяемый в организации рефлексионной деятельности . Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции урока, для дальнейшей работы.
-Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог нашей мастерской.
- Вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. (Ответы участников). Спасибо!
-Вы согласитесь, что участники сами принимали решение, сами оценивали свою деятельность, сами выбирали маршрут т.е. они самосовершенствовались с помощью приемов и методов, применяемых для РИД.
Таким образом, мы видим насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРАФИИ.
Я очень рад, что преподаю в школе именно этот предмет.
Закончить наш урок я хочу словами Р. Рождественского
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вёл по свету мои корабли,
Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звёзды сползают к фьордам всё ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
- Но это станет все возможно, если мы будем познавать, исследовать, путешествовать.
На память участникам о работе в нашей Мастерской я дарю выбранные авиабилеты и заполненные вами рабочие листы №1.
Приложение 2. Правила составления синквейна.
СинквейнСтрочка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное).
Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.
Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета.
Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.
Приложение 3. Тексты контрольных работ по географии на оценивание уровня и качества смыслового чтения.
Контрольная работа по географии в 5 классе,
по работе с текстом.
Дополните утверждение.
Первым европейцем, которому удалось обогнуть Африку и найти путь в __________________океан, был португальский мореплаватель_________________________. В_____________году его корабли обогнули южную оконечность Африки, названную мысом_____________________.
Прочитайте текст. Определите и запишите имя путешественника, о котором идет речь в тексте. Ответьте на вопрос.
Это был решительный и мужественный мореплаватель. Плавание экспедиции под его руководством началось в 1497 году из порта Лиссабон. Обогнув южную оконечность Африки, корабли его команды достигли берегов Индии и причалили в городе Каликут. Несмотря на то, что его имя до сих пор не пользуется уважением в Индии, он навсегда вошел в историю Великих географических открытий.
Имя путешественника_______________________________________.
В чем заключается заслуга этого путешественника?
Вставьте слова и выражения по смыслу.
На новом материке_________________я увидел странных животных с длинными задними ногами и сильным хвостом. Эти животные предвигались прыжками. Мы-то с вами знаем, что это______________________, но во времена___________________эти животные были неизвестны, и он спросил у местных жителей, как они называются. Те ответили на своем языке: «____________________», и ____________________решил, что это и есть название животного. Он не знал, что на языке австралийцев слово «___________________» означает «_________________________».
Ответы:
Индийский, Бартоломеу Диаш, 1487, Доброй Надежды.
Васко да Гама, открытие морского пути в Индию.
Австралия, кенгуру, Джеймса Кука, «кангаро», Джеймс Кук, «кангаро», «не понимаю».
Контрольная работа по географии в 6 классе,
по работе с текстом.
Из указанных точек имеют
А) северную широту______________________________________________
Б) восточную долготу_____________________________________________
В) южную широту и западную долготу______________________________
Гринвичский меридиан
00
.М
.В
.Б .Г
.И
.Е
.К
.З
.А
.Д
.Л
.ЖПрочитайте текст и выполните задание.
Почему горные породы так отличаются друг от друга? Объясняется это различным происхождением их. Одни породы образовались из расплавленной огненно-жидкой магмы. К ним, например, относят базальт.
Другие породы образовались на дне древних морей и озер. Постепенно, в течение многих лет, здесь накоплялись толщи глины и остатков организмов. Так образовался целый слой горных пород. В результате движений земной коры морское дно стало сушей.
Далее, эти горные породы в связи с движениями земной коры могли опускаться в глубокие недра и там, подвергаясь сильному давлению и нагреванию, изменялись. Так создавались новые породы.
О каких видах происхождения горных пород земной коры говорится в тексте? Назовите их. Приведите примеры названий горных пород, относящимся к этим видам происхождения.
Заполните пропуски в тексте.
Обширные участки поверхности Земли с небольшими перепадами называются_____________________. Равнины, высота которых не превышают 200 м над уровнем моря, называются__________________________. Самая крупная низменность нашей планеты-_______________________. Более высокие равнины называются________________. А самые приподнятые равнины, имеющие высоту более 500 м над уровнем моря, называются-_____________.
Определите, какие из приведенных слов могут быть использованы при рассказе о различных видах выветривания (проставьте соответствующие цифры).
Виды выветривания
Физическое Химическое Биогенное
1.Вода, 2. Температура воздуха, 3. Животные, 4. Корни растений, 5. Ветер, 6. Деятельность человека.
Что из перечисленного остается лишним? К какому виду выветривания она может относиться? Напишите недостающее.
Ответы:
А) М, В, Б, Е, Г, И. Б) Е, Г, И, Л, Ж, Д. В) А, З, К.
Магматические, осадочные, метаморфические.
Равнинами, низменностями, Амазонская, возвышенностями, плоскогорьями.
Физическое – 1, 2, 5. Химическое – 1. Биогенное – 3, 4. Лишнее – 6, недостающее – техногенное.
Контрольная работа по географии в 7 классе,
по работе с текстом.
Определите африканскую страну по предложенному описанию. Ответьте на вопросы.
Несколько тысяч лет назад на территории этой страны возникло одно из древнейших государств Земли, от которого сейчас остались грандиозные архитектурные памятники. Почти все население этой страны проживает на берегах текущей на север реки. Столица страны – крупнейший город материка. Ежегодно эту страну посещают миллионы туристов из многих стран мира.
А) Название страны,
Б) Древнее название страны,
В) О каких архитектурных сооружениях говорится в тексте?
Г) Название реки,
Д) Столица государства,
Е) Другие достопримечательности
Назовите природную зону Африки по приведенному ниже описанию. Ответьте на вопросы.
Эта природная зона занимает значительную часть материка. Ее отличают обширные, покрытые травой пространства, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Ни в одной другой природной зоне нет такого количества и разнообразия травоядных животных. Здесь пасутся зебры, антилопы. Самое высокорослое животное Земли также является обитателем этой природной зоны.
А) Что за высокорослое животное?
Б) Какие сведения можно еще добавить об этой природной зоне?
3. Найдите несоответствие (рис. 1):
а) 1 – Тропические леса; б) 2 – Саванны и редколесья; в) 3 – Влажные экваториальные леса; г) 4 – Субтропические леса и
кустарники.
4. Из указанных точек имеют
А) северную широту______________________________________________
Б) восточную долготу_____________________________________________
В) южную широту и западную долготу______________________________
Гринвичский меридиан
00
.М
.В
.Б .Г
.И
.Е
.К
.З
.А
.Д
.Л
.Ж
Ответы:
А) Египет, Б) Древний Египет, В) Пирамиды, Г) Нил, Д) Каир (Мемфис – древняя столица Др. Египта), Е) Сфинкс, Долина Царей (Луксор), Шарм-эш-Шейх и т.д.
Саванна. А) жираф, Б) хищники, слоны, саванна занимает до 40% всей площади материка, баобабы, Сахель и т.д.
а) 1
А) М, В, Б, Е, Г, И. Б) Е, Г, И, Л, Ж, Д. В) А, З, К.