Доминантное занятие для старшей группы Образ Зимы в музыке

План-конспект
доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми
старшего дошкольного возраста.

«Образ Зимы в музыке»

Цель: развивать у детей образное мышление и представление о зиме средствами музыкального восприятия.

Задачи:
воспитывать у детей любовь к природе и всему прекрасному;
учить детей замечать изменения в природе;
создавать у детей отклик на явления природы и изобразительные средства музыки, повествования, передавая своё отношение к музыке, поэзии, живописи.

ХОД НОД

Муз.рук. - Сегодня, ребята, мы собрались с вами, чтобы порадоваться наступлению Зимы.
Зиму издавна любит народ. Называли её Зимушкой, Матушкой- зимой,
Зимушкой хрустальной, волшебницей. Вся природа засыпает. На землю
падает, кружится белый, лёгкий, пушистый снег. Зима бывает разная: тихая,
и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая. Послушайте
стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый»

О какой зиме рассказывает в стихотворении поэт?
(о спокойной, снежной, сказочной)
Послушайте, пожалуйста, какую музыку о зиме написал русский композитор
Свиридов, описывая метель.

Звучит музыка Свиридова «Метель»

Скажите, ребята, похожа эта музыка на звуки настоящей метели?
Какую характеристику дал метели композитор? Как это
можно рассказать словами?
(ответы детей)

Ребята, знаете прямо сейчас можно здесь устроить настоящую метель, белую
кутерьму. Выбирайте кто будет изображать метель музыкальными
инструментами, движениями, а кто будет рисовать.

Творческое изображение метели под музыку Свиридова «Метель»

Очень красиво изобразил зиму композитор П.И. Чайковский в своём
произведении «Зимние грёзы».

Звучит музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зимние грёзы»

-Какую зиму отразил П.И. Чайковский в своём произведении?
-Какое настроение у этой зимы?

-Какую картину вы себе представили? Сказочная мелодия?
Подходит ли эта мелодия по смыслу к картине художника Жуковского «Зима»?

Просмотр репродукции картины Жуковского «Зима»

Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину?
(Стало немного грустно, печально)

Композитор и художник одинаково грустят, кажется, что зима надолго, когда
вокруг такой тёмный лес. Его ветки прикрыты пушистыми белоснежными
шапками.

Как музыка смогла передать грусть и тоску в картине? Как она звучала?
(спокойно, печально, тихо, грустно)
Какие инструменты помогли передать настроение и характер
музыки? (скрипка, виолончель, флейта, дудочки)
Какой оркестр исполнял это произведение? (симфонический)

А сейчас я вам предлагаю выразить своё отношение к зиме ещё и красками.
Попробуйте нарисовать, что вам больше всего нравится зимой: снеговики,
деревья в инее,забавы, красивые снежинки.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», «Декабрь».
Рисование «Зимние фантазии»

Обсуждение рисунков. Подведение итогов занятия.

Оценка эффективности методов развития творческого восприятия музыки
старших дошкольников.

Цель развивать у детей образное мышление и представление о зиме средствами
музыкального восприятия.
Задачи:

воспитывать у детей любовь к природе и всему прекрасному;
учить детей замечать изменения в природе;
создавать у детей отклик на явления природы и изобразительные средства музыки, повествования, передавая своё отношение к музыке, поэзии, живописи.

Музыкальные произведения :Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Зимние грёзы»,П.И. Чайковского «Времена года», «Декабрь».

Развитие творческого характера развивается, с помощью интереса к слушанию музыки, желание слушать ещё раз музыкальное произведение, желание рисовать под музыку, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Были использованы наглядно-слуховой метод, словесный, практический, проблемный.
Применялись и приёмы развития творческого воображения и творческого мышления детей творческое изображение метели, например, где дети с помощью движений, игры на детских музыкальных инструментах, рисования.

В процессе занятия развивались специальные музыкальные способности- музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство, а также общие способности воображение, фантазию, образное творческое мышление.

Дети создавали своеобразный ритм на музыкальных инструментах, ярко изображали в красках образ зимы, придумывали интересные ответы.

Таким образом, цели и задачи выполнены на этом занятии. Дети были увлечены содержанием занятия, внимательно вслушивались в звуки музыки, высказывали активно своё мнение, прозвучали оригинальные ответы, дети чувствовали ритм музыки, оттенки музыки могли определить, воображали настоящую зиму, метель.
15